Исследовательская работа Знаю ли я свою малую Родину?
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ№15»
Исследовательская работа
Знаю ли я свою малую Родину?
Работу выполнил:
Тараник Владислав Сергеевич,
обучающийся 1 курса
Руководитель:
Нетепенко Екатерина Дмитриевна,
преподаватель истории и обществознания
с.Бея
2017Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. ……3-4
Основная часть (исторические сведения)
Союз Хонгорай………………………………………………………………..5-7
Развитие русско-кыргызских отношений……………………………………8-9
Административное преобразование территории…………………………….10-12
Проведение исследования…………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………………….14
Список литературы ……………………………………………………………………15
Приложения …………………………………………………………………………….16-17
Введение
Много тысячелетий назад на земле Хакасии сменяли друг друга различные народы. Хакасия удивительный по красоте край. Разнообразные природные уголки с различной растительностью и животным миром, озерами, реками, степью и высокими горами. Высокую ценность составляют исторические памятники истории и культуры.
Исследовательская работа посвящена теме «Знаю ли я свою малую Родину?».
Актуальность исследования темы заключается в том, что в 2017 году Республика Хакасия отмечает свое 25-летие. Важность на данное время этого события определило проблему моего исследования. Актуальность проблемы исследования состоит в необходимости изучения истории становления Хакасии.
Мною была выдвинута гипотеза с целью выяснения- знают ли обучающие нашего училища историю создания Хакасии. Гипотеза выдвинута на основании заданных вопросов и бесед и не получение на них ответов.
Объектом исследования являются студенты профессионального училища №15. Предметом исследования в настоящей работе являются знания о историческом становлении Хакасии.
Цель исследовательской работы - проверить знания обучающихся по истории образования Хакасии.
Задача исследовательской работы состоит:
Изучить историю создания Республики Хакасия с древнейших времен.
Провести социологический опрос (анкетирование).
Определить знают ли студенты нашего училища свою малую Родину?
Достижение цели осуществлено мною путем последовательного решения поставленных задач различными методами исследования:
Методом экспериментально-теоретического уровня: анализ, синтез, дедукция, логический.
Методом теоретического уровня: изучение и обобщение.
Эти методы исследования позволили логическое исследование собранных фактов, выработать понятия и суждения, сделать умозаключение и теоретическое
обобщение.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что на основании изучения темы поднят вопрос в училище - знаем ли мы свою малую Родину? Многие студенты обратят внимание на мое исследование и сделают выводы, подтверждая их познавательными действиями.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты изучения исследования могут быть использованы на уроках истории. Результатом моей работы стала созданная презентация, которую можно посмотреть на классных часах во всех группах нашего училища.
Союз Хонгорай
В 2007 году наша республика отметила 300-летие со дня вхождения в состав России. В 2017 году Республика Хакасия отмечает своё 25-летие. Какие важные даты для нас живущих на этой земле. Прочитав книги “История вхождения Хакасии (хонгорая) в состав России” и серию “Наследие народов Российской Федерации ”Сокровище культуры Хакасии” я многое узнал нового о своей малой родине. Какой тернистый путь был пройден и этапы становления республики.
Научно установлено, что предками современных хакасов являются кыргызы Кыргызское государство возникло в V в н.э. в междуречье рек Енисея и Абакана называлось оно “Кыргыз”. В VI-XIII в н.э. оно было независимым и признавалось соседскими державами Китаем, Ираном, Тибетом. В Киргызском государстве имелось уголовное законодательство, их законы были очень строги. Налоги и дань взимали натурой – соболями и белками. В 1207 году территория кыргызов была завоевана монголами .И только в 1399 году предводитель кыргызкого тумена провозгласил себя ханом новой династии “Дадань”. В 15 веке монгольские племенные группы: туматы, урдуты, кераиты были переселены в долину Среднего Енисея, где жили местные плена: ызыр, эчих, хапхына, сагай. Они все и стали “Толай хоорай” или “Хоорай”, а позднее единым союзом “Хонгорай ”. В 17 веке Хакасско-Минусинский край назывался “Кыргызская земля”
Административное устройство
Территория Хонгорая разделялась на четыре улуса-княжества: Алтысарский, Исарский, Алтырский, Тубинский и представлял единый государственный союз. Жители улусов состовляли единый народ. Делившиеся по социально-классовой дифференциации на: “князцы,”лучшие люди,”служилые люди,”улусные люди», ”улусные мужики»,”улусные татары”.
Хозяйство и культура
Основным видом деятельности хонгорцев являлось скотоводство. Животные, которых разводили в то время это крупно-рогатый скот, лошади, верблюды, овцы. Люди не задерживались в одном месте, а кочевали по сезонам со всем имуществом и скотом. Самым ответственным моментом был окот скота. Жилищем служила переносная юрта. Зимой она покрывалась войлоком, а летом берестою.
Было развито и земледелие с наличием оросительных сооружений. В пищу широко использовались дикорастущие растения. Жители Хонгорая добывали железную руду и из металла ковали: сабли, ножи, наконечники для стрел и другие предметы быта. Развивалось ювелирное мастерство. Ремесленники изготавливали серьги, бусы, наборную упряжь и другое.
Велась торговля с Монголией, Средней Азией, Китаем.
Население проживающие в этих местах говорило на едином языке -кыргызском, с различными диалектами по четырём княжествам. В отношении религии кыргызы были шаманистами, буддистами в дальнейшем признали православие.
Общественный строй ХонгораяВсе улусы вместе были единым политическим пространством. Правящим классом была элита- “чайзаны” ”князцы” и «лучшие люди» из кыргызских князей. Они имели большие стада скота и военную дружину до 40 “батыров” ”чор”. Эксплуатируемый класс это простолюдины « харачы» и киштымы . Строгая иерархия родов и племён была основным принципом общественного устройства.
Столица Хонгорая в 17 веке располагалась между реками Черного и Белого Июсов. Для решения важных вопросов собирался съезд (хурал) с представителями всех четырёх улусов.
В 1630 году лучшим князем был сначала Кара, затем Номчы, затем его сын Кочебай.
Для управления Киргизской землёй существовал административный аппарат, который выполнял судебные, юридические, налоговые функции.
В 17 веке Хнгорай имел постоянное войско от 600 до 2 тыс. человек и огнестрельное оружие. Основу войска составляла конница. Погибнуть в бою
считалось за доблесть. Тела погибших сжигались, а их счёт вели по отрезанным ушам.
Для охраны территории Хонгорая сооружались форпосты, всего их насчитывали около 100. В 16-17 веке в Центральной Азии возникли монгольские феодальные образования Алтын-ханов и Джунгария. Сначала Хонгорай платил дань Алтын-хану, а в середине 16-17 века разорвал с ним отношения и взял политическую ориентацию на Джунгарию. Позднее, с 1667году Хонгорай оказался в вассальной зависимости от Джунгарии. Мужское население платили ясак по 5 соболей с каждого .В конце 17 века, начало18 века Хакасия стала объектом борьбы России, Монголии, Джунгарии. Участились военные походы на «Кыргызскую землицу» из Томского, Кузнецкого и Красноярского острогов, требовавших от хакасов признания русского царя и выплаты ясака.
Развитие русско - кыргызских отношений.
Развитие этих отношений было непростым. Хогорай по своей малочисленности населения не мог противостоять ни «калмыцким посланникам», ни Алтын-хану, ни русским сборщикам. Являясь троеданцами ясака. Вся тяжесть сборов ложилась на плечи бедных людей.
Военные столкновения кыргызов с русскими сборщиками начинаются со второй половины 17 века. В1667 году кыргызские и калмыцкие люди осадили Красноярск в результате погибло много служилых людей, в 1673 году был разграблен Ачинский острог. В 1674 году царским указом была объявлена война кыргызам. В 1667 по 1682 год кыргызы во главе с князем Еренаком нападали на Красноярск брали людей в плен, угоняли скот, жгли дома. Больной вклад в объединение кыргызов внес князь Еренак Ишеев. Двадцать лет он был грозою сибирских городов, защищая рубежи Хонгорая. Сейчас считается национальным героем республики. После его смерти Хонгорай потерял свою самостоятельность.
В 1680 году князь Шандры Сенчикенев брал Томский уезд.
С1690 года Россия переходит к более активным действиям против кыргызов, нанося тяжелые удары по улусам. Князь Корчин Еренаков, глава Кыргызской земли , заключил с Россией мирный договор, но и после этого противостояние продолжалось.
В 1703году состоялся угон населения Хакасии в Джунгарию, в количестве приблизительно 15 тысяч человек. Угон большой массы населения привел к разрушению политического строя Хонгорая. Все четыре улуса распались. В середине восемнадцатого века кыргызы бежали из Джунгарии, часть их осталась в холопстве у ойратов, часть захвачена китайцами и отправлена в Манчжурию. Переселенцам была выделена площадь 50*50 по реке Уюр. Мудрые старейшины говорили молодежи: «Пусть наше владениеХонгорай не останется сиротой, пусть наша земля не останется пустой, пусть не прервется наш род! Запоминаите дорогу и родные горы, придет время и вы вернетесь на нашу родину Хонгорай».(7) Угнанные кыргызы группами и в одиночку стали возвращаться на свою историческую родину. За период 1703-1706 г.г русскими служилыми людьми было задержано и убито более 1500 кыргызов возвращающихся из Джунгарии.(1)
Точкой отсчета вхождения нашей республики в состав России считается постройка Абаканского острога в 1707 году. В 1716-1717 году был построен второй острог «Означенный». В августе 1727 года Россия и Китай заключили Кяхтинский мир о утверждении границ.
Административное преобразование территории
В 1822 году проведена Сибирская административная реформа. Реформу разработал М.М.Сперанский- сибирский генерал-губернатор. Были приняты законодательные акты: «Учреждения для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев», «Устав о ссыльных» и другие. Территория компактного проживания хакасов вошла в состав Минусинского и Ачинского округов Енисейской губернии. Хакасы отнесены к разряду кочевых, были образованы органы самоуправленя Степные Думы: Качинская, Койбальская, Кызыльская. В новом положении от1892 года вместо дум -инородные управы. Изменения в административно-территориальное устройство внесла Столыпинская реформа, в 1911 году хакасы из кочевых перешли в оседлые. Инородные управы преобразованы в волости.
После гражданской войны, в 1923 году, Президиум ВЦИК принял постановление о создании из ряда волостей Ачинского, Кузнецкого и Минусинского уездов Хакасского уезда Енисейской губернии. Административным центром стало село Усть-Абаканское, в дальнейшем город Абакан. С образованием уезда вся территория делилась на восемь волостей, а с марта 1924 года было образовано четыре района: Аскызский, Таштыпский, Чарковский, Чебаковский.
Девятого декабря 1925 года Хакасский уезд был преобразован в Хакасский округ в составе Сибирского края.
Изменение статуса Хакасского округа на Хакасскую автономную область (ХАО) произошло с двадцатого октября 1930 года как административно- территориальная единица РСФСР.
С1934 года Хакасская автономная область входила в состав Красноярского края.
Первым председателем Хакасской автономной области назначена хакаска- революционерка П.И.Гедымин-Тюдешева. Первый съезд Советов ХАО состоялся в 1931 году. Были поставлены задачи экономического и культурного развития области. Стали выходть газеты «Красный аал» на хакасском языке и «Советская Хакасия» на русском языке.
Во второй половине 20 века быстрыми темпами развивалась промышленность и сельское хозяйство. Хакасия аграрная область. Здесь , начиная с установления Советской власти развивается животноводство и земледелие. Начали образовываться коллективные хозяйства. Первое коллективное хозяйство было организовано в деревне Ново-курск Бейской волости. В 1954 началось освоение целины.
Вместе с коллективизацией началось раскулачивание .Семьи кулаков вывозились за пределы границ Хакасии, у них обтбиралось все имущество. Кулацкие семьи отправляли в Кемеровскую, Иркутскую, Томскую области, а оттуда везли кулацкие семьи в Хакасию. Только к 1970 году урожайность повысилась до 13,5центнеров с гектара.15 Производилась посадка лесозащитных полос, внедрялась черезполосица. Строились дороги, жилые дома, птицефабрики (Усть-Абаканская,Подсиненская), маслозаводы (Ширинский, Аскизский, Боградский, Саяногорский, мясоперерабатывающие предприятия.
Построены Саяно-Шушенская и Майнская гидростанции, Саянский Алюминевый завод, Абаканский вагоностроительный завод.
В1991году 3июля Верховный совет РСФСР внес изменения в конституцию о переименовании ХАО на Хакасскую Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР. А 29 января 1992 года Верховный Совет Хакасской Советской Социалистической республики принял закон о переименовании ХССР в Республику Хакасия в составе РСФСР.3 Конституция Республики Хакасия была принята 25 мая 1995 года.
Общая численность населения по данным Росстата 535 796 человек. Свыше 100 национальностей проживают на территории Хакасии.
Культура.
Хакасию называют музеем древних цивилизаций под открытым небом. Здесь каменные стелы, курганы, городища, крепости, рисунки и письмена на скалах, Это-Болоьшой Салбыкский курган, Писанницы Боярского хребта, Гуннский дворец на реке Ташеба, Сундуки и другие достопримечательности республики. Особенными были предметы быта, орудия труда, одежды хакасов и фольклор. Известными музыкальными инструментами являются чатхан и хомыс, бубен преобладает гортанное пение, называемое хай.
Одежда хакасов делилась на праздничную и повседневную. Праздничный наряд был самобытным и ярким, изготавливался в основном из шелка, парчи и меха. Замужние женщины носили безрукавку, а молодые расшитые кафтаны из черного сукна и плиса.
В пищу хакасы употребляли молочные, мясные и растительные продукты. Из мясных преобладало мясо баранины, конина и говядина. Традиционные хакасские блюда: хайма, айран, хан, мюн, кумыс, потхы и другие.
В Хакасии родились и работали известные люди. Н.Ф.Катанов первый ученый Хакасии , этнограф. Н.Г. Доможаков хакасский писатель. С.П.Кадышев хакасский фольклорист.
Проведение исследования
В моем исследовании были поставлены несколько задач. Первая изучить самому историю создания Республики Хакасии с времен образования Древнехакасского государства. Мною было прочитано три книги: Бутанаев В.Я. «История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России» Абакан,2007г. «Сокровища культуры Хакасии» гл. ред. А.М. Тарунов. М. НИИЦентр,2008.—512с., (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10.) «Три века : 300 лет вхождения Хакасии в состав России» Сост., автор текстов В.В.Чагин.—Красноярск. Изд-во «Платина, 2007,--192 с., ил.» Другой задачей было составление анкеты и проведение социологического опроса (анкетирования). Мною было опрошено 158 студентов нашего училища. Из них студентов первого курса – 55 человек, студентов второго курса- 73 человека и студентов третьего курса- 30 человек. (Приложение 1)
Анкета состояла из семи вопросов. (Приложение 3) На первый вопрос « Знаете ли ВЫ историю становления Республики Хакасия?» положительно ответили 20%. На второй вопрос «Являетесь ли Вы коренным жителем Хакасии?» положительно ответили 9%. На третий вопрос « Знаете ли Вы знаменитых земляков?» положительно ответили 17%. На четвертый вопрос «Знаете ли вы культуру хакасского народа?» положительно ответили 16%. На пятый вопрос «Связываете ли Вы свою будущую жизнь с Хакасией?» положительно ответили 16%. На шестой вопрос « Знаете ли Вы сколько лет исполнится в 2017 году Республике Хакасия?» положительно ответили 13%. На последний седьмой вопрос «Знаете ли Вы в каком году была принята Конституция Республики Хакасия?» положительно ответили 9%. (Приложение 2)
Заключение
Анализируя материал исследовательской работы и исследуя историю становления Республики Хакасия, как указывалось выше, пришел к выводу. Длинным и тяжелым был этот путь становления. Таким образом, работа по теме «Знаю ли я свою малую Родину?» дала новое и интересное в понимании жизни хакасов.
Начиная с образования союза Хонгорай, шла постоянная борьба этих племен с Монголией, Китаем, Джунгарией. В этих условиях Еренак Ишеев двадцать лет защищал границы своей земли.
В последующем, развитие русско –кыргызских отношений было сложным и наблюдались постоянные военные столкновения.
Угон населения в Джунгарию и его гибель при возвращении. Вхождение Хонгорая в состав России, Сибирская реформа, гражданская война, установление Советской власти – этапы становления республики. Первым шагом было образование уезда, последующим образование округа, а затем области. В конечном счете в1992 году образование Республики Хакасии и принятие Конституции в 1995 году.
Рассмотрены следующие положения: промышленность, сельское хозяйство, культура, быт, знаменитые люди Хакасии.
Наконец , в заключении, на основании проведенного анкетирования, в целом можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Студенты нашего училища плохо знают историю становления Хакасии. Проделанную работу считаю удовлетворительной. Намечены пути и задачи продолжения исследования темы. Конкретно у меня появился интерес к изучению достопримечательностей Республики Хакасия.
СПИСОК ЛитературЫ
1. Бутанаев В.Я. «История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России» Абакан,2007г.
2.«Сокровища культуры Хакасии» гл. ред. А.М. Тарунов. М. НИИЦентр,2008.—512с., (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10.)«Три века : 300 лет вхождения Хакасии в состав России» Сост., автор текстов В.В.Чагин.—Красноярск. Изд-во «Платина, 2007,--192 с., ил.»«Административно-территориальное деление Сибири». И.Ф.Астраханцева, А.А.Дудолов, М.И.Тимошенко.—Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство,1966.
«Хакасская автономная область за годы Советской власти».Статистическое управление Хакасской автономной области.. Абакан,1967.
«Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения».Абакан,2010 г.
Бейшеналиев Т.О. «Китайские и монгольские сочинения о потомках Ачай-Тайчжм.//Эпос Манас эпическое наследие народов мира.—Бишкек,1955.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приложение 3
АНКЕТА.
Уважаемый участник анкетирования!
Анкета предоставляется для обучающихся Профессионального училища №15.
Вам предлагается заполнить анкету для социологического исследования по теме: «Знаю ли я свою малую Родину?».
1.Знаете ли ВЫ историю становления Республики Хакасия?
Знаю все.
Затрудняюсь ответить.
Владею информацией частично.
2.Являетесь ли Вы коренным жителем Хакасии?
Да.
Нет.
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков.
Не знаю.
Знаю (укажите).
4.Знаете ли вы культуру хакасского народа?
Особенности речи.
Традиции праздников.
Особенности местного костюма.
Легенды, сказки, предания.
5.Связываете ли Вы свою будущую жизнь с Хакасией?
Да.
Нет.
6.Знаете ли Вы сколько лет исполнится в 2017 году Республике Хакасия?
Да.(указать)
Нет.
7.Знаете ли Вы в каком году была принята Конституция Республики Хакасия?
Да(указать).
Нет.