Презентация для МО педагогов дополнительного образования Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога


Методическое объединение педагогов дополнительного образования Частинского района Пермского края Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество Составила:ПДО ЦДТ «Алые паруса» , с.Бабка, Пермский крайКузнецова Е.В., «Компетентность — это способность получать запланированный конкретный результат» (П. Вейлл). Чтобы стать компетентным, недостаточно иметь большой стаж работы. Для этого необходимо, чтобы человек совершал переходы – от информации и знания («знаю, что») к мысли, а от нее к действию и поступку («знаю, как»), а от них к целенаправленной и мотивированной системе действий - деятельности. И в деятельности он получает возможность измениться сам, развить способности, приобрести новые качества, в т.ч. социальные, стать компетентным (В.И. Загвязинский). Конфликтная компетентность это профессиональное владение проблематикой конфликтов, основывающееся на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах специалиста. интегративное качество личности, характеризующееся наличием в своей структуре различных компонентов. Гностический компонент включает знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей. Регулятивный или конструктивный компонент предполагает умение воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умение формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации. Проектировочный компонент содержит умения на основе имеющихся знаний предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, оценивать его влияние на психологический климат в коллективе и т.п. Рефлексивно-статусный предполагает наличие развитой рефлексивной организации деятельности и отношений, рефлексию собственного поведения и общения, отражение иерархических отношений. Нормативный предполагает знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им. Уровни конфликтной компетентности: а) нулевой: умение своими действиями не вызывать ненужных конфликтов в деловых и служебных взаимоотношениях, не ухудшать конфликтную обстановку среди персонала; б) начальный: умение оказывать психологическую помощь в урегулировании отдельных конфликтов среди персонала; в) средний: умение конфликтологически грамотно осуществлять разбирательство и урегулирование типичных конфликтов среди персонала; г) высокий: умение управлять конфликтами, предвидеть их появление и своевременно профилактировать, тонко регулировать конфликтные взаимоотношения; д) профессионально-конфликтологический: мастерское владение широким репертуаром конфликтологических техник, способность эффективно работать с самыми различными видами и типами конфликтов. Конфликтная компетенция специалиста это совокупность конфликтологических знаний как вида профессиональных знаний о конфликте и связанных с ним явлений, фактов. Как и любые профессиональные знания, знания о профессиональном конфликте выступают важнейшим компонентом профессиональной культуры и выполняют функцию информационного базиса для ориентировочно-преобразующей деятельности специалиста в ситуациях профессионального конфликта. Показатели сформированности конфликтной компетенции адекватно понятый конфликт отсутствие ошибок в определении трудной ситуации профессионального взаимодействия как конфликтной на основе системы знаний о конфликте. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению.Вопросы:1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?а) не принимаю участия;б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?а) нет;б) только если для этого имею веские обстоятельства;в) критикую по любому поводу.3. Часто ли спорите с друзьями?а) только если это люди необидчивые;б) лишь по принципиальным вопросам;в) споры — моя стихия.4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;б) молча возьму солонку;в) не удержусь от замечаний. Тест 5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:а) с возмущением посмотрю на обидчика;б) сухо сделаю замечание;в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:а) промолчу;б) ограничусь коротким тактичным замечанием;в) устрою скандал.7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше неучаствовать в ней;б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взятьреванш;в) проигрыш надолго испортит настроение. Оценка: Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0.Подсчитайте общую сумму набранных баллов. Итоги От 20-28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.От 10-18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.До 8 баллов. Конфликты и споры - это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер. Что такое конфликт Конфликт - ( от лат. conflictus- столкновение) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.Могут быть: Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные).Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие). Упражнение «Руки» Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую. Классификация конфликтов Межгрупповые Межличностные Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- «душевные муки»)Между личностью и группой Плюсы и минусы конфликта Плюсы- конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношенияхДает возможность увидеть скрытые отношенияДает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжениеПересмотр своих взглядов на привычноеСпособствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом МинусыОтрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниямНарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климатаУхудшение качества работы-сложное восстановление деловых отношенийПредставление о победителях или побежденных как о врагахВременные потери- на 1 мин. Конфликта приходиться 12 мин. Послеконфликтных переживаний. Причины возникновения конфликтов Конфликтогены - слова, действия, поступки, могущие привести к конфликту (например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет»), на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.Формула конфликта:конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия) +повод (инциндент) - «последняя капля» = конфликт. Причины возникновения межличностных конфликтов 1. Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство).Столкновение разных жизненных принципов (кот Леопольд- гуманист и мелкие пакостники- мыши).Психологическая не-совместимость (неуживчивость темпераментов и характеров). Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).От скуки (Том и Джерри, Ну, Погоди!). «Конфликтный человек» Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро «остывает».Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта. Упражнение «На мостике» Задача: пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть. Упражнение «Толкалки» Инструкция: разбейтесь на пары. Встаньте друг на против друга, вытянув вперед руки, обопритесь ладонями на ладони партнера. Далее по моей команде ваша задача сдвинуть своего противника с места. Упражнение «Я свой» Инструкция: встаем в круг и беремся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий вне круга. Задача: доказать , что ты свой и попасть внутрь круга. Четыре способа разрешения конфликта 1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой);2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать. Способы поведения в конфликте при сотрудничестве ( Мы делили апельсин..) Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.Компромисс - чистите апельсин и делите поровну. Воля судьбы. Тянете жребий.Конструктивный поиск - узнать кому и зачем нужен апельсин (кого-то мучает жажда - сок, кто-то хочет есть - мякоть, кому - то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева). Приемы общения для разрешения конфликтов.Упражнение «Другими словами» Задание: перефразировать неконстуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные. Например: «Вы должны принести мне тетрадь»- «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь». Ответы «Другими словами» Он должен заботиться обо мне.Ты не должна была ходить на ту вечеринку.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.Ты должна была предвидеть возможные трудностиМеня заставили.Он - упрямый осел.Он меня унизил.Прекрати меня злить! Ты должна мне дать программу, книгу…. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.Я не сумела отказаться.Я не смогла его убедить.Мне было неприятно.Я начинаю злиться.Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу. Как обойти конфликт Ответить улыбкой (не с сарказмом и иронией).Использовать «Я – утверждение» - концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем и способность о этом сказать своему сопернику, вместо «Ты –утверждения», которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо «Вы должны принести мне книгу» - «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»).Способность и умение прощать!!!- значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить. Упражнение «согласие» Найти в словах партнера ЧТО-ТО, с чем можно согласиться. («Вы совсем с ума сошли!» -»Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»).«Прекратите разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника». Ответы «Согласие» Ты совсем с ума сошла!Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обстоятельства!Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!На нашей работе по -настоящему работаю только я! Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди.Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать.Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника.Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу. Рефлексия Притча «Солнце и ветер».Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. «Смотри,- сказало оно ветру - я буду действовать по- иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.Так солнце победило, действуя по доброму, с любовью. Спасибо за работу, всего хорошего! Рекомендуемая литература:Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте, Материалы для подготовки и проведения, Речь, Санкт-Петербург, 2008.Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва, Инфра-М, 2001.Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители, Речь, Санкт - Петербург, 2007.Сборник психологических тестов, Составители Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук, Казань, КНПО ВТИ, 2007.