Семинар-практикум Креативность как профессионально значимое качество личности педагога


Креативность
как профессионально значимое качество личности педагога
Цель: развитие креативности как путь реализации творческого потенциала педагога.
Задачи:
1. Раскрыть понятия терминов «творчество», «педагогическое творчество», «креативность», «креативность педагога».
2. Дать понятие «креативность как профессионально значимое качество личности современного педагога».
3. Научить педагогов практическим приёмам реализации творческого потенциала.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: педагогический коллектив детского сада.
Оборудование: столы, стулья по количеству участников, листы бумаги, ручки, фломастеры, музыкальный центр, записи песен с клипами, запись видеоролика «Как сохранить креативность», мультимедийное оборудование, эмблемы с названиями команд, ватман, «лестница креативности»; шаблоны человечков, памятки «Как развить креативность»
Подготовительная работа: изучение литературы по данной теме, анкетирование и опрос педагога-психолога.
Об обширности ума следует судить лишь по изобретательности и количеству мыслей, которые два человека извлекают из одной и той же вещи.
Клод Адриан Гельвеций
Ход семинара.
1. Создание эмоционального настроя
- Добрый день, дорогие! Сегодня на мероприятии мы будем играть, мыслить неординарно, дурачиться, позволять высказываться, отстаивать свою точку зрения, какое-то своё отношение к происходящему и быть самим собой, «креативить». И постараться как можно больше унести с собой нового, интересного, нужного. Я прошу Вас помочь мне, потому что очень волнуюсь.
Для того, чтобы нам было проще общаться, узнаем друг друга поближе.
2. Сообщение темы и цели семинара.
- Уважаемые коллеги! В нашем педагогическом сообществе существует такое понятие как синдром эмоционального выгорания. Этот спутник профессиональной деятельности воспитателя может проявляться по разному, однако в той или иной степени присутствует в каждом из нас.
К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ. 
Психологическая некомпетентность педагога может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье дошкольника. Именно поэтому, образовательные учреждения в настоящее время нуждаются в сохранении и укреплении психологического здоровья, как воспитанников, так и педагогов. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут положительно влиять на ребенка. 
Сегодняшняя встреча будет полностью посвящена этой теме. Надеюсь, Вы, ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям. 
Итак, начинаем… 
Тема семинара: «Креативность как профессионально значимое качество педагога».
Цель семинара: реализация творческого потенциала педагога через развитие креативности.
Одним из приоритетных направлений нашей профессиональной деятельности является работа по формированию доброжелательных отношений в группе детского сада.
На мой взгляд, совершенно очевидно, что формирование навыков конструктивного взаимодействия между детьми невозможно без участия воспитателей. Ведь это именно они являются непосредственными свидетелями построения группового взаимодействия.
Однако, для того, чтобы достичь полного взаимопонимания между детьми, педагогу необходимо, прежде всего, самому владеть навыками групповой работы, обладать умением нестандартно решать возникающие между воспитанниками ситуации.
3. Рефлексия.
– Перед каждым из Вас лежит «лестница креативности», на которой расположились изображенные люди. На самой первой ступени находятся люди, которые ничего не знают о педагогическом творчестве и креативности. На верхней ступени – люди, которые очень много знают о педагогическом творчестве и креативности. Отметьте, пожалуйста, где стоите Вы (можно зафиксировать время начала семинара)
Педагоги оформляют силуэты человечков, выбирают свое место на «лестнице креативности», проводя внутренний самоанализ уровня собственной креативности.
4. Лекция по теме семинара.
Креативность (от англ. create – создавать, творить)
В наше время существует множество понятий и определений креативности, мы постараемся рассмотреть некоторые из них.
Согласно большому энциклопедическому словарю: креативность - это творческая, новаторская и созидательная деятельность личности.
В философском словаре дается следующее определение: Креативность (от лат. create - творить) - порождающая способность, характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида, сферы культурных значений и смыслов.
Психологическая энциклопедия понятие креативность рассматривает как: творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Таким образом, обобщив все вышесказанное можно предположить, что креативность - это способность человека к новаторской деятельности, проявляющаяся в мышлении, чувствах, общении и отдельных видах деятельности.
Термин «креативность»  близок к  понятию «творчество».  Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле,  данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.
Просмотр видеоролика «Как сохранить креативность?»
Дети всегда мыслят креативно, образно, много мечтают, фантазируют и воображают. В процессе воспитания и обучения развивается способность мыслить логически и руководствоваться логикой в поведении, строго в определенных рамках. Творчество часто подавляется и даже запрещается.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле – нетривиальное и остроумное решение проблемы. А также смелый, нестандартный, что называется, нештампованный подход к решению проблемы или удовлетворению потребности, находящейся в нематериальной плоскости.
Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.
5. Педагог-психолог зачитывает свою аналитическую справку по проведенному исследованию
«Оценка уровня творческого потенциала личности педагога»
6. Упражнение «Распределение по группам».
Для выполнения заданий нужно распределиться по группам – художники, писатели, музыканты. Ведущий прикрепляет на голову каждого педагога эмблему (так, чтобы он не имел возможности видеть её). Таким образом, в общении происходит распределение по группам. После того как педагоги объединились в группы, проанализировать, каким образом каждый нашёл своё место. Привести педагогов к пониманию: для того чтобы узнать новую информацию, необходимо общаться.
В общении с другими педагогами каждый должен выяснить, к какой группе он относится. Условие: нельзя задавать прямых вопросов
Обобщённый итог анализа данной ситуации. Какие преимущества Вы получаете от общения с другими людьми:
1. Дополнительная информация, пополняющая Ваши познания.
2. Новый взгляд на проблему.
3. Вдохновение и новые идеи.
4. Положительная обратная связь.
5. Связь с другими людьми, которые интересуются тем же видом деятельности.
7. Зачитывается справка по диагностике
«Оценка характеристик коллектива»
8. Практическая часть семинара
Способность к творчеству или, другими словами, креативность не является уникальным психологическим качеством, в той или иной степени она свойственна каждому человеку. Но для более продуктивного взаимодействия с окружающими её необходимо активизировать и тренировать.
Тем более что тренировка креативности в каком-то одном виде деятельности ведёт к тому, что она начинает ярче проявляться и в других областях жизни человека.
Я хочу предложить вашему вниманию специально смоделированные игровые ситуации, направленные на:
формирование у педагогов навыков командной творческой работы,
активизацию творческого потенциала при взаимодействии с окружающими.
Суть предлагаемых мной упражнений не сводится к передаче знаний и умений в неизменном виде, а предполагает обучение на практике.
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю"
Конфуций
- Считаю важным отметить, что предложенные мной игровые ситуации являются универсальными и могут использоваться не только в работе с педагогами, но также с родителями и с детьми.
Итак, уважаемые коллеги, сейчас у вас появится возможность на собственном опыте испытать эффективность предлагаемого мной метода.
Уверена, что у вас всё получится!
Задание «Перевертыши».
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Упражнение «Мячик».
Для этой игры необходимо сесть в круг. Сейчас вы будете перекидывать друг другу мячик.
Тот, кто бросает мяч, придумывает название какого-либо места, а тот, кто его поймал, очень быстро, не раздумывая, называет три предмета, которые он возьмёт с собой. После этого мяч перекидывается любому другому участнику, пока не побывает в руках у каждого.
Напоминаю, прежде чем бросить мяч, необходимо придумать название какого-нибудь места. Внимание! Нельзя повторять предметы и подсказывать! Я начну первая: например, «магазин».
Обсуждение.
- Поделитесь, пожалуйста, чувствами, которые вы испытали во время упражнения.
Можете ли вы привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение так же быстро реагировать на неожиданные вопросы?
Психологический смысл упражнения.
Во время этого упражнения тренируется беглость мышления, умение быстро реагировать на неожиданные вопросы. Так же упражнение служит неплохой разминкой перед остальными игровыми ситуациями и может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.
Задание «Друдлы»
Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).
Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.
Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.

Упражнение «Клипмейкеры»
(автор упражнения Володина-Панченко Н. В.).
– Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами. Во время звучания музыки запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на возникшие ассоциации. «Нарисуйте» созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы. После демонстрации творческих продуктов тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа.
Прослушивание музыки. Демонстрация творческих продуктов педагогами осуществляется только по желанию.
Подвести педагогов к пониманию того, что результатом творческой работы групп должно стать воплощение теоретических творческих замыслов в педагогическую практику.
Упражнение «Формализм в искусстве».
Ваша задача - разбиться на пары. Один человек из каждой пары располагается за столом (там, где лежат бумага и маркер), а второй садится к нему спиной.
Второму участнику из каждой пары я даю карточку с несложным изображением. Вам необходимо рассказать партнеру о том, что на ней нарисовано. Внимание! Говорить можно только названия геометрических фигур и слова - указания на их расположение («вверху – внизу», «справа – слева», «в центре» и т.п.). Любые другие слова использовать запрещено!
Человек, сидящий за столом, по описанию партнера, пытается нарисовать то, что изображено на карточке.
Обсуждение.
Вернитесь, пожалуйста, в круг и сравните изображения.
Как вы считаете, что удалось изобразить правильно и почему, а где возникли ошибки, и что послужило их причиной?
Упражнение можно провести еще один раз. При этом партнеры меняются ролями и получают новые карточки с изображениями.
Психологический смысл упражнения.
Помимо развития креативности, упражнение является хорошим способом совершенствования навыков взаимопонимания.
Упражнение «6 шляп»
Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Придумал теорию шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.
Человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.
себя.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения.
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей, отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами.
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Вывод. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
Предлагаю разделиться на 6 групп. Разобрать данную проблему используя метод 6 шляп (проект «Мой дом Югра»).
Упражнение «Стоп-кадр»
Демонстрируется фотография или изображение какого-либо персонажа с какой-нибудь ярко выраженной эмоцией. Участникам предлагается придумать оригинальный слоган.
9. Выводы. Рефлексия.
- А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение: насколько полученный здесь и сейчас опыт был для вас новым, интересным? Возникло ли у кого-нибудь желание использовать его в своей практической деятельности?
Считаю, что данное мероприятие способствует развитию творческого потенциала педагога, неординарности мышления и как следствие формированию креативности, ведь любой педагог, он в первую очередь должен быть личностью творческой, что бы эффективно взаимодействовать с детьми и способствовать их гармоничному развитию.
10. Повторная рефлексия
- Вернитесь к «лестнице креативности», оформите своих человечков, отметьте, где сейчас Ваше место (отметьте время)
Спасибо за внимание!