Выборочное изложение по тексту Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
Выборочное изложение, 3 класс.
Текст:
Оленёнок
Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня.
Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше.
Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному. Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком. Но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать ею Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Емеля быстро поднялся и свистнул - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. (107 слов)
(Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»)
Анализ текста.
Автор: Д. Мамин-СибирякНазвание: « Оленёнок»
Количественный: В данном тексте 107слов, по объму подходит к требованиям программы начального обучения. В тексте 9 предложений, 3 абзаца.
Качественный:
Тип текста: Повествование с элементами описания (во второй части описание объекта, в третьей части – описание действия).
Стиль текста: художественный стиль (книжный).
Структура текста:
Вводная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Смысловые части со структурой повествовательного типа текста:
Завязка (начало событий) – «Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше»
Развитие действия – «Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному. Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком»
Кульминация (главный момент) – «Но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать ею Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье»
Развязка (конец события) – «Емеля быстро поднялся и свистнул - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии»
Составление плана-схемы изложения-описания под руководством учителя
Выбор материала из текста Конструирование текста по схеме Выборочное предложение
2,3,4,9 предложение Вступление. Общее впечатление.
Стоял желтенький теленок.
Внешний вид. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше.
Заключение Маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Связи между частями текста:
Части в данном тексте связаны между собой опорными словами или словами «мостиками».
Для первой части это слова: «стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня».
Вторая часть: « Это был прехорошенький олененок…»
Третья часть: «Емеля быстро поднялся и свистнул…»
Языковые особенности текста: в тексте много определений, которые помогают представить объекты более ярко и выразительно;
много глаголов и глагольных форм с помощью их детализируются действия;
в тексте много сложных предложений;
в тексте присутствуют эпитеты, сравнение;
частотные орфограммы:
правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне;
правописание приставок и суффиксов;
правописание парных согласных.
Вывод: Этот текст можно использовать для изложения.
Тема: Выборочное изложение по отрывку из рассказа Д. Мамин-Сибиряка «Емеля-охотник», 3 класс.
Задачи урока:
Закрепление знаний о построении текста – повествования с элементами описания.
Развивать умение определять тему и идею текста.
Формировать умение сконструировать текст описания оленёнка на материале авторского текста.
Метапредметные (УУД):
определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
договариваться с одноклассниками во время работы.
Личностные:
обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);
понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.
Ход урока
Ход урока Методическое обоснование
Оргмомент.
Введение в тему урока.
Наш урок из раздела «Развитие речи». Мы будем продолжать уиться писать изложение.
Знакомство с текстом. Первичное чтение текста учителем.
Беседа по содержанию.
У. – О чём текст?
У. – Каков тип текста? Докажите.
Д. – Текст повествования с элементами описания (рассыпано по всему тексту).
У – Как определили тему текста?
Д – В рассказе идет речь о том, как старик охотился на оленёнка.
Постановка учебной задачи.
У - Сегодня мы будем учиться писать выборочное изложение рассказа «Описание оленёнка». Чтобы лучше написать изложение, каждый из вас составит план–схему к рассказу. План будете писать на листочках, а потом, когда будете сдавать тетради, вложите листочки в них.
У – Необходимо сконструировать текст на материале текста описания оленёнка.
У – Нам нужно описать оленёнка. Описать так, чтобы могли представить, как он выглядит, тот, кто его не видел.
У – Что нам нужно сделать?
Д – Нам нужно найти предложения в тексте, которые помогут нам это сделать.
Самостоятельно чтение текста учащимися с целью определения предложений, в которых передаётся описание оленёнка.
У – Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните карандашом те предложения, в которых передаётся описание оленёнка.
Учащиеся должны подчеркнуть 2,3,4,9 предложение.
Конструирование текста. Составление плана-схемы.
У – В процессе работы мы составим с вами план-схему, что поможет вам при написании изжложения. (план-схема составляется на доске и каждым ребёнко на листочке)
У – С чего лучше начать описание предмета?
У – Найдите то предложение из, подчёркнутых, с которого можно начать описание.
Д – Это второе предложение.
У – Значти второе предложение должно стать первым.
У - Как построим второе предложение?
Д - Нужно описать его внешний вид.
У – Какие предложения передают описание его внешнеговида?
Д – Это 3 и 4 предложение.
У – Остаётся закончить описание.
Д – Остаётся 9 предложение.
У – Что нужно с ним сделать, чтобы им закончить изложение.
Д – Нужно убрать первую часть предложения и оставить лишь ту, где говориться об оленёнке.
У – Как составим предложение?
Установка на ознакомление с текстом и определение его типа и темы.
Помогает определить вид работы. Подготовка к составлению плана-схемы изложения.
Перечитывание текста учащимися. Выделение предложений в тексте, в которых передаётся описание оленёнка.
Формулирование предложений, выбор и реконструирование предложений, связывание их между собой. Составление плана-схемы.
Выбор материала из текста Конструирование текста по схеме Выборочное предложение
2,3,4,9 предложение Вступление. Общее впечатление.
Стоял желтенький теленок.
Внешний вид. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше.
Заключение Маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Орфографическая подготовка.
У – Обратите внимание на слова, записанные в третьем столбике, как правильно пишутся слова. На какое они правило?
Д – Безударные непроверяемые и проверяемые в корне слов.
У – Найдите орфограмму. Докажите правильное написание.
У – Есть ли в других словах орфограммы на другие правила? Назовите их и докажите правильное написание.
Перечитывание текста.
Сначала учитель читает , затем ещё раз учащиеся перечитывают самостоятельно.
Написание изложения по плану-схеме.
Самопроверка.
Итог урока. Прововодится работа по правильному правописанию слов из текста.
Повторение содержания текста перед написанием изложения.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка изложения по плану-схеме.