Презентация по русскому языку на тему Фонетика. Орфоэпия (5 класс)
Тема урока: Фонетика. Орфоэпия.Вид урока: урок - смотр знаний. Цели урока:^ Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Фонетика», совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, закрепление навыков произношения, работа по развитию речи.^ Развивающие: развивать мышление и память учащихся по-средством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.^ Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа, самооценивания.Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный.Приемы: беседа, фронтальный опрос, коллективные и групповые формы работы, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа. Организационный момент. Задание: в таблице, которая находится у вас на столах, отметить кружочком одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение на данный момент. В конце урока выясним, изменится ли оно. Начало урока Конец урокаА)спокойное; А)спокойное;Б) встревоженное; Б) встревоженное;В) радостное; В) радостное;Г) безразличное. Г) безразличное. Перед тем как начать смотр знаний, вы должны отгадать девиз, под которым мы будем работать. Работа в группах. Задание: Собрать девиз из разрезанных заготовок. Будем работать, засучив рукава, болеть душой за дело. Как называются словосочетания, из которых состоит наш девиз? Объясните смысл данных слов. Актуализация изученного Что такое фонетика? Что такое фонетический разбор? Что такое орфоэпия?Посмотрим, как вы это помните. Орфоэпическая разминка Задание1. Расставить ударение в словах.1. Дефис, жалить, досуха, свитер, щавель, звонит, договор, изобретение, балую.2. Портфель, роман, процент, средства, магазин, положил, индустрия, красивее, статуя.3. Алфавит, баловать, начать, щавель, ворота, газопровод, атлас, свекла, конечно. V. Закрепление изученного.На практике проверить можно точно,Кто смог теорию усвоить прочно.Прием КМЗадание 1. Составить кластер по разделу «Фонетика».Задание 2. Презентация работ.Формативное оценивание «Две звезды-одно желание» На практике проверить можно точно,Кто смог теорию усвоить прочно. Задание 3. Фонетический турнир. ПожалеетЗаданиемУдарение На практике проверить можно точно,Кто смог теорию усвоить прочно. Задание 4. Прочитайте высказывание и выпишите из него 3 слова, в которых: 1 группа - звуков больше, чем букв; 2 группа - букв больше, чем звуков; 3 группа - одинаковое количество звуков и букв. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и иное название еще драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь) 1 : языка, иное, название, еще.2 : дивишься, драгоценности, драгоценней. 3 : нашего, что, ни , звук , то, подарок, все, зернисто, крупно, как, сам, жемчуг, самой, вещи.Почему вы так считаете?В каких случаях гласные ё, е, ю, я обозначаются двумя звуками? Привести примеры. Игра « Аукцион» Задание 5. От слова «рот», не меняя гласного звука, а только согласные, образовать новые слова.Игра «Превращения слов»Задание: Выньте из каждого слова по одной фонеме, чтобы получилось другое слово:КраскаСклонПолкТеплоБедаэкран Фонетические вопросы ( блиц-опрос) 1.Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?2.Чем интересны буквы ь и ъ? 3.Что такое алфавит? 4. Как проверить безударную гласную в корне слова? Ответы 1.( В русском алфавите 33 буквы, 21 согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука).2.( Буквы ь и ъ не обозначают звуков).3.( Ряд букв, расположенных в определенном, обязательном для всех порядке).4.( Подобрать проверочное слово так, чтобы безударная стала ударной) Задание 7. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, исходя из значения слов. Вып - лить из ружья – вып - лоть грядку, ум - лять достижения – ум - лять о помощи, пол - скать белье – пол - скать котенка, зап - вать песню – зап - вать чаем. Задание 8. Составить словосочетания « сущ.+ прилаг.». Объяснить правописание слов(на повторение) Звез-ныйВлас-ныйОпас-ныйСчас-ливыйРадос-ныйЧудес-ныйПоз-нийИнтерес-ныйИзвес-ныйВкус-ный ПирогПоворотВечерВозгласПисательДенекНебосклонРассказСлучайголос Задание 9. Решите фонетическую задачу. К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала. Ответ (4 твердых согласных [б], [з], [н], [л] +2 глухих согласных [щ'] и [ц] – 4 глухих согласных [ф], [с],[к,],[ч] =2) Рефлексия Как вы думаете, какая из этих двух пословиц подходит к нашему уроку и почему?«Друзья познаются в беде».«Тяжело в учении, легко в бою». Рефлексия Кто готов подвести итоги урока, поделиться своими впечатлениями? Кто хочет сказать доброе слово о работе своего одноклассника?Домашнее задание. Напишите небольшой рассказ – размышление по данной пословице