Презентация по русскому языку на тему Орфоэпия (5 класс) 
формирование орфоэпической компетенции  школьников                   в  процессе  изучения  произносительных  норм русского языка  Выполнила Спиридонова Н.Л.,  учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты. , Тайшетского р-на ., Иркутской обл.
           Воздействие живого слова на жизнь современного общества велико , поэтому  возросли требования к правильности устной речи.  На сегодняшний день формирование орфоэпической компетенции  является актуальным вопросом , так как усилилась  потребность в  воспитании у учащихся уважения к традициям русского языка.           Основы орфоэпической грамотности закладываются у человека  в раннем детстве. Развитие произносительных норм  у  школьников происходит под влиянием социума, который его окружает. Следовательно,  очень важно,  чтобы учителя-педагоги  были компетентны в области орфоэпии.  Школьный возраст- это важный период совершенствования орфоэпической культуры. В данном возрасте наблюдается  высокая языковая восприимчивость , склонность к подражанию, а это способствует улучшению в работе по освоению  произносительных норм. На данном этапе и надо  начинать работать по формированию и развитию орфоэпической компетентности школьников .Актуальность орфоэпической компетенции
                               Что же такое  орфоэпическая норма?  Совокупность правил,  норм литературного произношения – это и есть орфоэпическая норма, о которой школьник должен иметь чёткое представление. 
 Формирование произносительных норм русского языка -  это длительный  исторический процесс.  Одним из первых орфоэпические нормы русского языка зафиксировал М. В. Ломоносов. Огромный  вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И.Аванесов, написав книгу  "Русское литературное произношение".Развитие речевой культуры интересовало и других русских  ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского  и других.
В школе педагогу важно уделять особое внимание чтению , письму, аудированию , так как именно с восприятия образцового произношения учителем, происходит овладение произносительными нормами. Орфоэпические нормы фиксируются в орфоэпических словарях,  на них учитель должен опираться в своей работе по формированию правильных произносительных норм.Словарь представляет собой новый лексикографический труд.Он подготовлен на основе словаря-справочника «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. Словарь содержит около 63500 слов современного русского языка. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, а также введены запретительные пометы. 
           Орфоэпия тесно связана с фонетикой и  орфографией , так как без знания звуков, правильного их интонирования и написания слов тяжело овладевать орфоэпическими умениями и навыками. Ударение – одна из фундаментальных тем курса русского языка . Развитие произносительной культуры  школьников невозможно без ясного представления, что же такое ударение и каковы его функции в русской речи.В русском языке ударение1.свободное ( разноместное) ,то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Например : город, свобода. Молоко.2.подвижное, то есть  обладающее способностью  менять свое место в зависимости от формы слова. Например :понять – понял – поняла. 3. изменчивое . Изменчивость выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Такое «старое» произношение мы можем встретить в художественных произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова и других.Например : Вертит очками так и сяк. (И.Крылов)
      Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки по русскому языку.. Количество орфоэпических ошибок в речи  учащихся  очень большое, и поэтому велика роль правильной речи учителя. При работе с детьми , чтобы уменьшить количество орфоэпических ошибок,  нужно выполнять упражнения направленные на закрепление орфоэпических навыков учащихся, создавать стенды с орфоэпическими нормами, проводить орфоэпическую  минутку.
Таким образом на уроках русского языка  мы отрабатываем как трудности ударения, так и особенности произношения гласных и согласных звуков, отдельных сочетаний звуков ( [шн], [чн] ), грамматических форм. 
Эффективны  в работе с детьми стихи –рифмы. 
Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Чтоб скорей в библиотекеОтыскать ты книгу смог,В ней бывает картотека,Специальный ... (каталог)Буквы-значки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит,И называется все ...Алфавит) . 
Орфоэпическая грамотность  есть часть общей культуры человека.  На сегодняшний день правильная , образцовая речь  продолжает оставаться нравственным ориентиром в воспитании человека.
Спасибоза внимание!