Половое воспитание ученников 8 вида
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА БРИАКАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ПОЛИНЫ ОСИПЕНКО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ВС(К)ОУ VIII вида.
Исследовательская работа по дополнительному образовательному курсу переподготовки «Олигофренопедагогика»
Выполнила: Сегидина Людмила Серафимовна
Учитель специального коррекционного класса VIIIвида
МБОУ СОШ с. БриаканФорма обучения – дистанционная
Научный руководитель:
Доцент каф.коррекционной педагогики и психологии
Института детства ФГБОУ ВПО «НГПУ»
Пискун Ольга Юрьевна
Новосибирск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты организации полового воспитания подростков.
1.1 Понятие «половое воспитание» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..…6
1.2 Особенности полового воспитания у детей старшего возраста в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида………9
Глава 2. Клинико - психолого педагогическая характеристика подростков с нарушением интеллекта.
2.1 Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта подросткового возраста…………………………………………………………...16
2.2 Своеобразие полового воспитания подростков с нарушением интеллекта….…………………………………………………………….………..18
Глава 3. Особенности полового воспитания подростков с нарушением интеллекта.
3.1 Изучение особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта……………………………………………………………….………...20
3.2 Результаты исследования особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения……………………………………………………………….………..25
3.3 Коррекционная работа по половому воспитанию…………….….…..……..28
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………………..35
Приложение………………………………………………………………………..38
Введение
Под воспитанием следует понимать активное целенаправленное систематическое воздействие на личность в процессе ее формирования с целью выработки определенного мировоззрения. С давних времен особенности полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Половое воспитание является особым из разделов воспитания, имеющий свой предмет, отличный от предмета других разделов воспитания. Целью полового воспитания является овладение подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, воспитание у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами морали.
Половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты [1, c. 29].
Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой.
Половое воспитание - важная составная часть процесса воспитания ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразумно и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребенка должно сформировать в нем полноценного представителя своего пола.
В настоящее время в России ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.
Многие считают, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие [2, с.8].
Точно также обстоят дела и с половым воспитанием умственно отсталых школьников. Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталого ребенка в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Эта точка зрения является ошибочной, так как пол является фундаментальной характеристикой любого человека, независимо от уровня его развития. По мере взросления человека, в том числе и умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Ребенку с ограниченными возможностями необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у него сексуальных чувств. Ряд авторов считают, что половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающемуся, хотя и позднее и проще
Цель исследования - спланировать коррекционную работу по реализации задач полового воспитания в восьмом классе С(К)ОУ VIII вида.
Объектом - процесс организации полового воспитания подростков с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения.
Предметом - психолого-педагогические особенности развития подростков с нарушением интеллекта.
Для достижения поставленной цели я ставила перед собой следующиезадачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по данной теме;
- Выделить методики, изучающие особенности полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта;
- Определить направления коррекционной работы по реализации задач полового воспитания; Разработка плана воспитательной работы по половому воспитанию подростков с нарушением интеллекта.
Исследование проводили на базе МБОУ СОШ с. Бриакан, р. Им. Полины Осипенко. В испытании приняли участие 4 человека 8 класса (1девочка, 3мальчика).
Глава 1. Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и подростков
Понятие полового воспитания в психолого-педагогической литературе
Основополагающей в системе полового воспитания мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С биологической точки зрения «пол» - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению. С медицинской точки зрения «пол» - принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы. «Психологический пол» - совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности и связанные с нею психосексуальные и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности и женственности, оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус. «Пол» с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека (Ушинский К.Д., 1950). Биологическое свойство, потому что обусловлено генами, а социальное - так как его проявления в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку [12, 14, 19].
А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола».
Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля». В медицинском аспекте «половое воспитание» - целенаправленное и систематическое воздействие на развивающийся организм человека, начиная с внутриутробного периода и кончая формированием физически и психически здоровой, гармонично развитой личности. Под половым воспитанием в педагогическом смысле следует подразумевать пропаганду обучения определенного нравственно-полового мировоззрения, правил человеческого общения, привычек, вкусов, черт характера во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола [22, с. 23].
По мнению И. С. Кона задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. И.С. Кон считает, что задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и "секс". В некоторых языках данные понятия обозначают одно и тоже [27]. В русском языке содержание их разное. Пол – половая принадлежность и связанные с нею особенности организма и психики. Секс – межполовые, интимные отношения, половая жизнь. По мнению И.А.Сикорского трудность разграничения воспитания и просвещения заключаются в том, что и первое, и второе базируется на информации, получаемой учащимися в ходе общения с учителем, родителями, с друзьями и знакомыми своего возраста или более старшими; из знакомства со специальной научно-популярной литературой; из средств массовой информации. Если информация остается на уровне знаемого, можно говорить только о просвещении. Если же она способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, это уже воспитание. Эффективное социальное воспитание возможно лишь тогда, когда создана воспитательная система. Как система, половое воспитание представляет собой совокупность медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола [24]. Целью полового воспитания в современной школе является формирование у подростков на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях правильного понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов [20].
Таким образом, понятие "Пол" - многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола.
Особенности полового воспитания у детей старшего возраста в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
Проблемой пола и сексуального развития интересовались такие ученые, как З. Фрейд, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.М. Орлов, Д.В. Колесов. В настоящее время многие авторы (С.В. Ковалев, Д.В. Колесов, И.С. Кон) оценивают значение полового воспитания наравне с интеллектуальным, нравственным, физическим, эстетическим воспитанием.
Половое воспитание, по мнению Н. А. Сикорского предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского, как супружеские, но так же любые другие – в общественной жизни, в труде, в отдыхе и т.д. Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться во всех аспектах полового воспитания. Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является [16].
Как подчеркивал психолог М. М. Рубинштейн у каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание значения семьи, ее ценности и необходимости для человека [13].
Знание и понимание специфических половых особенностей представителей мужского и женского пола, прежде всего, необходимы родителям и педагогам. Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых. Напротив, умение педагога быстро и правильно разобраться в любом конфликте – основа их предупреждения. Все это является основой для формирования задач полового воспитания. С.М. Зелинский выделяет задачи полового воспитания детей [29].
Задачами полового воспитания (по С.М. Зелинскому) являются:
1) Воспитание убеждения, что в сфере наиболее интимных отношений с представителями другого пола человек не является независимым от общества, что невозможно полностью разделить отношения между представителями мужского и женского пола на «личные» и «общественные». Воспитание чувства социальной ответственности человека, подростка за каждый свой поступок;
2) Воспитание чувства уважения к другим людям – не только как к людям вообще, но и как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические особенности и интересы;
3) Воспитание способности и стремления оценивать свои поступки в отношении других людей не только как людей вообще, но и как представителей определенного пола, выработать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;
4) Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
Воспитание правильного понимания взрослости – ее содержания и истинных признаков. Основная задача полового воспитания подростков состоит в профилактике негативизма мальчиков и девочек или его преодоление, привитие их умения совместной деятельности. В этот период нужно организовывать походы, экскурсии, работы мальчиков и девочек, которые давали бы возможность почувствовать необходимость ровных и дружеских отношений между ними. Школьникам необходимо дать сведения о природе и особенностях течения полового созревания, о половых различиях, о роли семьи в личной и общественной жизни.
Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами. Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая подростка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.
К этим знаниям можно отнести:
а) Знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания.
б) Знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации;
в) Знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны подростку.;г) Знание принципов полового воспитания:
- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников;
- принцип дифференцированного характера полового воспитания;
- принцип правдивости;
- принцип индивидуального подхода,
- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий [16, c. 67].
Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях. Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление подростков с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности. Ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения подростков к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания подростками определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек. Для воспитания большое значение имеет живой пример, ситуация из жизни. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей [21]. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Большое значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общим физическим здоровьем. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью.
В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу, это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся "тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, "как я тебя родила в роддоме" или "ты вырос у меня в животике". В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более "осведомленных" старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности [3, c.51].
Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок, узнавая от сверстников “правду” о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются “грязными” делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это - не самое худшее, и со временем “уляжется”, а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других.
К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Даже в тех случаях, когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях. Согласно данным социологов И.Н. Лущицкого и С.Л. Лаптенка только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку, вырасти в сексуально образованного и отвечающего за свои поступки подростка, а потом и взрослого человека [23, c. 68].
Большая ответственность при изложении вопросов полового воспитания лежит на врачах и педагогах. Неточная передача научной истины может привести к произвольным толкованиям и ложным выводам. Врачебные беседы и консультации полезны, когда они проводятся индивидуально с отдельными подростками и, особенно с девушками и юношами старших классов.
Наиболее трудные и ответственные задачи лежат перед педагогами. Самое простое, но и самое вредное направление – это умолчание и затушевывание возникающих конфликтов во взаимоотношениях мальчиков и девочек в школе. При медицинских осмотрах врач обращает внимание на развитие половых признаков, так как дети с преждевременным половым созреванием требуют особого наблюдения. При обнаружении в детском коллективе детей с повышенным проявлением половых влечений необходимо обследование этих детей у врача – специалиста по нервным болезням, так как это может быть признаком болезненных изменений после скрыто протекавшего
Как отмечают психологи Д.Н. Исаев и В.Е. Каган, в половом воспитании подростка большую роль играет школа. При выборе темы беседы с подростками надо различать два периода развития ребенка. Первый период – до начала полового созревания и второй – совпадающий с периодом полового созревания. В первом периоде у детей имеется большая любознательность, но она лишена внутренних половых побуждений. При беседе с подростками на эти трудные для воспитателей темы следует помнить следующее: отвечать на интересующие подростков вопросы, но не развивать их. Второй период развития ребенка надо считать от появления первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек. В этом периоде все разъяснения должны соответствовать действительности. При ответе необходимо учитывать интересы подростков, которые могут быть различны.
Возникающие половые стремления должны быть в самом начале взяты под контроль высшей нервной системы. Надо стремиться воспитывать такие навыки, чтобы течение половой жизни с самого начала вошло в нормальное, полезное для общества русло. Прав А.С. Макаренко, указывая, что случайные, беспорядочные встречи мальчиков и девочек, безделье, скука, бесконтрольное времяпровождение способствует преждевременному началу беспорядочной половой жизни. [9, c.15].
Таким образом, половое воспитание подростков должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.
Глава 2. Клинико - психолого педагогическая характеристика подростков с нарушением интеллекта
2.1. Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта подросткового возраста
Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости занимает основное место.
Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев и другие.
М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие считают необходимым сузить группу состояний, относящихся к олигофрении, включая в нее лишь те виды недоразвития сложных форм психической деятельности, которые не сопровождаются прогредиентным течением. В. В. Ковалёв относит к олигофрении группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Определение, содержащееся в Международной классификации болезней 10-го пересмотра: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общей уровень интеллектуальности, то есть
В России принято разделять умственно отсталых детей на олигофренов и не олигофренов [6, c. 68].
Клинические классификации умственной отсталости основываются не только на глубине интеллектуального дефекта, но и на особенностях личности, темперамента больных, а также ведущем психопатологическом синдроме (Е.О. Фрейеров) [6, c.8].
Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены. Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, обуславливающее недоразвитие и нарушение психики, возникает уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год жизни, то есть до периода становления речи. [3, c. 7].
В классификации олигофрении, разработанной Г. Е. Сухаревой (1965, 1969), положены критерии времени поражения и особенностей патогенного воздействия. В зависимости от времени воздействия этиологического фактора все формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на 3 группы:
первая группа - олигофрения эндогенной природы, обусловленная поражением генеративных клеток родителей (болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические, дизостозические);
вторая группа - эмбрио- и фетопатии (олигофрения обусловлена перенесенными матерью во время беременности инфекциями и интоксикациями, наличием у нее гормональных нарушений, прочими причинами;);
третья группа - олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве (родовая травма, асфиксия, черепно-мозговая травма в постнатальном периоде и в раннем детстве, менингиты, энцефалиты).
Внутри каждой из названных форм Г. Е. Сухарева проводила дифференциацию в зависимости от особенностей клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта [6, c. 8].
Одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети – олигофрены способны к развитию, то есть у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.).
2.2. Своеобразие полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта.
Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышено возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии [6, c. 9].
Подростки с нарушением интеллекта при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Поэтому педагоги и воспитатели считают, что вопросы сексуального образования должны быть обязательно включены в программы по половому воспитанию. Огромное значение для подростков с нарушением интеллекта имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей [16, c. 70].
Умственно отсталому подростку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. С этой целью члены семьи могут каждый раз вознаграждать его хорошее поведение и не уделять особого внимания плохому. Такой метод должен использоваться в семье задолго до полового созревания.
Ошибочное мнение, будто у подростков с нарушением интеллекта нет потребности в интимных отношениях. Такая потребность есть, и, если она не удовлетворяется, это может привести к осложнениям, как для самих подростков, так и для взрослых. Поэтому половое воспитание должно стать важной частью учебного процесса. В школе нужно и важно создать такую культуру отношений, такую атмосферу, когда уважаются интимные чувства детей [4, c. 6].
Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. [4 c.12].
Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.
Глава 3. Особенности полового воспитания подростков с нарушением интеллекта
3.1. Изучение особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта
Специфика детей с отклонениями в развитии определяет задачи их психолого-педагогического изучения: исследование детей с целью выявления причин их трудностей в обучении, нарушений поведения и социальной адаптации в целом. Выявление этих причин поможет найти индивидуальный подход к ребенку.
При изучении полового воспитания подростков использовала методики, которые были отобраны с учетом принципов обучения по С.Д. Забрамной. Основной принцип, которым руководствуются — принцип социалистического гуманизма. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. [23, c. 70].
Значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.
Важное значение имеет принцип динамического изучения детей. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении [5, c. 8].
Я отобрала методики с учетом возраста учеников, их психофизиологических особенностей.
Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола»
(Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф)
Цель исследования данной методики – выявление представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Данное задание выполняется индивидуально.
Перед подачей задания с подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».
Ты – человек какого пола?
Ты мальчик или девочка?
Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным.
Инструкция:
Нарисуй человека своего пола:
- в одежде;
2. Нарисуй человека противоположного пола:
- в одежде;
Следует уточнять понятно ли задание подросткам с нарушением интеллекта. Время рисования не ограничено, дополнительные инструкции давать не желательно.
При оценке следует учитывать изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:
Соответствует ли изображение фигуры полу;
Соответствует ли одежда и аксессуары полу;
Соответствует ли прическа полу;
Изображены ли вторичные половые признаки;
Ряд признаков, которые помогают оценить признаки половой идентичности:
- Лицо – символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетно, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.
- Глаза – красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек – признак половой идентификации.
- Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.
Критерии оценки рисунка
Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин).
Одежда свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол). Брюки, рубашка, шорты (мужской пол), присутствие одежды, свойственной полу.
Прическа в соответствии полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков.
Вторичные половые признаки при изображении тела (грудь).
Дополнительные баллы присваиваются за наличие в рисунке признаков половой идентификации; красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), максимально.
Методика «Исследование поло ролевого поведения подростков с умственной отсталостью» (Е.И. Зритнева.)
Цель: Для определения соответствия полового поведения и пола умственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений поло-ролевого поведения был составлен опросник для воспитателей и учителей включавший вопросы, касающиеся:
Ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);
Характера общения (со сверстниками, взрослыми);
Стиля поведения (мускульное или фемининное);
Интереса к половым различиям;
Полоролевое поведение оценивают по 7 критериям.
1. Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (девочки — мамы, дочки, учительницы; мальчики — папысолдаты) — 1 балл, если не соответствует — минус 1 балл). 2. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье — девочки, спортивные состязания, конструирование — мальчики) — 1 балл,
не соответствие — минус 1 балл, не выраженность маскулинного или фемининного поведения — 0.
Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода): в случае присутствия интереса — 1 балл, нет - минус 1 балл, невыраженность — 0.
Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлетворенность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0. 1
Стесняется ли телесной женственности (мужественности): да — 1 балл, нет — минус 1 балл.
Стиль поведения. Оценивалась мускулинность или фемининность поведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответствие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0.
Интерес к обнаженному телу (своему или других). Присутствие интереса — 1 балл, нет — минус 1 балл.
Отдельно рассматривается параметр:
Характер общения со взрослыми: ищет их внимания, тепла, что говорит об открытости ребенка, или же, наоборот, обладает аутичные чертами.
Опросник «Кто я?»
Опросник разработан М. Куном и Т. Макпартлендом. Опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции.
Инструкция: отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову, и не заботьтесь о важности ответов. Всего 20 ответов. Укажите, пожалуйста, ваш пол и возраст.
Категории оценки:
Семейные и межличностные роли (я мать, жена, сын, дочь, подруга и др.);
Профессиональные роли (я спортсмен, ученик и т.д.);
Другие социальные роли, из сфер досуга (я коллекционер, рыболов, читатель, зритель и т.д.).
Эти категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.
Следующие категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:
Феминные характеристики (черты, традиционно присущие женщине (заботливая, чувствительная, зависимая и т.д.);
Мускульные характеристики (черты, стереотипно связанные с образом мужчины: я сильный, смелый, целеустремленный и т.д.);
Нейтральные характеристики, личностные черты (я веселый, добрый, трудолюбивый и т.д.).
Таким образом, отобранные методики помогут выявить: представления подростков с нарушением интеллекта о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками; определить соответствия полового поведения и пола подростка с нарушением интеллекта; получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволит спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы.3.2 Результаты исследования особенностей полового воспитания подростков с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения
В исследовании приняли участие 1 девочка и 3мальчика восьмого класса МБОУ СОШ с. Бриакан, р. Им. Полины Осипенко.Анализ диагностических данных.
Целью методики является выявление представлений подростков о человеке мужского или женского пола.
Методика «Нарисуй человека своего и противоположного пола»
Таблица № 1
Результаты исследования: выявление представлений о человеке мужского или женского пола
Ф.И./ Критерий оценивания 1 2 3 4
Игнат Т.. нет нет да нет
Владислав М. да да да нет
Кристина М. да да да да
Алексей Кнет да да нет
Соответствует ли изображение фигуры полу;
Соответствует ли одежда и аксессуары полу;
Соответствует ли прическа полу;
Изображены ли вторичные половые признаки;
Признаки половой идентификации.
Проанализировав результаты методики, пришла к выводу, что у данной группы подростков не достаточно сформировано представление о человеке своего и противоположного пола. Большинство испытуемых изобразили человека мужского и женского пола с одинаковой фигурой, что говорит о незнании подростков разницы между женской и мужской фигурами. Проанализировав рисунок №1 можно сделать следующие выводы: 33% из 100% испытуемых изобразили фигуру человека в соответствии с его полом. Так же 33% из 100% изобразили вторичные половые признаки. 67% испытуемых из 100% изобразили другие признаки половой идентификации. 83% испытуемых из 100% изобразили одежду и аксессуары соответствующие полу. Все испытуемые нарисовали прическу в соответствии с полом изображаемого персонажа.
Из полученных результатов методики можно сделать вывод: данная группа подростков имеет не достаточное количество знаний и представлений о различиях мужского и женского тела (не могут правильно изобразить мужское и женское тело).
Методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью»
Таблица №2
Результаты исследования полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
Ф.И.
№ вопроса Игнат Т. Владислав М. Кристина М.. Алексей К.
1 а а а а
2 в а а в
3 а а а а
4 б а а а
5 б б б б
6 б а а а
7 а а б б
Целью данной методики является исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью.
Самые популярные ответы
а – ролевые предпочтения в играх соответствуют полу (4человек)
а – выбор игр и занятий соответствует полу (3человека)
в – выбор игр и занятий не выражен (1человека)
а – присутствует интерес к противоположному полу (4человек)
а – присутствует стремление к изменению своей внешности (4человека)
б – не стесняются телесной женственности (мужественности) (5человек)
а – стиль поведения соответствует полу (4человека)
а – присутствие интереса к обнаженному телу (3человека)
б – отсутствие интереса к обнаженному телу (3человека)
Анализируя ответы данной анкеты, можно сделать вывод:
У всех испытуемых сформированы правильные ролевые предпочтения, тоесть роль соответствует полу подростка.
У всех подростков присутствует интерес к противоположному полу.
Пять подростков из шести не стесняются телесной женственности
(мужественности).
У большинства учащихся присутствует стремление к изменению своей внешности.
У большинства учащихся стиль поведения соответствует полу
Спорные ответы дали подростки на вопросы № 2, 7 – их голоса
разделились поровну.
По результатам рисунка можно сделать вывод, что у данной группы подростков не до конца сформирована манера поведения в соответствии с их полом.
Опросник «Кто я?»
Таблица №3
Результаты исследований роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции
Ф.И./ Критерий оценивания Игнат Владислав Кристина Алексей
Семейные и межличностные роли 1 1 1 2
Профессиональные роли 0 1 1 3
Социальные роли 0 0 3 1
Феминные характеристики 0 1 0 1
Мускульные характеристики 6 4 0 0
Нейтральные 13 8 9 12
Таким образом, по результатам проведенных методик, можно сделать следующие выводы:
Данная группа подростков имеет не достаточное количество знаний и представлений о различиях мужского и женского тела (не могут правильно изобразить мужскую и женскую фигуру).
У данной группы подростков не до конца сформирована манера поведения в соответствии с их полом.
Знания детей о последствиях ранних половых связей очень бедны, и они не могут дать внятных ответов. Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками, что говорит о том, что их знания во многом искажены и не достоверны.
Для данной группы подростков необходима помощь психолога, учителей и родителей в реализации программы по половому воспитанию.
Результаты исследования помогут спланировать коррекционную работу по реализации полового воспитания.
3.3. Коррекционная работа по половому воспитанию
Интерес к людям с нарушением интеллекта волновал общество с давних времен. Многие ученые такие как (В.Ф. Шалимов, Г.Е. Сухарева, Н.И. Озерецкий, С.С. Корсаков, М.С. Певзнер, М.О. Гуревич, В.И. Лубовский и т.д.) посвятили свои труды изучению психического и умственного развития людей с нарушением интеллекта. Немаловажным являются вопросы полового воспитания детей с нарушением интеллекта.
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит наспециалистах — дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. [4, c.2].
Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Учитель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим сходные трудности. Неправильным отношением учителя следует считать постоянные попытки проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т. д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними — это заставляет ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника [22, c. 43].
Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Подростку с нарушением интеллекта следует сказать все тоже самое, что и нормально развивающемуся, хотя и на несколько лет позднее и проще — с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Существуют различные формы коррекционной работы по половому воспитанию: различные классные часы, беседы, тренинги. Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия [14, c. 35].
Формы реализации полового воспитания:
Беседы - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.
Лектории («гигиена пола»). Проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.
Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.
4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.
5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).
6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков.
Пришла к выводу, что данная группа подростков мало просвещена в вопросах полового воспитания, поэтому нужна разработка мероприятий направленных на расширение знаний подростков об отношениях между мужчиной и женщиной, формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины.
В результате исследования подростков разработала план воспитательной работы. Мероприятия направлены на устранение имеющихся пробелов в сфере полового воспитания.
План воспитательной работы.
(8класс)
№ Мероприятие Форма проведения Сроки проведения Примечание
1 Семья маленькое «Государство». Классный час Сентябрь Ответственный учитель
2 Рисунок человека своего и противоположного пола Стенгазета Октябрь привлечение преподавателя по изобразительному искусству
3 Правили гигиены (мальчики). Беседа Декабрь привлечение медицинских работников.
4 Правила гигиены (девочки). Беседа Январь привлечение медицинских работников.
5 Секрет Ромео и Джульетты – посвящено 14 февраля Классный час Февраль Ответственный учитель
6 Поведение мальчиков и девочек Беседа Март Привлечение школьного психолога
7 Классный час на тему: «О мальчиках и девочках». Классный час, ролевая игра Апрель Ответственный учитель
8 Между нами девочками. Беседа Май Ответственный учитель
Направления коррекционной работы:
- Идентификация подростка в соответствии со своим полом. Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле;
- Формирование представлений об основных правилах гигиены;
- Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка;
- Расширить представление подростка о природе любви; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота; воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности;
- Формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина».
- Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия;
Заключение
В ходе проделанной работы, рассмотрела такую проблему, как деятельность педагога по решению проблемы полового воспитания подростков с нарушением интеллекта.
Половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Данная работа направлена на изучение проблемы полового воспитания подростков с нарушением интеллекта. Актуальность этой проблемы велика, так как детей с нарушением интеллекта становится все больше и чтобы социализировать подростков с нарушением интеллекта в общество нужно глубоко изучать их психическую деятельность. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришла к выводу, что под половым воспитанием понимается - пропаганда обучения определенного нравственно-полового мировоззрения, правил человеческого общения, привычек, вкусов, черт характера во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Целью полового воспитания является сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности.
Половое воспитание должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.
В работе подчеркивала важность единого подхода медицинских работников, педагогов, воспитателей.
Проблема полового воспитания подростков с нарушением интеллекта должна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье.
Начинать его нужно в возрасте 8—10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной конкретной, без дополнительных подробностей, форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка», аппликация и т. д.) для возможно более полного усвоения.
Данная воспитательная работа предусматривает различные здоровье сберегающие мероприятия, помогающие учащимся сформировать правильное отношение к половым отношениям и половой идентификации.
Список использованной литературы
Адлер, А. Воспитание детей; Взаимодействие полов / Пер. с англ. А.А. Васильева, Р.Р. Валеевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – (Выдающиеся мыслители). – C.413.
Анастези, А. Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастези; Пер. с англ. Д. Гурьева, М. Будыкиной, Г. Пимочкиной, С. Лихацкой. – М.: Апрель Пресс: Эскимо – Пресс, 2001. – (Кафедра психологии). – C. 748.
Анатомо-физиологические предпосылки полового воспитания: Метод. Материалы в помошь лектору / Челяб. Обл. орг. Об-ва «Знание» РСФСР. Челяб. Гос. Пед. Ин-т.- Челябинск: ЧГПИ. 1983. – 31с.
Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания – М.: Корито – Центр, 1998. – (Библиотека практического психолога). – 23с.
Борман, Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании: О подгот. Подростков к браку и формированию семьи: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1986. – 77с.
Вейнингер, О. Пол и характер: принципиальное исследование / О. Вейнингер. – М.: Терра, 1999. – С. 463.
Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. Пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: Трикста: Академ. Проект. 2006. – (Gaudeamus). – С. 255.
Деранкова, Е. Б. Вопросы пола: взрослым о детях / Е.Б. Деранкова. А.А. Габелов. Н. Г. Опрышко. – М.: Медицина. 1966. – (Научно-популярная медицинская литература). – 47с.
Герцена, А.И. Дети группы риска: Материалы междунар. Семинара. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – С. 178.
Деранкова, Е.Б. Вопросы пола: взрослым о детях / Е.Б. Деранкова, А.А. Габелов, Н.Г. Опрышко. – М.: Медицина, 1998. – (Научно - популярная медицинская литература). – 47с.
Донован, Б.Т. ВерфТен Бош Дж. Дж. Физиология полового развития – М.: Педагогика. 1974. – С. 189.
Зайцев, Г.К. Школьнаявалеология: Пед. основы обеспечения здоровья уч-ся и учителей – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – пресс, 1998. – С. 159.
Знаков, В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы / В.В. Знаков; РАН. – М.: Ин-т прихологии РАН, 2005. – С. 447.
Исаев, Д. Н., Каган, В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей – Л.: Медицина, 1980. – С. 184.
Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – (Мастера психологии). – С. 280.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – (Мастера психологии). – С. 544.
Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии – М.: Педагогика, 1991. – С. 254.
Касьянова, Н.С. Формирование представлений о полоролевом поведении у детей старшего школьного возраста – Шадинск. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2009. – С. 174.
Кобылецкая, А.П. О мальчиках и девочках: кн. для подростков: пер. с польск / В. Кобылецкая, А. Ячевский. – М.: Профиздат, 1991. – (Библиотека семейного воспитания). – С. 127.
Колесов, Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М., «Педагогика», 1978. – С. 224.
Колесов, Д.В., В.И. Чемоданов, Н.Б. Сельверова. Половое развитие мальчиков – М.: Педагогика, 1985. – (Образование.пед. науки. Возрастная физиология). - 89с. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция – СПб.: Питер, 2004. – 48с.
Краковский, А.П. О подростках: (содерж. возрастного, полового и типолог. в личности мл.и ст. подростка) / А.П. Краковский. – М.: Педагогика, 1988. – 77с.
Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб.пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – (Педагогическое образование). – С. 349.
Лебединская, К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания – М.: Медицина, 1969. – (Библиотека практического врача). – С. 156.
Леви, В.Л. Нестандартный ребенок – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1993. – С. 254.
Левченко, И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 5-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – С. 320.
Личный дневник девочки: 5-6кл.: учеб. Пособие для общеобр. Учрежд. – М.: Дрофа. 1996. – 127с.
Лебединская, К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания – М.: Медицина. 1969. – (Б-ка практ.Врача). – С. 156.
Приложение А.
Классный час на тему " О девочках и мальчиках"
Цели:
Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;
Учить взаимопониманию, формировать соответствующее половое самосознание “Я мужчина”;
Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества;
Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.
Ход занятия
Чтение стихотворения.
«Из чего наш мир состоит,
из дубка, что в поле стоит Из высоких гор с сединой,
и ещё, и ещё из тебя со мной Из мальчиков и девочек,
из книжек и затей, А главное, а главное,
из взрослых и детей»
Сегодня мы с вами поговорим о взрослых и детях, о мальчиках и о девочках, о том какими бы мы хотели видеть и мальчиков и девочек, о том какие они в нашем классе.
Но, сначала - посмотрите друг на друга улыбнитесь, пусть на протяжении всего занятия в классе доброта, спокойствие и радость.
Ребята, скажите с кем у вас ассоциируются понятия сила, мужественность, решительность?
Правильно, конечно с мужчинами.
Перед вами картина, как она называется? (Богатыри)
Кто такие богатыри?
Какими их изобразил художник?
Во все времена на Руси жили богатыри, готовые прийти на помощь, защитить.
И так сложилось, что образ мужчины олицетворял собой силу, мужественность, ум, благородство.
Так много на свете дел, которыми занимаются мужчины. Какие вы знаете профессии, где не обойтись без мужской помощи?
Да, настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину, занимаются бизнесом. Вообще, деловые они люди – настоящие мужчины.
Послушаем стихотворение, которое посвящено мальчикам и называется «Деловой человек»:
Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг:Сегодня понедельник, вам в школу, ученик.Он делает зарядку и моется по грудь.В портфеле всё в порядке, позавтракал – и в путь.Смотрит мама на сына! Аккуратно одет -Настоящий мужчина – деловой человек.Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы.Готов всегда к уроку – всё знает, что спроси.Хорош в любой работе, послушно всё ему,А коль попросит кто- то, поможет он тому.Смотрит мама на сына: Начинает свой векНастоящий мужчина – деловой человек.
Богуславская Н.Е
Почему мама считает, что сын растёт настоящим мужчиной, деловым человеком?
Как она относится к сыну? Что в нём ценит?
А сейчас я задаю вопрос нашим девочкам, какими бы они хотели видеть мальчиков?
На доске появляются слова (ум, сила, воспитанность, вежливость, умение защитить)
Мальчики, вы видите, какими вас хотят видеть девочки.
Наши мальчики умные. А сейчас вам покажут, какие они сильные спортивные и мы проверим, кто умеет отжиматься от пола.
Конкурсные задания.
Отжаться от пола
Молодцы! Настоящие мужчины! Важна сила для мальчика, но ведь мужчина – это будущий хозяин, который должен много уметь: гвоздь забить, сходить в магазин, приготовить вкусный обед. Послушайте стихотворение, которое называется “Мужчина в доме”
Стихотворение-инсценировка.
Мужчина в доме.
Папа на аэродроме мне сказал:- Четыре дня будешь ты мужчина в доме,Остаёшься за меня.Покатился самолёт, папа вырулил на взлёт.Я вбежал в квартиру нашу,В кухне свет велел зажечь, усадил за стол домашних,Произнёс такую речь:- Бабушка, сказал я строго, -Бегаешь через дорогу. Знает каждый пешеход:Есть подземный переход.- Ухмыляешься некстати, – пальцем пригрозил я Кате, -Вот что, старшая сестра, мой посуду будь добра.- Мама, ну а ты не очень, не грусти и не скучай.А уходишь, между прочим, -Газ на кухне выключай!
Я. Аким
Какое содержание вкладывает мальчик в понятие “Мужчина в доме”?
Кому он подражает?
Я, считаю, что наши мальчики это будущие рыцари, они воспитаны, сильны, умны, уважают девочек и женщин. Девочки – вручите ребятам ордена – будущих рыцарей.
Вручение орденов “Будущего рыцаря”
Ну, а теперь, поговорим о прекрасном.
Как ни хороши наши мальчишки, но без девочек они не смогут прожить ни дня.
У людей всех народов и наций, представительниц женского пола любят, окружают вниманием и заботой. А сколько различных произведений девочкам, девушкам, женщинам. Женщина – это всегда что-то прекрасное и загадочное.
Девушки должны быть нежными, милыми, добрыми, красивыми.
Спросим мальчиков: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?
(На доске вывешиваются слова: аккуратность, трудолюбие, вежливость, доброта, хозяйственность)
Мальчики! Посмотрите на наших девочек, какие они красивые, добрые, весёлые, опрятные и трудолюбивые. Всеми мужскими профессиями успешно овладевают и женщины! Есть женщины-космонавты, хирурги, лётчики, мужественные спортсменки.
Но, у каждой женщины есть самое главное предназначенье, самая важная профессия – быть… Угадали?
Быть мамой!С первых дней с тобою мама,Рук её тепло.Если мама с нами рядом Нас не тронет зло.Мир души её высокой,Ласка и игра.Помни мамины уроки – мира и добра!
Когда ваши мамы были маленькими, они, как и все девчонки, любили играть в куклы. А мы сейчас попробуем заглянуть в будущее и посмотреть, какие мамы получатся из наших девочек.
Соревнование “А ну-ка, мамочки!”
Конкурсы:
Запеленай малыша. Мама должна уметь быстро и красиво одеть своего малыша.
“Ласковая колыбельная”. Чтобы уложить спать малыша, нужно спеть ему колыбельную песенку.
Молодцы, девочки и умницы, а уж какие красавицы!
Все наши девочки похожи на принцесс, они достойны, получить орден “Маленькой принцессы”
Вручение орденов девочкам.
Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках. Много есть разных и похожих черт характера у мужчин и женщин. Самое главное это уметь уважать друг друга и ладить между собой.
Вам предстоит учиться вместе много лет, и мальчики должны выполнять свой рыцарский долг, а девочки по достоинству оценивать мальчиков. И когда между вами будут дружеские отношения всем будет уютно и хорошо вместе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Классный час на тему: «Семья – маленькое государство»
Цели:
- Развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия;
- Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия;
- Воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора;
Ход занятия
Тема сегодняшней нашей встречи «Семья и государство».
Участники занятия высказывают, какие у них возникли ассоциации на слова «семья» и «государство». Высказывания фиксируются на листах или на доске.
Учитель предлагает подросткам сопоставить эти два понятия, сравнить эти две категории, ведь не зря же в народе говорят: «Семья - это маленькое государство».
- Что общего между ними? (В стране и в семье есть глава, общее имущество, права и обязанности.)
- Чем отличаются эти категории? (Государство. Управление им гораздо сложнее, так как в него входят многие губернии; управлением государства занимаются не двое, а кабинет мини стров, Дума, что обусловлено трудностями в установлении единого решения. Семья - это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместного жития готовы разделять как радости, так и горести.)- Как вы относитесь к смысловой стороне поговорки: «Мужчина - голова семьи, а жена - шея»? (Высказывания ребят.)
Ведущий предлагает участникам занятия рассчитаться на 1, 2-й. Первые номера - это одна группа, а вторые номера - вторая.
1-я группа - опишите, что должен делать мужчина в семье.
2-я группа - опишите, что должна делать женщина в семье.
Общее задание - составьте перечень прав, которые имеют оба супруга.
Время на выполнение заданий до 10 минут, учитель помогает группам сформулировать ответы, задают наводящие вопросы.
Обсуждение обязанностей, нахождение общих и затем переход к обсуждению представленных прав.
Учитель напоминает о том, что у каждого есть право на свое мнение, уважение, на отдых, на хобби.
- Каким образом сейчас некоторые молодые люди пытаются проверить свои чувства на прочность?
(Варианты ответов.Ведущий в это время вывешивает большой лист на доску или отмечает на доске два сектора: гражданский брак, законный союз.)
- Одним из способов является гражданский брак. Что это за брак? Так ли он хорош? (Совместное обсуждение: плюсы и минусы гражданского брака.)
- Можно ли предполагать, что это брак, в котором кто-то из партнеров избегает брать на себя ответственность?
- Дает ли этот брак возможность проверить чувства друг друга?
- Соответствует ли он нашей схеме: любовь - ответственность - уважение?
- Существует ли альтернатива гражданскому браку? (Это законный союз — зарегистрированные супружеские отношения.)
- Какие плюсы и минусы есть в этом варианте брака? (Вари анты ответов фиксируются на доске или листе.)
- Как видите, и в том, и в другом случае есть свои плюсы и свои минусы, выбор за вами. Но всегда необходимо помнить о последствиях своего выбора. О той ответственности, которую несут друг перед другом молодые люди, решившие создать семью.