Мастерская творческого письма в 6 классе по УМК Г.С. Меркина. Рассказ от лица участника события.


Мастерская творческого письма Рассказ о событиях от лица их участникаУрок в 6 классе по УМК Г.С. Меркина Муниципальное казённое общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 5 с. Подлесного Труновского района Ставропольского края Подготовила учитель русского языка и литературыГРИГОРЬЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА Урок 42 Творческая работа после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Цели: Обобщение и систематизация изученного материала. Формирование навыков логического мышления, развитие творческих способностей учащихся, коммуни-кативных умений. Воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя Сочинение в жанре повест-вования о событиях, описан-ных в художественвенном произведении, иногда пред-полагает оценку и воспроиз-ведение события от первого лица. ПОВЕСТВОВАНИЕ Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной по-следовательности. Особенность повество-вания в том, что в нем говорится о следую-щих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие собы-тия, конец события (развязка). Повествование может вестись от треть-его лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением «я»,В таких текстах часто употребляются глаголы совершенного вида в форме прошедшего времени. План работы над сочине-нием-повествованием от лица участника события а) Воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование.• Дать имя герою, описать его внешность, качества характера.• Рассказать, через какие испытания прошел герой, прежде чем стал настоящим казаком. б) Отобрать наиболее важные факты, эпизоды, о которых будет рассказывать герой. в) Расположить во временной последовательности отобранные факты, дать им оценку. г) Использовать лексику произведения Н.В. Гоголя (материалы стенда «Сегодня на уроке»). 2.Создание завязки. Этап первый. 1 группа. Украинские фамилии: Терещенко, Геращенко, Радченко, Демченко, Семаго, Велич-ко, Махно, Кравченко, Павленко, Пархоменко, Короленко, Кириенко. Фамилии, произошедшие от названия птиц, животных, растений: Голуб, Горлыца, Зозуля, Орлык, Соловэй, Бульба, Кавун, Лещенко, Бугай, Рыбалка, Гайворонскый.2 группа. Фамилии, указывающие на старинные, порой забытые профессии: Коновал, Крамарь, Пономарь, Подшиваль, Починок, Гон-тарь, Бонтюкур, Цымбаларь, Дегти, Кузнец, Чумак, Макогон, Колымбет. Фамилии, отражающие места рождения: Задунайский, Черкасский, Луговской, Подтынный, Подгорный, Поддубный, Колодяжный, Яровый...3 группа. Украинские фамилии: Гнатюк, Кондратюк, Гайдук, Кныш, Прыймак, Дидовец, Мотуз, Дорощ, Вакула, Шеремет, Стецура, Стриха, Рудыка, Солоха...6 группа. «Заковыристые» фамилии: Завыртайло, Голынус, Молыбо-га, Шкворэнь, Вырвызуб, Дырыглаз, Сырыщэ, Чирывань, Мочиморда, Свырбыгуз, Помогайбог, Красноморд, Попандопола... Выберите фамилию герою. Объясните свой выбор Создание завязки. Этап второй. Прочитайте рабочие материалы. Нарисуйте героя, от лица которого будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы видите героя. Лучший рисунок представьте всему классу. Опишите его.1 группа. Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? 2 группа. Почему приметная часть казацкой одежды – шаровары – были такими просторными?3 группа. Как вы представляете себе казацких здоровяков? Портрет героя Создание завязки. Этап третий. Как герой моего рассказа стал казаком-сечевиком? Прочитайте рабочие материалы и составьте рас-сказ от лица героя о том, как его приняли в воль-ное казачье войско. Лучшую историю расскажитев классе. 1 группа. В казачье войско принимали не всякого. 1 группа. Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. 1 группа. Существовало у запорожцев одно любопытное «испытательное» развлечение. 3. Развитие действия. О чем рассказал старый казак? Прочитайте в группе рассказ, составленный дома.1 группа. Об Остапе и Андрии, 2 группа. О Тарасе Бульбе.3 группа. О казаках-сечевиках, включив оценку событий.• Составьте рассказ старого казака по данному началу Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю прочтите в классе.1 группа. «Знавал я некогда сынов легендарного казака Тараса Бульбы. Добрые были казаки. Младший Андрий... Старший Остап...»2 группа. «Служил я некогда в полку легендарного казака Тараса Бульбы. Славный был герой! Бывало...»3 группа. «В далекие и славные времена было у меня немало верных това-рищей среди казаков-сечевиков: Охрим, Мыкыта Голокопытенко, Демид По-пович... Добрые были казаки... жаль, в живых мало осталось...Сложили они свои буйны головушки во славу родины милой. А было это так...» 4. Заключение • Составьте заключение для расска-за старого казака по данному началу:«И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал...» Домашнее задание. Написать, сочинение — рассказ участника событий о Тарасе, Остапе и Андрии, доблестных казаках-сече-виках (по группам).Дать герою, от лица которого ведется повествова-ние, имя, рассказать, как он выглядит, через какие испытания ему довелось пройти, прежде чем стать настоящим казаком.Индивидуальное заданиеПрочитать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» в рубрике «Библиотека книголюба» электронного приложения. Подготовить художественный пересказ.