Комплексная работа на основе краеведческого материала для учащихся 4 классов
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Комплексная работа для учащихся 4 классов на основе краеведческого материала»»
АВТОР РАБОТЫ:
учитель начальных классов
(высшая квалификационная категория)
Шабалина Наталья Николаевна
Введение
Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию младшего школьника.
В условиях реализации ФГОС, появилась необходимость разработки на основе краеведческого материала и систематизации инструментария для диагностики процессов формирования и развития универсальных учебных действий школьников. Стандарт ориентирует на становление личностных характеристик выпускника, но не определяет критерии и показатели развития личностных компетенций.
В современной школе особое значение в оценивании метапредметных достижений учащихся имеют комплексные работы на междисциплинарной основе. Комплексная работа - составная часть пакета итоговых и промежуточных работ для начальной школы, охватывающих в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты.
Комплексная работа составлена на основе общих принципов:
- раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке и повышенных уровней подготовки;
- оценивания методом “сложения”, при котором фиксируется достижение базового уровня требований и его превышение;
- кумулятивной (накопительной) оценки;
- открытости и реалистичности норм и критериев;
- признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и – при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений.
Основная часть: создание условий для проведения оценивания метапредметных результатов младших школьников посредством комплексной работы на межпредметной основе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить литературу по данной проблеме;
подобрать литературу костромских писателей;
составить классификатор метапредметных умений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО для разработки комплексной работы;
составить спецификацию комплексной работы;
разработать комплексные работы на межпредметной основе для обучающихся 1-4х классов для оценки сформированности метапредметных результатов;
организовать анализ проведённой комплексной работы на соответствие сформированности метапредметных результатов младших школьников.
Комплексная работа предназначена для учащихся 4 классов, осваивающих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Работа составлена на межпредметной и предметной основе с использованием краеведческого материала.
Предлагаемая комплексная работа нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования. Особое внимание уделяется пониманию учащимися основных понятий, овладению ими основными методами, изучаемыми в рамках четырех предметов, и умению использовать свои знания в разнообразных ситуациях.
Основой работы служит единый текст, который носит естественнонаучный характер. Выбор текста обусловлен воспитанием патриотических чувств через использование литературных произведений костромского писателя, доступностью восприятия и интересностью для младшего школьника, а также адекватностью к проверке метапредметных результатов по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру одновременно.
В работе оценивается сформированность трех групп умений. Ниже представлено описание этих групп.
1 группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).
2 группа умений включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Технология использования дидактических материалов.
Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.
Структура представленной итоговой работы включает в себя две части (обязательную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Время на выполнение заданий каждой части – 2 урока. Работа выполняется в течение одного дня.
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира).
Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формы ответа и особенностей проверяемых умений.
Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей. Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального итогового балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Рекомендации по проведению комплексной работы для учащихся 4 классов
Специальной подготовки учащихся к выполнению комплексной работы не требуется. В процессе выполнения работы учащиеся должны продемонстрировать то, чему они научились в школе. Учащихся нужно проинформировать только о дате проведения работы и об изменении расписания уроков в день ее проведения.
Комплексная работа проводится на основе подготовленных рекомендаций для учителя.
Рекомендации для учителя по проведению работы
При проведении работы желательно придерживаться следующих правил:
выполнение работы должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере,
все учащиеся должны выполнить задания основной части работы,
все учащиеся должны находиться в равных условиях и при необходимости получать стимулирующую и направляющую их действия помощь. Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т.п.).
В начале работы учитель (ассистент) организует следующие действия обучающихся:
- оформляют титульный бланк (ученики сами подписывают бланк),
- знакомятся с инструкцией для обучающихся,
- задают вопросы на понимание организационного характера.
После организационного момента объявляется о начале работы. Каждый ученик приступает к самостоятельной работе по выполнению заданий.
В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:
1. Проведение работы осуществляется в соответствии с планом, приведенным ниже.
2. Работы раздаются учащимся таким образом, чтобы у учащихся, сидящих за одним столом или соседними столами, были разные варианты.
3. Работа выполняется в буклетах, которые раздаются учащимся. Не следует предлагать учащимся сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать ее в тетрадь. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо расчеты или записи, то предлагается это сделать в самой работе на полях или на любом свободном месте.
4. В процессе выполнения работы никто не должен помогать учащимся выполнять задания. Если ученик затрудняется в выполнении того или иного задания, учитель может посоветовать ему перейти к следующему заданию.
План проведения работы:
Перед началом выполнения работы учитель объясняет учащимся цель работы, раздает варианты работы. Ниже приводится примерный текст, с которым учитель обращается к учащимся.
В процессе выполнения работы учитель заполняет протокол проведения экспериментальной работы, отмечает время начала работы и все проблемы, которые возникают у учащихся в ходе ее выполнения.
Спустя 40 минут после начала работы (за 5 минут до конца работы) скажите:
После сбора работ учащихся учитель завершает заполнение протокола проведения комплексной работы, отмечая в нем время работы, а также все проблемы, которые возникли во время ее выполнения.
Инструкция для учащихся
Работа, которую вам предстоит выполнить, состоит из двух частей. На выполнение каждой части отводится 40 минут. В каждой части даётся описание ситуации и несколько заданий, связанных с ней. При выполнении заданий вам нужно использовать знания, полученные при изучении разных предметов. Задания будут разными. В некоторых из них вам нужно будет из предложенных вариантов выбрать правильный ответ (или ответы) и отметить его галочкой. В других нужно будет обвести цифру, которая стоит рядом с правильным ответом. В некоторых заданиях требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте, указать местоположение предмета. В других заданиях требуется записать решение или объяснение своего ответа. Одни задания покажутся вам лёгкими, другие трудными. Если вы не знаете, как выполнять задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ. Желаем успеха!
Ожидаемые результаты использование дидактических материалов.
Разработанные комплексные работы позволяют оценить метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО, интерпретировать и использовать полученные результаты в урочной и внеурочной деятельности, скорректировать работу с детьми по формированию УУД. Данный опыт работы может быть использован другими образовательными организациями для отслеживания метапредметных результатов освоения ООП НОО младшими школьниками.
Заключение.
Начальное образование в системе школьного образования является важным фундаментом, на основе которого будут строиться не только все будущие знания, но и успехи, и достижения ребенка. Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.
Результаты комплексной работы могут быть использованы учителем для совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Литература
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
Планируемые результаты начального общего образования (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26)
Примерная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125)
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)
Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1, 2; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Спецификация
итоговой комплексной работы для оценки результатов освоения программы
начального образования 4 класса
1. Назначение комплексной работы
Назначение комплексной работы – установить степень соответствия подготовки обучающихся образовательного учреждения требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру.
2. Нормативно-правовая база
Документы, определяющие нормативно-правовую базу комплексной работы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
Примерная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125)
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)
Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1, 2; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.
3. Структура и содержание работы
Общее количество заданий в работе – 24.
Комплексная работа включает в себя задания разных типов по предметам:
по литературному чтению - 6 заданий, по русскому языку - 8 заданий, по математике - 4 задания, по окружающему миру - 6 заданий.
Разработанный инструментарий промежуточной диагностики позволяет выявить уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий:
- анализ и синтез;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное высказывание в письменной форме;
- сравнение и классификация;
- поиск и выделение необходимой информации;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Диагностика также позволяет выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
- принятие учебной задачи, контроль, коррекция;
- способность принимать и сохранять цели, планировать свои действия.
Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям детей.
4. Используемые типы заданий:
1) Задания с кратким ответом.
В этих заданиях ответ дается в виде комбинации цифр или букв, слова или словосочетания. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
3) Задания на последовательность.
4) Задания на соответствие.
К заданиям с кратким ответом относятся и задания на соответствие. Эти задания позволяют оценить знания фактов, терминологии, понятий в их взаимосвязи.
5) Техника чтения.
6) Задания с развёрнутым ответом.
7) Задания с выбором ответа.
5. Время выполнения и условия проведения работы
Работа выполняется в 1 день.
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется через каждые 15 минут проведение физминутки.
Дополнительное оборудование не требуется.
В случае необходимости, учитель может предоставить дополнительное время на выполнение работы, ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся.
Ниже представлены два варианта комплексной работы – бланки с содержанием. На каждого ученика распечатывается полный комплект. Бланки комплексной работы выдаются в начале урока каждому ученику в соответствии с определённым учителем вариантом.
В начале работы учитель (ассистент) организует следующие действия обучающихся:
- оформляют титульный бланк (ученики сами подписывают бланк),
- знакомятся с инструкцией для обучающихся,
- задают вопросы на понимание организационного характера.
После организационного момента объявляется о начале работы. Каждый ученик приступает к самостоятельной работе по выполнению заданий.
6. Рекомендации по подготовке к комплексной работе
К комплексной работе можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в течение последних трёх-четырех лет.
Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
Обобщенный план комплексной итоговой работы
Таблица 1.
Структура
Объект оценки
Связь с учебными предметами и программами
Число отдельных заданий
Время выполнения (мин)
Максимальный балл
ЧАСТЬ 1
Чтение текста. Работа с текстовой информацией.
Работа с информацией. Формирование универсальных учебных действий.
6
40
8
Работа с текстовой информацией. Решение учебно-практических задач.
Русский язык. Формирование универсальных учебных действий.
8
17
Итого
14
21
ЧАСТЬ 2
Чтение текста. Работа с текстовой информацией.
Окружающий мир. Работа с информацией. Формирование универсальных учебных действий.
6
40
7
Работа с текстовой информацией. Решение учебно-практических задач.
Математика.
Формирование универсальных учебных действий.
4
8
Итого:
10
15
Итого за всю работу:
24
90
40
Кодификатор
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в комплексной работы
Таблица 2.
Код для 4 классов
Планируемые результаты обучения, проверяемые умения
1.1.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выделять существенную информацию из текста.
1.2
Различать употребление в тексте слов для точной характеристики предметов при их сравнении.
1.3
Оценивать текст с точки зрения его структуры.
1.4
Различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите.
1.5
Различать предложение, словосочетание, слово.
1.6
Подбирать из предложенного списка слова с однозначно выделяемыми морфемами к заданной схеме состава слова.
1.7
Находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
1.8
Определять части речи.
Соотносить слова с частями речи.
1.9
Соотносить орфограмму с правилом правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок.
1.10
Применять правила правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок.
1.11
Обобщать–осуществлять генерализацию и выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения существенной связи ряда.
1.12
Определять природные зоны, используя текст с описанием их характерных признаков.
1.13
Различать характерные свойства изученных объектов по их названию и наоборот
1.14
Определять цепь питания, характерную для данной природной зоны.
1.15
Извлекать информацию, предъявленную в виде рисунков и графических изображений
1.16
Строить речевое высказывание в письменной форме.
1.17
Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, используя жизненный опыт, анализировать информацию, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий представленную в текстовой форме арифметическим способом.
1.18
Преобразовывать величины.
1.19
Читать, сравнивать и обобщать, интерпретировать (распознавать) информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы).
2. Перечень элементов метапредметного содержании, проверяемых в диктанте
код
Описание элементов метапредметного содержания
2.1
Контроль, коррекция
2.2
Определение последовательности промежуточных целей и плана действий
2.3
Умение анализировать, классифицировать
2.4
Поиск и выделение необходимой информации
2.5
Структурирование знаний
2.6
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме
2.7
Владение рядом общих способов проверки орфограмм
2.8
Анализ и синтез
2.9
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
2.10
Извлекать информацию, данную в тексте в явном виде, в неявном виде, формулировать выводы
2.11
Интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста
2.12
Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста
2.13
Преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст)
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
по предмету «Русский язык» в 4 классе
Таблица 3.
код
Планируемые результаты обучения, проверяемые умения
3.1
Уметь выделять, находить, различать парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
3.2
Уметь разбирать по членам предложение;
3.3
Уметь выделять, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
3.4
Уметь выделять, находить, различать, сравнивать, кратко характеризовать
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
3.5
Уметь выделять, находить, различать, сравнивать, кратко характеризовать
начальную форму глагола;
3.6
Уметь выделять, находить, различать, сравнивать, кратко характеризовать
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
3.7
Уметь выделять, находить, различать, сравнивать, кратко характеризовать
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
3.8
Уметь определять спряжение глагола;
3.9
Уметь использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
3.10
Уметь подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
3.11
Уметь определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
3.12
Уметь проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
3.13
Соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3.14
Уметь записывать самостоятельно ответы
3.15
Уметь самостоятельно проверять работу, исправление ошибок, если они есть
3.16
Уметь использовать естественно – научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
3.17
Уметь использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
3.18
Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
3.19
Уметь проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств
3.20
Уметь использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов)
3.21
Уметь использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений
3.22
Уметь определять тему и главную мысль текста
3.23
Уметь делить тексты на смысловые части, составлять план текста
3.24
Уметь находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в неявном виде
3.25
Умение устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи; оценивать реальность ответа на вопрос задачи; вычислять значение числового выражения
3.26
Уметь извлекать и интерпретировать информацию, представленную в форме таблицы.
3.27
Использовать графико-знаковых средства для решения задач.
Система оценивания выполнения заданий
Таблица 4.
№ задания
Количество баллов
1
Максимальное количество баллов – 4
темп чтения составляет более 91 слова в минуту;
4
от 81 до 90 слов в минуту;
3
темп чтения составляет от 71 до 80 слов в минуту;
2
темп чтения составляет от 60 до 70 слов в минуту;
1
темп чтения ниже 60 слов в минуту.
0
2
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении
2
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении.
ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт
1
Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта.
ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия / отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении
0
3
В плане последовательно отражено содержание текста;
3
В плане последовательно отражено содержание текста, но в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта
2
В плане последовательно отражено содержание текста, но в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено два и более недочёта,
ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста; в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта.
ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста; в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта
1
В плане нарушена последовательность содержания текста, ИЛИ План не составлен
0
4
Верно объяснено значение слова
1
Неверно объяснено значение слова.
ИЛИ Объяснение значения слова не дано
0
5
Верно подобран синоним к данному слову
1
Не подобран синоним к данному слову
0
6
Верно определён тип текста
1
Не определён тип текста
0
7
Выписано правильное слово
1
Выписано неправильное слово / слово не выписано
0
8
Верно обозначены главные члены предложения
1
Верно обозначен только один главный член предложения.
ИЛИ Все главные члены предложения обозначены неверно / не обозначены
0
9
Выписано правильное слово, верно обозначены части слова
2
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка
1
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущены две или более ошибки.
ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано
0
10
Правильно выписаны все формы
1
Правильно выписаны только одна-две формы.
ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны
0
Морфологические признаки одной из форм
Правильно указаны четыре признака
2
Правильно указаны только два-три признака
1
Правильно указан только один любой признак.
ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны
0
11
Правильно выписаны все формы
1
Правильно выписана только одна форма.
ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны
0
Морфологические признаки одной из форм
Правильно указаны все признаки (из двух-трёх в зависимости от формулировки конкретного задания)
2
Правильно указаны только один любой признак (из двух) или два любых признака (из трёх).
ИЛИ Правильно указаны два признака (из двух) наряду с ошибочным указанием рода во множественном числе
1
Все признаки указаны неправильно / не указаны
0
12
Правильно выписаны два местоимения
1
Правильно выписано только одно местоимение.
ИЛИ Все местоимения выписаны неправильно / не выписаны
0
Морфологические признаки одного из местоимений
Правильно указаны два признака
2
Правильно указан только один любой признак
1
Все признаки указаны неправильно / не указаны
0
13
Правильно выписаны все формы
1
Правильно выписаны только одна-две формы.
ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны
0
Морфологические признаки одной из форм
Правильно указаны все признаки
2
Правильно указаны только два-три признака (из четырёх) или два признака (из трёх)
1
Правильно указан только один любой признак.
ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны
0
14
За каждое правильно выписанное слово
1
Выписано неправильное слово / слово не выписано
0
15
Приведен верный ответ
1
Ответ неверный или ответ отсутствует
0
16
Приведен верный ответ
1
Ответ неверный или ответ отсутствует
0
17
Приведен верный ответ
1
Ответ неверный или ответ отсутствует
0
18
Таблица заполнена правильно
2
Все объекты помещены в таблицу, но два объекта помещены в ячейки таблицы неверно или при заполнении таблицы два объекта пропущены
1
Приведен другой ответ или ответ отсутствует
0
19
Приведен верный ответ
1
Ответ неверный или ответ отсутствует
0
20
Указана верная причина
1
Приведен другой ответ или ответ отсутствует
0
21
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ
2
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ
1
Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.
ИЛИ Приведены неверные рассуждения.
ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки
0
22
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ
2
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ
1
Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.
ИЛИ Приведены неверные рассуждения.
ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки
0
23
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ
2
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ
1
Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.
ИЛИ Приведены неверные рассуждения.
ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки
0
24
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ
2
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ
1
Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.
ИЛИ Приведены неверные рассуждения.
ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной ошибки
0
Оценка правильности выполнения задания
Оценка правильности выполнения задания (регулятивные УУД): после проверки работы учителем попросить проверить обучающихся свои работы, сверяя с эталоном (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания.
Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится.
Итого
18 баллов
Перевод баллов к 5- бальной отметке представлены в таблице.
Таблица 5.
Баллы
Отметка
34-40
«5»
23-33
«4»
13-23
«3»
0-12
«2»
План КИМ
В плане работы (таблица) дана подробная информация о каждом задании: его содержание, объект оценивания, количество баллов, тип задания.
Тип задания – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом.
представлен в таблице 6.
Таблица 6.
№ задания
Наименование
блока
Проверяемые предметные умения
Код ПРО
Тип задания
Уровень сложности
Максимальный балл
Примерное время выполнения задания
1
Чтение.
Работа с текстом. Поиск
информации и понимание прочитанного
Темп чтения про себя (чтение)
4
2
Умение использовать информацию текста определения главной мысли текста (чтение)
1.1,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.22
РО
БУ
1
3
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста
1.3,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.23
РО
БУ
3
4
Понимать информацию, представленную в неявном виде
1.2,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.24
КО
ПУ
1
5
Понимать информацию, представленную в неявном виде
1.2,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.24
КО
БУ
1
6
Упорядочивать информацию по заданному основанию
1.2,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.24
КО
БУ
1
7
Русский язык,
фонетика
Умение дифференцировать мягкие и твердые, звонкие - глухие согласные
1.4,
2.1-2.13, 3.1,
14-3.15
КО
БУ
1
8
Русский язык, морфология
Умение находить грамматическую основу предложения
1.7,
2.1-2.13, 3.2,
3.14-3.15
РО
БУ
1
9
Русский язык,
морфемика
Умение находить слово в соответствии со схемой
1.6,
2.1-2.13, 3.3,
3.14-3.15
КО
БУ
2
10
Русский язык, морфология
Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию
1.8,
2.1-2.13, 3.4,
3.14-3.15
РО
ПУ
1+2
11
Русский язык, морфология
Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию
1.8,
2.1-2.13, 3.4,
3.14-3.15
РО
ПУ
1+2
12
Русский язык, морфология
Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию
1.8,
2.1-2.13, 3.4,
3.14-3.15
РО
ПУ
1+2
13
Русский язык, морфология
Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию
1.8,
2.1-2.13, 3.4-3.8, 3.14-3.15
РО
ПУ
1+2
14
Русский язык, орфография
Умение подбирать проверочные слова к словам с орфограммой, приводить примеры из текста
1.9,
2.1-2.13, 3.9-3.11, 3.14-3.15
РО
БУ
1
15
Окружающий мир. Природные зоны.
Умение по описанию объекта определять природно-климатическую зону его обитания, знание природных зон
1.12,
2.1-2.13,
3.14-3.15, 3.21
КО
БУ
1
16
Окружающий мир. Природные зоны
Умение структурировать информацию по заданным параметрам
1.11-1.13,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.18
ВО
БУ
1
17
Окружающий мир. Пищевые цепочки
Умение структурировать информацию по заданным параметрам
1.14,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.19
ВО
БУ
1
18
Окружающий мир. Группы животных.
Умение структурировать информацию по заданным параметрам
1.1,
1.11,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.16
РО
БУ
2
19
Окружающий мир. Работа с картой
Умение отвечать на поставленный вопрос
1.15,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.20
КО
ПУ
1
20
Окружающий мир, Русский язык
Развитие речи
Умение отвечать на поставленный вопрос, приводить необходимые аргументы
1.16,
2.1-2.13, 3.12-3.15, 3.17
РО
ПУ
1
21
Математика текстовая задача; арифметические действия
Умение решать задачи
1.17,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.25
РО
БУ
2
22
Математика текстовая задача; арифметические действия
Умение решать задачи
1.17,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.25
РО
БУ
2
23
Математика Величины
Умение переводить единицы измерения величин
1.18,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.27
КО
ПУ
2
24
Математика Работа с информацией
Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы
1.9,
2.1-2.13, 3.14-3.15, 3.26
ВО
БУ
2
Оценка правильности выполнения задания
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
2.9
Сверка с эталоном
базовый
-
Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем
Условные обозначения:
Уровень сложности: БУ – базовый уровень сложности, ПУ – повышенный уровень.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.
Инструкция перевода полученных результатов промежуточной диагностической работы в уровни успешности предметного обучения и сформированности УУД
Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:
от 0-12 баллов - уровень ниже базового - «н»;
от 13-23 баллов - базовый уровень - «б».
По описанию итоговой оценки считается, что ученик достиг повышенного уровня, если в контрольной работе выполнил не менее 65 % заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня.
Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания базового уровня и за задания повышенного уровня (дополнительные задания):
от 0-23 - не достиг повышенного уровня - «н»;
от 34-40 - повышенный уровень - «п».
Если учащийся набрал достаточно много баллов базового уровня, но не набрал минимум 4 балла за дополнительные задания, то учащийся не достиг повышенного уровня - «-».
Уровень сформированности УУД рассчитывается по сумме баллов за выполнение определенных заданий базового и повышенного уровня, указанных в кодификаторе тем.
Полученные данные в баллах учитель заносит в таблицу «Результаты промежуточной предметной диагностики первоклассника (в баллах)».
Уровни сформированности предметных умений УУД – в таблицу «Результаты промежуточной предметной диагностики (в уровнях)».
Каждый ученик получает «Таблицу результатов промежуточной предметной диагностики четвероклассника (в баллах и уровнях)» и вкладывает в своё портфолио.
Форма оценочных средств
Таблица 7.
Наименование формы оценочного средства
Краткая характеристика формы оценочного средства
Представление типового контрольного задания
Контрольная работа
Средство оценки умений обучающихся писать контрольную работу, уровень сформированности у каждого обучающегося умений и навыков
Текст работы для 4 класса
КОМПЛЕКСНАЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
ВАРИАНТ 1.
Многие летом ездили на Покшу; сенокос, на рыбалку, отдыхать. По дороге вам встретилась маленькая деревенька Нелидово. Вот в этой деревеньке Костромской области, что уютно расположилась на высоком берегу речки Покши, жил и писал о своей родной земле и людях, живущих здесь, костромской писатель Василий Бочарников.
Часть 1. РАЗДЕЛ «ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ»
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ
В эти дни хорошо побывать на угревной лесной опушке; одному постоять, прислушаться к тишине и к себе, по-родственному вглядеться в лик весны.
Сосновый и ольховый лес, а по закрайку березы, ольхи, рябины; густо смешаны запахи хвои, перепревшей листвы, оттаявшей земли, травы. А впереди просторное поле, еще не тронутое плугом, оно наливается теплом, зреет. Оно в том волнующем ожидании, которое так хорошо знакомо деревенским людям.
Если бы больше сейчас у меня ничего не было, я бы и этим был доволен.
На березке, подле меня, поет зорянка - небольшая птичка с приметной оранжевой грудкой, голосок её чистый-чистый и такой нежно-переливчатый, что слушаешь её, затаив дыхание, и просишь мысленно: "Пой еще. Пой, пой! Долго пой!"
Увы! Вспугнули зорянку. Именно к этой березке вышла из лесу лосиха. Большая, как груженая лодка, серебристо-серая.
Бока разнесло, без подсказа видно: двойню носит. Вот-вот опростается. В больших черных выгнутых ресницах глаза, в них материнская печаль, забота, тревога. Лосиха смирно, по-коровьи доверчиво поглядела на меня, шумно вздохнула, потянулась головой, откусила у березки две веточки и неспешно пошла кромкой леса к ручью, его мягкий переплеск доносился и сюда.
Лосиха скрылась, а на веточках, обрезанных её зубом, вдруг загорелись две золотые капельки. Они срывались, а на их месте возникали точно такие же капельки - пульсировал березовый сок.
То к полю, то к лесу, то к полю, то к лесу, будто выбирала и никак не могла выбрать, куда же ей податься, металась бабочка-лимонница. Я долго следил за её нервным полетом, а когда потерял, увидел в синем поднебесье гусиную цепочку. Семеро гусей было всего, летели они высоко-высоко, изредка подавая тревожные голоса. Может, их где-то перед Волгой обстреляли браконьеры? Раньше гусиные караваны были куда мощнее.
Моя левая рука обнимала теплый шершавый ствол сосны. Вдруг я почувствовал: по руке кто-то щекотно ползет. Переместил руку - божья коровка. Словно клюковка, красная, аккуратная.
Пора было возвращаться в деревню. Я полюбовался голубенькими цветами хохлатки, сиреневыми подснежниками и вышел на тропу.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты понимаешь значение слова «закраек»? Запиши своё объяснение.
___________________________________________________________________________
Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении? Спиши.
На березке, подле меня, поет зорянка - небольшая птичка с приметной оранжевой грудкой, голосок её чистый-чистый и такой нежно-переливчатый, что слушаешь её, затаив дыхание, и просишь мысленно: "Пой еще. Пой, пой! Долго пой!"
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите тип текста? Объясните свой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В каком слове в предложении «Пора было возвращаться в деревню» все согласные звуки звонкие твёрдые? Подчеркни.
Подчеркни грамматическую основу в предложении «Я полюбовался голубенькими цветами хохлатки, сиреневыми подснежниками и вышел на тропу»
Подчеркни слово из предложения «Переместил руку - божья коровка», которое соответствует схеме
Выпиши из предложения «Я полюбовался голубенькими цветами хохлатки, сиреневыми подснежниками и вышел на тропу» все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из предложения «Словно клюковка, красная, аккуратная» все формы имён прилагательных. Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного (на выбор).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из предложения «Они срывались, а на их месте возникали точно такие же капельки - пульсировал березовый сок» все местоимения, укажи лицо и число одного из них (на выбор).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из предложения «Лосиха скрылась, а на веточках вдруг загорелись две золотые капельки» все глаголы в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм глагола (на выбор).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши слово из текста в соответствии с орфограммой
Правописание ь
Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание согласных в корне слова
Правописание гласных после шипящих
РАЗДЕЛ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
О какой природной зоне говорится в тексте? Напиши ответ
___________________________________________________________________
Что такое лес? Обведи нужную цифру
1) Лес это много разных фруктовых деревьев.
2) Лес это часть земной суши, покрытая древесной растительностью.
3) Лес это дикорастущие кустарники
Укажи верную цепь питания в этой природной зоне. Обведи нужную цифру.
1) растение - лось – волк
2) лось - растение - волк
3) волк - растение - лось
Заполните таблицу, пользуясь сведениями из текста.
Зорянка (описание)
Внешний вид
Место обитания
Использование человеком
Пользуясь картой, напиши всю известную информацию о реке Покша. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В связи с загрязнением лесов наблюдается резкое уменьшение количества животных. Что нужно предпринять людям в данной ситуации. Запиши свой ответ несколькими предложениями.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ «МАТЕМАТИКА»
Определите расстояние, которое пролетел гусь, если он двигался в среднем 24 часа со средней скоростью 81 км/ч. Напишите решение.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Масса птицы зорянки примерно 18 граммов, а масса ее яйца составляет 1/6 часть от массы всей птицы. Во сколько раз масса зорянки больше массы ее яйца?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переведи:
Гнездо зорянки чашеобразной формы. Диаметр гнезда 90 мм = . см
За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма = .г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] бабочки - лимонницы до 60 мм =.см
Площадь закреплённых охотничьих угодий - 2722 000 га = а
Рассмотри таблицу и выполни задания.
Покша
Нея
Волга
Ветлуга
Длина Реки
89 км
253 км
3 530 км
889 км
Площадь водосборного бассейна
731 кмІ
6060 кмІ
1 360 000 кмІ
39 400 кмІ
1) Определи показания скольких рек даны в таблице: ____________________________
2) Запиши название реки с наибольшей длиной:________________________________
3) Определи у какой из рек площадь водосборного бассейна больше. Найди разницу с меньшим водосборным бассейном, предложенным в таблице. ______________________________________________________________________
КОМПЛЕКСНАЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
ВАРИАНТ 2.
Многие летом ездили на Покшу; сенокос, на рыбалку, отдыхать. По дороге вам встретилась маленькая деревенька Нелидово. Вот в этой деревеньке Костромской области, что уютно расположилась на высоком берегу речки Покши, жил и писал о своей родной земле и людях, живущих здесь, костромской писатель Василий Бочарников.
Часть 1. РАЗДЕЛ «ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ»
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
ПЯТЬ ЖИВЫХ КАПЕЛЬ
Скворец прилетел. Почему-то один.
Сколько селений было на его пути, сколько встречалось разных деревьев, а он нигде не остановился, прилетел и сел на свою верхнюю ветку старой липы - как раз напротив родной скворечни... Вот это любовь к своей родине!
Но - холодно. И -го-лод-но. Горбится на ветке. Одинок. Хоть подставляй лестницу и подавай ломоть хлеба. Чем помочь - птица-то из гордых?
- Скворушка - А... Скворушка-а... Прилетел! - говорю я радостно.
А у самого тревога: почему один? Почему? Что случилось в пути? Нет ответа. Нет... Ни один человек в мире еще не слыхал от птицы жалобы: погибла подруга, погиб друг... ноет сердце, болит голова, не сгибается крыло, плохо видит глаз. А ведь все это, думаю, переносит птица.
Днем солнце обласкало всю деревню. Все сущее. И - скворца. Трепыхнул крылышками, развернулся грудкой на солнце и выдул из своего горлышка первую песенку. Короткой она была, но такой чистой, пронзительной.
То ли ветер обломал ветку на березе, то ли мальчишки (в каникулы лазали на деревья), но вот пригрело солнце и по стволу и веткам запульсировал березовый сок.
Копится и, наливаясь, круглясь, тяжелея, чистая светло-голубая капля березового сока срывается с обломленной ветки и, сверкнув на солнце, падает. Падает на прошлогоднюю листву, на побитую морозами, придавленную снегами серую клочкастую траву.
Сокодвижение сильное: мгновение и рождается новая капля. А для кого? Из земли возродилась и в землю же уйдет.
Но, оказывается, не один я заметил даровые капли березового сока. То, что случилось дальше, удавило и обрадовало меня. С липы спорхнул и сел на ветку березы скворец, трепыхнул крылышками, приспособился, запрокинул желтоватый клювик, раскрыл его и - раз! - поймал летящую сверкающую каплю березового сока. Проглотил, снова прицелился, да качнулся и был пропуск. Не беда. Вот опять удача! Холодная, сладкая, ароматная капля была поймана и пропущена через нежное птичье горлышко... Ну, разве можно было не воспользоваться таким даровым, но и дорогим угощением. Молодец скворец!
И еще три живых капельки весны сумел поймать скворушка. И улетел. Много ли птице нужно?! Вот напился березового сока и рад, что никто не помечал. Но я-то знал, что каждая капелька потом обернется его песенкой во славу весны.
Через три дня на знакомой липе сидела стайка скворцов. И среди нее я теперь не мог признать того, первого, разведчика.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты понимаешь значение слова «обласкало»? Запиши своё объяснение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении? Спиши.
Вот напился березового сока и рад, что никто не помечал. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите тип текста? Объясните свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В каком слове в предложении «Днем солнце обласкало всю деревню» все согласные звуки звонкие? Подчеркни.
Подчеркни грамматическую основу в предложении «Холодная, сладкая, ароматная капля была поймана и пропущена через нежное птичье горлышко...»
Подчеркни одно слово из предложения «Через три дня на знакомой липе сидела стайка скворцов», которое соответствует схеме
Выпиши из предложения «Холодная, сладкая, ароматная капля была поймана и пропущена через нежное птичье горлышко...» все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из предложения «Короткой она была, но такой чистой, пронзительной» все формы имён прилагательных. Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного (на выбор).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из предложения «И среди нее я теперь не мог признать того, первого, разведчика» все местоимения, укажи лицо и число одного из них (на выбор).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из предложения «Из земли возродилась и в землю же уйдет» все глаголы в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм глагола (на выбор).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши слово из текста в соответствии с орфограммой
Правописание ь
Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание согласных в корне слова
Правописание гласных после шипящих
РАЗДЕЛ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
О какой природной зоне говорится в тексте? Напиши ответ
___________________________________________________________________
Что такое лес? Обведи нужную цифру
1) Лес это много разных фруктовых деревьев.
2) Лес это часть земной суши, покрытая древесной растительностью.
3) Лес это дикорастущие кустарники
Укажи верную цепь питания в этой природной зоне. Обведи нужную цифру.
1)РастениеКузнечикСкворецСокол
2) РастениеКузнечик Сокол Скворец
3) Растение Скворец Кузнечик Сокол
Заполните таблицу, пользуясь сведениями из текста.
Скворец (описание)
Внешний вид
Место обитания
Использование человеком
Скворец - перелетная птица, прилетающая издалека. Зимует он обычно в Южной Европе, Индии и даже в Африке. Согласно многолетним наблюдениям, скворцы могут прилетать в разное время: начиная с середины марта до начала апреля. Подумай и напиши, почему так происходит. Запиши свой ответ несколькими предложениями.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь «Х» на карте любое место зимовки скворцов, указанное в рассказе.
РАЗДЕЛ «МАТЕМАТИКА»
Скорость полёта скворца составляет 3/4 скорости полёта стрижа, который может за 1 минуту пролететь 1600 м. Найдите скорость скворца. Напишите решение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За сутки скворцы прилетают кормить птенцов 300 раз. Сколько раз прилетят к гнезду 6 пар скворцов, чтобы покормить птенцов, за пять дней?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переведи:
Гнездо зорянки чашеобразной формы. Диаметр гнезда 90 мм = . см
За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма = .г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] бабочки - лимонницы до 60 мм =.см
Площадь закреплённых охотничьих угодий - 2722 000 га = а
Рассмотри таблицу и выполни задания.
Покша
Нея
Волга
Ветлуга
Длина Реки
89 км
253 км
3 530 км
889 км
Площадь водосборного бассейна
731 кмІ
6060 кмІ
1 360 000 кмІ
39 400 кмІ
1) Определи показания скольких рек даны в таблице: ____________________________
2) Запиши название реки с наибольшей длиной:________________________________
3) Определи у какой из рек площадь водосборного бассейна больше. Найди разницу с меньшим водосборным бассейном, предложенным в таблице. ______________________________________________________________________