Научно-исследовательская работа по музыке на тему Что мы знаем о русской народной песне? (7 класс)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы « Школа № 2115»
Что мы знаем о русской народной песне?
Научно-исследовательская работа
Выполнили ученицы 7в класса:
Белаш Виктория Михайловна
Васильева Эвелина Алексеевна
Руководитель научно-исследовательской работы:
Исакова Карина Сахлумовна – учитель музыки
Москва
2016 год
Оглавление……………………………………………......................2
Введение………………………………………………………………3
Основная часть
Глава 1. Собирание русских народных песен
1. Русская народная песня………………………………………………5
2. Собиратели русского фольклора……………………………….........8
3. Выдающиеся исполнители русского фольклора………………….. 9
Глава 2. Судьба русской песни.
2.1. Колыбельная песня моей бабушки.……………………………… 10
2.2. Задушевность русской песни ……………………………………..10
2.3. Анкетирование ………………………………………………..…….11
Выводы…………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы………...………………………………………...13
Приложение……………………………………………………….......14
1. Участники научно-исследовательского проекта, учащиеся 7в класса ГБОУ Школы № 2115 - Васильева Эвелина и Белаш Виктория
2. Кириллины Капитолина и Ирина со своими работами. Рисунки в приложении 3-4.
3. Рисунок Кириллиной Ирины. 7в класс.
4. Рисунок Кириллиной Капитолины. 7в класс.
5. Васильева Эвелина с бабушкой Валентиной Львовной. 2003 год.
6. Васильева Эвелина с бабушкой Валентиной Львовной. 2015 год.
7. Тверская область. Город Зубовск. 8. Ученики 7в класса подсчитывают результаты анкетирования.
9. Ученики 7в класса подсчитывают результаты анкетирования.
10. Диаграмма, отображающая результаты анкетирования.
Введение
Тема: «Что мы знаем о русской народной песне?».
Актуальность
В русской народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства и умения. В наше время люди не задумываются о важности приобщения к русской народной песне. Ведь именно через нее осуществляется сопричастность младшего поколения к национальным и нравственным ценностям предков.
Проблема
В настоящее время мы не наблюдаем большого интереса людей к русской народной песне и к фольклору в целом.
Цель: проследить историю развития русской народной песни и выяснить, почему она имеет общественно-социальное значение в воспитании и развитии молодежи.
Задачи:
Рассмотреть народную песню как основной вид коллективного музыкального народного творчества.
Проанализировать русскую народную песню с позиции ее жанров, видов, средств изобразительности и выразительности.
Раскрыть природные черты русской народной песни как основы жизни людей.
Объект исследования – русская народная песня
Предмет исследования – процесс изучения и анализа русской народной песни.
Гипотеза – мы предполагаем, что русская народная песня и фольклор в целом не очень востребованы в нашем обществе.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы, анкетирование, наблюдение.
Теоретико-методологические основы исследования
В процессе анализа русской песни мы опирались на философские, культурологические, социологические, этнографические, искусствоведческие направления исследователей.
.
Основная часть
Глава 1. Собирание русских народных песен
1. Русская народная песня.
Песня - это живой голос народа, выражающий его национальный характер, говорящий о его жизни, обо всех его радостях и печалях.
Многие из русских народных песен суровы и скорбны. Их складывал народ в годы тяжелых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия, предавшего смерти и огню многие древние и славные города нашей земли.
Прообразы народной песни возникли еще в глубокой древности. К древнейшим народным песням можно отнести песенные вставки в сказках, мелодии, сопровождавшие культовые ритуалы и трудовой процесс. Первоначально песня обладала не столько эстетической функцией, сколько она служила одним из средств утверждения человека в окружающем его мире. Отражая повседневную жизнь людей, многие старинные песни были связаны с танцевальными движениями, как бы «иллюстрирующими» песенное содержание. Песня занимала также одно из центральных мест в народных играх и обрядах. Информация, содержащаяся в народной песне, передавалась из уст в уста, от поколения к поколению. Поэтому народная песня являлась не только хранительницей, но и проводником знаний, накапливаемых поколениями.
Одной из таких ценностей является народная песенная поэзия. Самой ранней частью русских народных песен являются традиционные крестьянские песни. Песни, в которых воспевались горе и тоска, слёзы и злоба. Народная песня крепко связана с повседневной жизнью народа, его трудом, отдыхом, семейной жизнью. С сожалением приходится признать, что за последние годы интерес к обычаям старины заметно угасает, особенно у молодежи.
Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом, шлифуясь, изменялись. Традиционно песни подразделяются на лирические, исторические, обрядовые. Это самое общее деление. Оказалось, что их, жанров русской народной песни, намного больше.
Традиционные лирические – это любовные, балладные, протяжные песни. Отходнические песни литературного происхождения - разбойничьи, рекрутские, ямщицкие, бурлацкие. Исторические песни часто изображают не только события, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Герои песен: цари - Иван Грозный, Пётр I. Герои войны -Суворов, Кутузов. Народные вожди - Ермак, Разин, Пугачёв. Календарные обрядовые песни: поздравительные зимние (колядки, щедровки, виноградье, овсеньки); святочные; масленичные; весенние (веснянки, волочебные, пасхальные); песни пахоты и сева; вознесенские; троицко-семицкие ; летние (купальские песни); толочные, покосные, жатвенные. Семейные обрядовые песни - обряды рождения и пестования (пестушка); плачи и причитания; свадебные; колыбельные.
Перед нами встал вопросы: когда появился интерес к русской народной песне? Когда стали записывать и изучать русскую песню? Кто первый догадался, что это необходимо?
В своем исследовании мы попытались познакомиться с известными собирателями песни.
2.Собиратели русского фольклора.
Подлинно научный интерес к народному песенному творчеству пробуждается в XIX веке. Собрание русских народных песен было задумано еще А.С. Пушкиным.
Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Кроме «Толкового словаря» и собрания пословиц, он записал тысячу сказок. Записанные им песни отдал П. Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен. В начале 30-х годов Киреевский предпринял экспедицию в центральные губернии России с целью собирательства народных песен.
Петр Васильевич Киреевский (1808-1856) - фольклорист, исследователь древнерусской культуры, создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике.
Митрофа́н Ефи́мович Пя́тницкий (1864- 1927) – русский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен; основатель и первый художественный руководитель русского народного хора. «Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — это художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».
Музыкальный фольклор - это реакция народа на происходящие события, на окружающую его действительность. В развитии современного фольклора можно выделить две тенденции: тенденцию к отмиранию старых традиций и самовозрождению путем создания новых традиций.
3. Выдающиеся исполнители русского фольклора.
Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) будучи оперным певцом, постоянно давал концерты, исполнял русские народные песни. В своей автобиографической книге «Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре» он многократно отмечал, какое значение для его становления как оперного певца имела русская народная песня. По его убеждению, песня - не случайная комбинация звуков, а результат творческого акта народа. «Народ, - писал он, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. От природы, от быта русская песня и от любви. Ведь любовь - песня».
Русланова Лидия Андреевна (1900-1973) – российская советская певица. Исполнительница русских народных песен. Родилась в крестьянской семье. С пяти лет росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско- японской войне. В 16 лет поехала на фронт сестрой милосердия. После революции выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами.
Морда́сова Мари́я Никола́евна (1915-1997) – самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок (свыше 300). Родилась в деревне в многодетной крестьянской семье. Пела в школьном хоре, работала дояркой. Народная артистка СССР.
Зыкина Людмила Георгиевна (1929-2009). Родилась в Москве. Народная артистка СССР. Родители родом из деревни. Бабушка и мама, по сути, так и остались деревенскими женщинами, которые принесли в дом на московской окраине свой строй жизни со старинными песнями и крестьянскими обычаями. Выступала в хоре имени Пятницкого. Художественный руководитель и солистка Государственного академического русского народного ансамбля «Россия».
Заволокин Геннадий Дмитриевич (1948-2001) - русский композитор, баянист и гармонист, поэт. Народный артист России. Наибольшую известность и популярность получил как основатель и ведущий телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!». Его жизнь оборвалась неожиданно. Передачу «Играй, гармонь» ведут его сын Захар и дочь Анастасия.
Глава 2. Судьба русской песни.
2.1. Колыбельная песня моей бабушки.
Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык. Главное назначение этих песен – влиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания.
Моя бабушка Валентина Львовна пела мне перед сном колыбельные песни. (Приложение 5)
Я родилась в небольшом городке Зубцове, который находится в Тверской области. Прожила там 8 лет (до 2 класса). Очень часто в нашем городке проходили различные мероприятия, праздники, ярмарки, в которых я слышала и наблюдала, как поют и танцуют русские народные песни и танцы. (Приложение 7)
Современному человеку, который не слышал народных песен в живом исполнении деревенских и сельских жителей, трудно по-настоящему понять их важность, оценить их красоту и выразительность.
2.2. Задушевность русской песни.
Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство русской земли, характерные черты, традиции русского быта.
В нашей семье есть хорошая традиция – исполнять в семейном кругу любимые песни.
Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и с ее маленькими частями - нашими селами. Трудно доподлинно народно исполнить старинную песню. Приходится осознавать факт, что песня жива, пока живы исполнители.
2.3. Анкетирование учащихся 7в класса ГБОУ Школы № 2115
Познакомившись с разнообразным материалом о народной песне, нам захотелось узнать мнение учащихся ГБОУ Школы №2115 о народной песне.
Учащимся нашего класса была представлена следующая анкета:
1.Любишь ли ты слушать музыку?
2.Какую музыку ты предпочитаешь? (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?
3.Какие народные песни ты знаешь?
4.Нужна ли нам народная песня?
5.Назови известных тебе исполнителей народных песен.
6. Какие народные коллективы ты знаешь?
Анализ результатов анкетирования.
Были опрошены учащиеся 7в класса (18 человек). Исходя из результатов анкет, выяснилось: 100 % учащихся ответили, что предпочитают слушать современную музыку; 22% -классическую музыку, 32% - зарубежную, 28% - русскую и лишь 18 % - народную (приложение 10).
На вопрос, какие они знают народные песни, большинство ребят ответило «Во поле береза стояла»- 85%, «Ой, мороз» -63%, «Тонкая рябина»- 28%. И были единичные названия народных песен, которые учили на уроках: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Светит месяц», «Во кузнице». 98% учащихся на вопрос: «Нужна ли народная песня?», ответили, что нужна.
Песня нужна, чтобы продолжить историю прошлого. Возвращаются старинные праздники и обычаи, и людям пожилого возраста надо дарить радость. И лишь 2 % ответили отрицательно.
Из народных исполнителей 70% отметили Надежду Бабкину, 12% - Людмилу Зыкину и 20% - Надежду Кадышеву.
Из народных коллективов 35% учащихся отметили коллектив народной песни "Русская песня" и 20% - коллектив "Золотое кольцо».
Выводы:
В настоящее время мы наблюдаем предпочтение людей младшего возраста к современной музыке. К сожалению, классическая и народная музыка не пользуются популярностью у наших сверстников, хотя играют огромную роль в становлении личности человека. Современная молодежь мало интересуется народной песней.
Заключение
После проведенного исследования и анализа мы осознали, какой культурной ценностью и самобытностью обладает русская народная песня. Мы, представители нового поколения должны приобщать к фольклорным традициям русского народа своих сверстников. Народное песенное искусство создавалось многими поколениями людей и не должно быть потеряно и забыто.
Список литературы
1. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва- 2005.
2. Аникина В.П. Русские народные песни.- М.: Детская литература,1972
3. Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.
4. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск. 2006г.
5. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.1983, 448 с., с ил..Приложение 1
Участники научно-исследовательского проекта, учащиеся 7в класса ГБОУ Школы № 2115 - Васильева Эвелина и Белаш Виктория

Приложение 2
Кириллины Капитолина и Ирина со своими работами. Рисунки в приложении 3-4

Приложение 3
Рисунок Кириллиной Ирины. 7в класс.

Приложение 4
Рисунок Кириллиной Капитолины. 7в класс.

Приложение 5
Васильева Эвелина с бабушкой Валентиной Львовной 2003 год.

Приложение 6
Васильева Эвелина с бабушкой Валентиной Львовной 2015 год.

Приложение 7
Тверская область. Город Зубовск.

Приложение 8.
Ученики 7в класса подсчитывают результаты анкетирования.

Приложение 9
Ученики 7в класса подсчитывают результаты анкетирования.

Приложение 10
Диаграмма, отображающая результаты анкетирования.