Понятие «классический период в истории русской литературы 9 класс
Күні Сынып Сабақ Пән
Дата ____7.09___Класс___9___ Урок № __1__ Предмет литература
Тема: Введение. Понятие «классический период в истории русской литературы». Русская классика в контексте мировой.
Сабақтың мақсаты
Цели урока:
1Білімділік
Обучающая познакомить учащихся с понятием русская классика;
2. Дамытушылық
Развивающая. развивать знания и умения внимательно слушать и правильно излагать свои мысли устно;
3. Тәрбиелік
Воспитывающая. воспитывать интерес к литературе.
Материалдық қамтуы
Материальное обеспечение. Учебник, анкета, самостоятельная работа.
Сабақ түрлері
Тип урока: применение зун
Сабақ барысыХод урока:
Ұйымдастыру кезеңі
Орг. момент
Приветствие.
Запись числа и темы урока.
Сообщение цели урока.
II. Повторение.
Анкетирование 3-5 минут
III. Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя. (основные термины записываем в тетрадь)
В девятом классе мы открываем новую, особую страницу истории русской литературы. По традиции ее называют КЛАССИЧЕСКОЙ, а также «золотым веком» русской литературы, условно охватывающим XIX столетие.
Это столетие входит в так называемый период литературы «нового времени» XVIII-XXI вв., когда существенно переменились и обновились как форма, так и содержание русской словесности, ведущей свою историю с конца X века. Но и в «новом времени» XIX век остается пока непревзойденным по совершенству этапом литературного развития, основой нашей национальной культуры, залогом ее мирового признания.
Как вы понимаете слово классический, классика, классическая литература?
Что такое классика?
Уточним привычное понятие классическая литература. По мнению известного литературоведа М.Л. Гаспарова, оно восходит к латинскому слову classici: в Древнем Риме - это граждане одного из высших имущественных классов. В переносном смысле его впервые употребляет Цицерон, и уже во втором веке оно применяется к литературе писателей, признаваемых лучшими, образцовыми. В более узком смысле – это греческие и римские писатели, в противоположность писателям нового времени, а также уже известные нам по восьмому классу представители классицизма. Однако в широком, уже устоявшемся значении «классики» - это все писатели определенных периодов, считавшихся временем расцвета той или иной культуры.
Так, например, это V веке до нашей эры для Греции, XVII в.- для Франции, конец XIX –начало XX века- для Казахстана и XIX в.- для России. Классиками теперь называют вообще всех крупных писателей, чье творчество стало достоянием не только национальной, но и мировой культуры.
Назовите имена, выдающихся классиков XX века?
Как мы будем ее изучать?
Мы начинаем изучать русскую литературную классику, представленную, прежде всего именами А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Гончарова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А.П.Чехова и других широко известных писателей. Главная трудность и в то же время задача такого изучения заключается в том, чтобы по возможности более полно и объективно оценить идейно-художественную глубину и новаторство творчества, учитывая и новое, современное истолкование их произведений.
Так, например, подлинное значение А.С. Пушкина раскрывалось постепенно. Современники приняли его, за редким исключением (Державин, Жуковский, Вяземский), не сразу и не в полной мере осознавали стремительность и гениальность его творческого развития. «Руслан и Людмила» вызвала нескрываемое раздражение критики, потому что вместо высокой романтической поэмы с трагическим, безутешным героем Пушкин предлагал веселую, слегка романтическую сказку. Она открывала новое отношение к классическому романтизму, по сути дела, развенчивая высокий жертвенный ореол его героев (ср.особенно «Кавказский пленник» и «Цыганы»).
О Пушкине 30-х годов, обратившемся к глубокому, реалистическому исследованию русской истории и современности («История Пугачева», «Капитанская дочь», «Повести Белкина»), печатно заявляли, что он исписался.
Но теперь в исторической ретроспективе становится ясно, что Пушкин первый наш классик, смотрел дальше своих современников. Испытав влияние западноевропейских и русских романтиков Байрона, Парни, Жуковского, Батюшкова, он проложил в русской литературе не просто дорогу к реализму, а прежде всего к самой жизни, всякий раз давая понять, что человеческое бытие неисчерпаемо богаче литературы, что литература, питаясь соками жизни, снова уходит в нее, открывая ее смысл.
Именно поэтому анализ материала в нашем учебнике подчиняется идее сопоставительного двустороннего подхода: классика изнутри, глазами ее современников, и в то же время - в нашем понимании, ее наследников.
Итог урока.
Самостоятельная работа
Что такое классика?
Был ли А.С. Пушкин выдающимся классиком своего времени?
IV. Домашнее задание: Читать стр.2-4