Конспект урока по окружающему миру для 4 класса Освоение космоса


Данный конспект урока может быть использован при работе с любым учебником по предмету «Окружающий мир» 4 класс, а также при подготовке внеклассного мероприятия.
Распределение материала позволяет учителю излагать, а ученикам усваивать материал последовательно, опираясь на знания и умения полученные ранее.
Основной метод на уроке исследовательский.
Дифференцированные задания для контроля усвоения знаний, умений и навыков. Работа в группах позволяет сформировать их состав с учётом личностных характеристик и интересов ребенка.
Оптимальная дидактическая структура урока. Практическое применение полученных знаний, умений, навыков.
Использование информационных объектов на уроке, позволяет активизировать познавательную активность учащихся.
Материал урока позволяет провести пропедевтику профориентации, через формирование представлений о профессии медицинского работника, историка, физика, лётчика-космонавта.


Конспект урока
Тема: «Освоение космоса»
Цели урока:
Учебные: учащиеся должны усвоить навыки исследовательской деятельности: в частности повторить этапы экспериментирования; выдвигать гипотезы и планировать опыты; научиться обрабатывать новые данные; усвоить понятийный аппарат по теме.
Развивающие: формирование научного мировоззрения: формирование теоретического и критического мышления; воспроизведение логики познания; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности ; приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Воспитательные: выработка навыков работы в команде, уважения к точки зрения другого; воспитание уважения к историческому наследию прошлого своей Родины.
Оборудование: интерактивная доска, системный блок, листы бумаги, маркеры; спичечные коробки, целлофановый пакет; воздушный шарик; тонометр, пульсометр для измерения пульса, липкая лента; материалы о Циолковском, о первом спутнике, о Королеве, космонавтах, ноутбук.
Ход урока.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Орг. момент.
-Здравствуйте, дети. Садитесь. Проверим готовность к уроку.

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность.

II. Рефлексия
-О чем мы говорили на прошлых уроках?


- Сейчас я вам предлагаю проверить насколько вы усвоили темы прошлых уроков, выполнив тест.


- О строении Солнечной системы, звёздах, планетах и других космических телах.
Дети работают с тестом на ПК индивидуально.

III. Подготовка к основному этапу.
Просмотр видеозаписи «Старт Ю.А.Гагарина»
- Какое событие отражено в видеофрагменте?
- Почему я вам предложила начать урок с просмотра именно этого фрагмента.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема записывается на доске.



- Старт Ю.А.Гагарина, первого космонавта.
- Возможно, мы будем говорить сегодня о космосе, космонавтах

- Освоение космоса.


IV. Целеполагание
- Скажите, это был первый полет в космос?
- Знаем ли мы историю развития космонавтики? Давайте обозначим первую задачу нашего урока.
- Мы можем с вами полететь в космос?
- Почему?
- А почему надо быть здоровым для полета в космос.
-Прослушайте аудиозапись переговоров Ю.А.Гагарина с Землей. Какой вывод мы можем сделать?
- Можем ли мы понять, как влияет перегрузка на человеческий организм?


- Я вам предлагаю упростить задачу. Попробуйте понять, как влияет физическая нагрузка на организм.
- Сформулируйте вторую задачу урока.

- Вспомните запись переговоров, какое еще явление упоминает Юрий Алексеевич?
- Как вы понимаете это слово?
- От чего может возникать вибрация. В воздухе нет кочек.
- Посмотрите на фотографии космических аппаратов. Что вы заметили?
- Знаете ли вы зачем такое строение летательным аппаратам?
- Как бы вы сформулировали третью задачу для нашего урока.


-

- Как развивалась космонавтика?

- Нет.

- Желание, деньги, здоровье.
- Нагрузка на организм.

- Действительно, на космонавта при взлете действуют перегрузки.
- Для этого нам надо провести эксперимент и воссоздать условия взлета. Но мы сделать это не можем.
- Это мы можем сделать.





- Как влияет физическая нагрузка на организм?

- Вибрацию.


- Тряска,

- Воздух оказывает сопротивление.
- Они все вытянутой формы. У всех мощные двигатели.



- Почему космические корабли имеют такое строение?

V. Исследование.
- Как удобнее работать, чтобы решить поставленные цели?
Первая группа – историки. Что должны сделать?

- Я предлагаю вам воспользоваться материалами, которые у вас на столах. Часть материала находится в ноутбуке.
Вторая группа – медики. Ваша задача?

- Для вас я подготовила измерительные приборы: тонометр и пульсометр, также у вас на столе находится небольшой текст, который поможет вам сделать необходимые предположения.
- Третья группа – физики. Чем вы будете заниматься?


- Какими способами познания вы будете пользоваться?



- Начинайте работу.

- В группах. (Дети делятся на группы по желанию)
- Подготовить краткий обзор истории развития космонавтики, можем оформить презентацию.




- Определить, какое влияние оказывает физическая нагрузка на организм человека.






- Попробуем определить, действительно ли ракета должна иметь такие мощные двигатели, обтекаемую форму и т.д.
- Историки – книгами, а медики и физики будут проводить эксперимент.
- Физикам скорее всего придется создавать модели.
Дети работают в группах.
Историки:
Материалы о Циолковском, о первом спутнике, о Королеве, космонавтах.
Ноутбук.
Медики:
Тонометр, для измерения давления.
Пульсометр, для измерения пульса.
Липкая лента, для разметки прямой линии. Для исследования влияния вращения на вестибулярный аппарат.
Физики:
Два спичечных коробка, целлофановый пакет;
Два листа бумаги.
Воздушный шарик.

VI. Отчет о проделанной работе.
- Прошу группы отчитываться.

Отчет групп.
- Наша задача была составить краткий обзор истории космонавтики и составить презентацию. Первый слайд мы посвятили основателю космонавтики – Циолковскому. Второй слайд – его продолжателю Королёву, третий – первому спутнику, четвертый - Гагарину и т.д. (Кратко рассказывают содержание каждого слайда)
- Мы исследовали влияние физической нагрузки на организм. Мы разделились внутри группы на две.
Первая группа: Мы выдвинули гипотезу о том, что при нагрузке увеличится частота пульса и повысится давление. Для этого мы измерили эти показатели в покое, а затем еще раз после 10 приседаний,. Эту процедуру мы повторили три раза. Результаты представили в виде графика. Наша гипотеза подтвердилась.
Вторая группа: Прочитав о том, что для наилучшей переносимости невесомости космонавты тренируются на центрифугах, мы решили проверить как вращение влияет на организм, при этом мы предположили что человек потеряет ориентацию. Для этого на пол наклеила ленту в виде прямой. Мы все без труда прошли по ней. Затем покружились, ровно пройти удалось далеко не всем. А ведь космонавты находятся длительное время в невесомости, где нет понятия верх и низ привычное для человека.
Общий вывод группы: Нужно иметь отличную физическую подготовку, чтобы полететь в космос.
- Мы исследовали сначала форму летательных аппаратов. Гипотеза: обтекаемая форма встречает меньшее сопротивление воздуха. Для этого мы сделали обычный бумажный самолетик, мы запустим одновременно его и просто бумажный лист, масса у них одинаковая, т.к. для самолетика мы использовали точно такой же лист. Как видим, самолетик улетел в конец класса, а лист упал около нас. Значит, обтекаемость нужна кораблям для лучшего прохождения слоев воздуха. Второй опыт мы проводили для того, чтобы узнать, зачем мощные двигатели. Мы прочитали что газы вырываясь толкают предмет в противоположную сторону – это называется обратной тягой. Для того чтобы убедится в этом, мы взяли воздушный шарик, надули его и отпустили. Воздух ударил нам в лицо, а вот шарик действительно улетел в противоположную сторону. Значит, ракете необходимы мощные двигатели, чтобы оторваться от Земли, преодолеть притяжение.

VII. Итоговая рефлексия
- Что получилось? На что нужно обратить внимание?
- Вы хотите полететь в космос? А что для этого нужно?
- Посмотрите на экран

-.

- Знания, здоровье, ..

Дети смотрят фильм зарисовку «К звёздам»

VIII. Домашнее задание
-Какое домашнее задание вы можете предложить?
Учитель фиксирует на доске предложения.
- Выберите то, что вам больше нравиться.

- Продолжить создание презентации по истории космонавтики.
- Создать модель ракеты.
-.










Судакова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2-многопрофильная» г.Нижневартовска

13PAGE 15


13PAGE 14615