Исследовательская работа на тему Резной узор оконцев русских


Оглавление
Введение стр.1
Основная часть стр.2-11
Виды резьбы, используемой в изготовлении наличников: стр.12-14
Есть ли будущее у наличников стр.15
Выводы стр.16
Список использованной литературы стр.17
Введение
Гимназия, в которой я учусь, находится в частном секторе. По дороге в школу я заметил, что встречаются дома с очень красивыми резными наличниками, но есть и такие, на которых наличники очень простые, без замысловатых узоров. У меня возник вопрос, почему так? Так захотел хозяин дома, который когда-то строил дом? Предполагаю, что символы, использованные на наличниках, что-то означают.
У меня появилась идея исследовать домовую резьбу нашего города.
Цели работы:
1.Окунуться в истоки народного творчества.
2.Познакомиться с традиционной символикой украшения дома.
Задача исследования:
Получить ответы на следующие теоретические вопросы:
что такое домовой декор народного жилища?
в чем отличие и особенность домового декора народного жилища
в Мелеузовском районе?
Узнать, есть ли сходство в узорах домовой резьбы и узорах в вышивке?
Получить ответы на следующие теоретические вопросы:
что такое домовой декор народного жилища?
в чем отличие и особенность домового декора народного жилища
в Мелеузовском районе?
Узнать, есть ли сходство в узорах домовой резьбы и узорах в вышивке?
Провести исследование домового декора народного жилища;
Провести экскурсию по городу с целью накопления фотоматериала, сделать его анализ.
Изготовить эскиз наличника нашего будущего дома.
«И сказку рубил деревенский топор,
Простые мужицкие руки,
И высится бревен крылатый шатер,
Как песни застывшие звуки.»Резьба по дереву — это традиционное народное декоративное искусство, широко распространенное в нашей стране. На Руси издавна основным материалом для строительства было дерево. Стремление украсить свое жилище деревянными резными изделиями появилось в XVIII -XIX вв. Резьбой по дереву стали отделывать окна, карнизы, причелины, балконы, ограды и т.д.
Сейчас многие счастливые обладатели дачных и сельских жилых домов стараются сделать свои постройки не только максимально удобными и комфортными, но и оригинально красивыми. А лучшим украшением строения, как и столетия назад, остается так называемая домовая резьба по дереву.
Традиция украшать дома деревянными резными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально резьба по дереву носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки, призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу, животных или причудливое переплетение растительности. В дальнейшем, религиозный смысл резьбы по дереву утрачивался, но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.
Идя вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное. Наличники на окнах, вот что остановило взгляд: резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева. Причем, в различных областях можно наблюдать совершенно различные стили оформления домов резьбой. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены, пропильной или иначе - прорезной резьбой, а также ее разновидностью – накладной.
В старину, в различных районах России резчики использовали определенные виды резьбы и элементов орнамента. Это хорошо заметно, если рассматривать фотографии резных наличников изготовленных в 19 и начале 20 веках. Такие замысловатые узоры я видел на иллюстациях к различным произведениям.


Определенные элементы резьбы зачастую можно было увидеть на всех домах одной деревни или села. В другом селе мотивы резных наличников могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населенные пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах. Изучение старинной домовой резьбы и наличников в частности, давало этнографам много материала в изучении миграционных потоков и торговых связей в нашей стране.
Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в других. Началось повсеместное смешение стилей. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Но, может быть это и не так уж плохо? Современные города и поселки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора.

Наличники служили для защиты окна от сквозняков и теплопотерь, но украшения, которые мастера вырезали на доске, говорят о том, что наличник был еще и защитой от нечистой силы, сглаза и прочих нехороших вещей. В украшении окна использовались не только геометрические узоры, но и символы, которые неизменно служили оберегом: солярные знаки, дерущиеся животные, райские птицы. В общем, эзотерики могут найти в узоре наличников много такого, о чем, может быть, сами мастера не подозревали.
Деревянный наличник стал массовым уже в XIX веке, с развитием в России стекольного дела - видимо, в крестьянском сознании постоянно присутствовала мысль о защите собственного дома от нечистой силы, а потому окна - «глаза дома» должны были быть защищены от проникновения нехороших воздействий. Может, здесь сыграли свою роль не исчезнувшие до сих пор представления о мире предков-язычников, или современная мифология обязывала, но окна русских домов стали украшаться такими узорами, что историки архитектуры до сих пор пишут о них научные трактаты и защищают диссертации.
Не только в качестве оберега служили наличники. Некоторые домовладельцы копировали в деревянной резьбе фасады императорских дворцов и богатых особняков - и тогда наличники могли представлять собой нечто напоминающее пилястры в стиле барокко. Другие стремились отобразить в наличниках профессиональную тему: якоря, животные, растения.
Дракон - это воплощение мудрости, величия. Он - самое значительное мистическое животное, символ силы и власти, лидер всего живого на земле. Наверное, именно поэтому его в таком изобилии изображали на одежде китайских императоров, а так же в убранстве дворцов. Так же он самый сильный из четырех духов защитников очага.

Классифицировать наличники можно не только по наличию навершия, но и географически - в каждом селе (даже на расстоянии нескольких десятков верст) был свой стиль резьбы и своя узорная традиция. Наличник был еще и визитной карточкой, местной особенностью.
Говорить о сегодняшнем состоянии «наличных» дел не приходится. И только дома, построенные в конце XIX и в начале XX века еще сохранились в небольшом количестве, и, шагая по улицам сёл, мы еще можем наблюдать почерневшие и потрескавшиеся подлинные образцы этой некогда популярной декоративной отрасли. Но - все реже и реже.
Иногда наличники одного дома отличаются друг от друга: на главном фасаде - самые красивые, на боковом - скромнее и на дворовом - простые, с меньшим количеством резных деталей. Образец такого дома находится совсем рядом с гимназией по ул.Гагарина, дом 28.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Женская фигура с воздетыми к небу руками стоит в центре узора и главенствует над окружающими ее животными и растениями – символ Матери-Земли.

Сакральные знаки, обозначающие солнце и его ход, птиц и коней – перевозчиков солнца, землю, мировое древо, богинь, ночных драконов, небосвод и небесные запасы влаги и плодородия – все это, с одной стороны, должно было защитить дом и его обитателей от зла и опасностей – поэтому особое внимание уделялось отверстиям, входам в дом – например, дверям и окнам. Так и получилось, что наличники, закрывающие щель между оконной рамой и стеной дома, кроме защиты от холода и сквозняков, должны были защищать еще и от нематериального зла.

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы.
В связи с языческой религией мотивы, отражавшиеся в домовой резьбе, были довольно однородными и несли свою смысловую нагрузку. Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые).

Дом бабушки моей одноклассницы Регины(ул.Гагарина, 67).

Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными». Они обязательно присутствовали в том или ином виде, нередко повторялись несколько раз, показывая суточный ход небесного светила.

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Постепенно языческая символика стала утрачивать свой изначальный смысл. Нередко помимо знаков солнца и грома в композицию резных наличников или полотенец стали вписываться восьмиконечные православные кресты, позже в элементах деревянной резьбы стали читаться и более «мирские» символы – в XIX веке нередки были наличники с 2-главым орлом на короне, в XX веке можно было встретить резные серп и молот.

Сегодня можно по-разному истолковать причудливые формы деревянного кружева. Как обереги они уже не рассматриваются, поэтому сейчас интереснее искать отражение окружающего мира в узорах наличников и пилястр.
Целью нашего исследования было знакомство с традиционной символикой украшения дома. И мы стали анализировать узоры наличников. Проходя по улицам города, я нашел множество различных узоров. Я создал коллекцию наличников, которые украшают дома моего города, разбил на группы.
Виды резьбы, используемой в изготовлении наличников:
Простой наличник с накладной резьбой.
Основу наличника составляет рама из доски толщиной 30-40 мм, внутренняя ширина которой позволяет окнам, если они открываются наружу, распахиваться на 90°. Остальные размеры выбираются в зависимости от проекта. При этом необходимо предварительно сделать рисунок в масштабе, по которому и уточняются все размеры наличников.
Глухая рельефная резьба.
Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные и животные орнаменты. Переплетающаяся виноградная лоза, русалки, множество стилизованных листьев, птиц и зверей можно наблюдать на фасадах домов начала 20 века (во времена возрождения домовой резьбы). Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольничков, пирамидок, ромбов).Сюжеты геометрической резьбы более раннего периода практически не дошли до наших дней, но исследовавшие их учёные связывают те сюжеты с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, а потому считались сильнейшими оберегами.
Прорезная или пропильная резьба.
Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев.
Объемная или скульптурная резьба.
Этой резьбой украшали носовую часть корабля, а позже, если верить некоторым источникам, привычка ставить скульптуру божества или тотемного животного перешла на гребни ("коньки") крыш жилых домов. Примером объемной резьбы является изображение головы и верхней части туловища коня, оленя или большой птицы. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губернии не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Также нередки их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от "дурного глаза" всех живущих в доме.
Подразделение на подвиды домовой резьбы хоть и существует, но Вы нигде не встретите использование только одного отдельного подвида. Все это весьма условно, т.к. при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Орнаменты переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются в богатое убранство кружев... Одна техника сменяет другую и переплетается с новыми сюжетами, но все они определенно выдержаны в едином стиле и несут, вероятно какую-то смысловую нагрузку - вот что такое настоящая домовая резьба!
Есть ли будущее у наличников?
Нельзя сказать, что наличник окончательно уходит в прошлое. Иногда на строительных выставках или в Интернете можно встретить фирмы, которые занимаются производством наличников. Виниловые наличники - как вам это понравится? С одной стороны неплохо - прекрасный материал, от осадков не страдает. Однако штампованный наличник в отличие от вырезанного вручную вряд ли говорит об индивидуальности мастера и его золотых руках.
Однако в некоторых российских областях появилась работа и для мастеров по дереву. Люди, которые строят собственные дома, желают, чтобы их жилища отличались бы от типовых проектов. А некоторые вспоминают узор наличника в дедовских домах, рисуют их по памяти и заказывают мастерам копии. Такая вот связь поколений.
Мы с родителями мечтаем о собственном доме. Это дом должен быть непременно деревянным. В таком доме хорошо дышится. Бывая летом у бабушки в деревне, я очень люблю, когда она закрывает ставни. Тогда в доме становится темно и прохладно. Применив все знания, полученные в ходе исследовательской работы, я решил сделать эскиз наличника, который будет украшать мой дом. Вот что у меня получилось .

В результате нашего исследования я сделал вывод:
Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из нас попытается с любовью сделать своими руками, будет доставлять радость окружающим людям.
Само призвание народного искусства украшать быт и труд определило его оптимистический настрой. В наши дни народное творчество живет не только в тишине музейных залов. Оно постоянно развивается.
Исчезло былое снисходительное отношение к вещам из народного быта , мы стали больше ценить их художественные достоинства, видеть в них проявление настоящего искусства.
Элементы домовой резьбы повторяются в элементах русской вышивки. Каждый элемент резьбы – определенный символ. Украшая свои жилища наличниками, люди оберегали свои дома.
Работая над проектом, мы открыли для себя красочный и неповторимый мир народного искусства.
Россия, Русь - куда ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов
Список литературы:
1. Филлипова Е. Лица вдоль дороги. Введение в тему «Наличники» // http://www.shushara.ru/windows/item.php?
2. Ильинич Т. Русское фен-шуй или о том, как наши предки обустраивали свое жилье, чтобы жить в нем счастливо и в достатке // http://www.opentextnn.ru/space/?
3. Толстой Н.И. Славянская мифология. Энциклопедический словарь // http://www.pagan.ru/slowar/b/byk0.php
4. Ткаченко Н.Н. Солярная символика в культуре прошлого и настоящего // Культура в современном мире. 2011. № 1. // http ://infoculture.rsl.ru (дата обращения: 10.03.2011)
5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.
6. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера.— М.: Наука, 1988.
8. Бобринский А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнамике всех народов Европы и Азии. М., 1902.
9. Фаустова Э.Н. Символика деревянной резьбы в наличниках Одоева //
10.С.П.Кизимова «Вечно живое искусство народных умельцев». Издательство «Белые Берега» 2006 г.