Сценарий внеклассного интегрированного мероприятия для 6-7 классов «Путешествие с Эколобком»

«Путешествие с Эколобком»

Наша с вами встреча посвящена особому дню в календаре. Планета людей отмечает 22 Апреля День Земли. Это не очередной торжественный праздник, «красная дата», которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот День – Напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблема охраны природы становится всё актуальней. День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970г. После того, как в 1969г. Произошла страшная экологическая катастрофа возле города Санта – Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, которая вылилась из скважин, погубила множество пеликанов, журавлей. Уток, морских львов и других животный. Погибли гектары растительности, была отравлена вода. Ныне День Земли вошел во все календари мира. Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты, оно не знает границ, оно объединяет людей всех религий, национальностей, возраста и пола.
Уважаемые натуралисты! Сегодня вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения задания. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!
Цель урока:
обобщить знания по экологии, полученные на предметах естественно-научного цикла
-обобщить знания по экологии
-развивать память, мышление
-учить доброте, отзывчивости, работе в коллективе
-воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней
Ход урока
1 урок.
Наш урок будет проходить в несколько этапов, которые носят свои названия. Первые три этапа помогут нам выявить две команды лидеров, которые продолжат состязание на 4 , 5, 6 этапах. Остальные участники будут бороться за третье место уже на последнем этапе.
1.Природа вокруг нас.
2.Экология – наука о нашем доме.
3.Человек и природа.
4.Охранять и защищать.
5.Театр экологических знаний.
6.Календарь экологических дат.
7.Экология и жизнь.
Всем вам известно, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, горы, небо, солнце.. Это Природа
Когда не в силах совладать с собою,
Побудь в лесу, на солнечной поляне,
Когда на сердце неспокойно станет,
И все печали снимет как рукой.
Что бы могла с вами защищать Природу, нам её надо еще и знать.
У нас для вас викторина от лесовичка «Что вы знаете о птицах?» ( блиц опрос):
1. Какая хищная птица гнездиться в скалах или на высоких деревьях? (орёл)
2. Кто селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье? (аист)
3. Кто подражает человеческой речи? (попугай, скворец)
4. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (пингвин)
5. У какой птицы очень длинная шея и очень длинные ноги? (журавль)
6. Какая птица весь день стучит клювом по дереву? (дятел)
7. Кто из птиц с древних времен служит символом красоты и нежности? (лебедь)

Это было лёгкое задание, которое было разминкой.
Теперь вам нужно будет определить названия птиц по рисункам за 5 минут, кто больше (ксерокопии).

Правильные ответы:
Птицы: голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса.
Мы убедились, что вы хорошо знаете птиц.
А сейчас проверим ваши знания о рыбах. Для этого подготовлены карточки, на которых есть названия рыб, но в их названиях перепутаны буквы. Вам понадобиться их расставить на свои места. Времени на это дается всего 3 минуты.
Рфьлео(форель),акстре( треска), тамний ( минтай), юврсеаг ( севрюга), отлпав ( плотва), аедгулб ( белуга), мёсаг ( сёмга).
Пришло время для физкультминутки ДЛЯ ГЛАЗ:
Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано, где окно, а где кино.
Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.
Снова наши глазки могут быть внимательными. Попробуйте сделать такое же задание для того, чтобы узнать названия животных:
Натуногра ( орангутан), ктукшнича ( тушканчик), тмунгас ( мангуст. муствнг), гебетом ( бегемот),
Фьнилде (дельфин), юдрблев ( верблюд), кслсуи ( суслик), аорнтад (ондатра), натаолип (антилопа), льагез ( газель), даеолипр ( леопард), рбеза ( зебра).
Сейчас мы узнаем, как вы знакомы с лесом и его обитателями? Попробуйте ответить нам на такие вопросы (блиц опрос):
1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (ель, сосна, лиственница, можжевельник, пихта, кедр).
2. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево.
3. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (у одуванчика, тополя, ивы, чертополоха).
Наше путешествие продолжается.
На этом этапе вам подготовил свои вопросы Эколобок:
Приступим (блиц турнир):
-что такое экология?
( наука, которая изучает взаимоотношения между живыми организмами и природной средой)
- что такое красная книга и для чего она создана?
- когда и где был создан первый заповедник? (1919г в Архангельске)
Кто ошибается – проговаривает такие скороговорки:
У осы не усы, не усище, а усики.
Летят три пичужки через три пустые избушки.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали : «ха – ха –ха!».
Везёт цапля щучку с чушкой. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
А теперь физкультминутка:
Утром солнышко проснулось, и в окошко заглянуло.
К солнышку мы потянулись, тонких лучиков коснулись.
Будем дружно приседать, будем солнце забавлять.
Встали, сели, встали, сели, солнышко повеселело.
Эколобок подготовил для вас задачки. Попробуйте их решить.
1. «Лежит на вершине муравейника голубая сойка и «ванны» принимает. Крылья раскинула, каждое перышко растопырила и клювом сухие иголочки под себя подгребает. То на один бок повернется, то на другой. Даже вверх лапками ложится и голову назад как купальщик на пляже запрокидывает. Порой вздрагивает – больно, видно, кусаются муравьи». Почему едва ли не половина всех лесных птиц прилетают на муравейник? (но надо терпеть, проходя» полный курс лечения». От пуховых клещей избавляют пернатых работяги-муравьи».
2. Муравейники называют «Фабриками плодородия». Как вы думаете почему? (муравьи перемещают почву, изменяют ее механически и химически, а, вместе с этим, они улучшают доступ воздуха к корням растений.)
Мы перешли на третий этап, где узнаем о том, как, порой не задумываясь, мы приносим беспокойство другим. Представляем вашему вниманию письмо от Водяного:
«Я одинокий Водяной, никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки, болеют как старушки.
На дне моей квартиры – бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка, не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки, запчасти, склянки, банки,
А мне так жить, а мне так жить,
А мне так жить охота!
Ребята, помогите!
Чем же мы можем помочь Водяному? Напишите, пожалуйста, ответ Водяному, в котором будут правила поведения на природе, не менее пяти правил. Работа всего на 3 минуты.
А теперь представитель от команды зачитает их. Молодцы.
С давних времен, живя среди природы, люди наблюдали за ее явлениями, растительностью, птицами, насекомыми в разное время года, улавливали и запоминали закономерности, последовательность природных изменений. Приметы сложились в своеобразный народный календарь. Каждая команда будет называть любое число от 1 до 12, а мы вам зачитаем начало приметы. Постарайтесь продолжить её:
1. Облака идут низко – к дождю и холоду.
2. Птица хохлится – к непогоде.
3. Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и многоснежной зиме.
4. Дым из трубы столбом – к морозу.
5. Комнатные птицы замолкают - к морозу.
6. Длинные сосульки - к долгой весне.
7. Перелетная птица большими стаями летит – к дружной весне.
8. Вороны купаются в лужах ранней весной – к теплу.
9. Весной летит много паутины - лето будет жаркое.
10. Лето дождливое – зима будет снежная и морозная.
11. Воробьи среди дня нахохлились – быть дождю.
12. Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды.
Подведение итогов. На второй урок приглашаются команды, набравшие большее количество баллов.
Остальные продолжат борьбу в кабинете информатике на творческом туре.
Задание для группы информатиков: создать плакат (рисунок) по теме «Защитим свою природу».
2 урок.
Давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, Природа!
Здравствуйте леса и реки, моря и озера, поля и горы!
Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны и волки!
Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы с вами уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах, и считанные рыбы плавают в реке.
И восковые считанные зерна неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге узнают – как богаты были мы!!!

Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.
Какие вы знаете растения и животные, занесенные в Красную книгу? (показать картинки для выбора).
Сейчас мы редкие животные. На карточках вам надо в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы и прочитать слова, которые у вас получились.
Игра «Редкие и исчезающие животные»
Явкясуласнвцц
Пджфечйрпанфч
Жмвымрхужхорль
Гсвевопбвасрод
Мбекдьоведбкв
Кфпоыбзраыфпз
Вгемгеловрдждд
Ответы: кулан, джейран выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж.
Ребята, чем мы можем помочь им? (заповедники, зоопарки, национальные парки, заказники, закон для нарушителей...)
Давайте проведём физкультминутку:
А теперь все тихо встали, дружно руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
А теперь для вас литературная цветочная викторина. Попробуйте отгадать автора и название произведения, отрывок из которого вам прочитаем.
1. «Спасибо!» - сказала женщина и дала колдунье 12 грошей, потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона». Какой славный бутон! – сказала женщина и поцеловала пестрые, красивые лепестки. Вдруг там что – то щелкнуло. И цветок распустился совсем. Это был точь – в точь тюльпан, но в самой чашечке (Г.Х.Андерсен.»Дюймовочка»).
2. «Да ведь их видимо – невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках. И под пнями, и под под деревьями! Никогда я столько не видела подснежников» (С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев).
3. «Ходит честной купец, дивуется;и вдруг видит он: на пригорочке далеком цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать.У честного купца дух занимается; подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись у купца руки..» (С.Аксаков.»Аленький цветочек»).
4. «Путники бодро шли по лугу, усеянному великолепными белыми и голубыми цветами. Часто попадались красные маки невиданной величины, с очень сильным ароматом.. Чем дальше шли путники, тем больше становилось маков. Запах мака усыпляет, но девочка не знала этого и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый, усыпляющий аромат и любуясь красными цветами. Веки ее отяжелели, ей ужасно захотелось спать» (А.Волков «Волшебник изумрудного города»).
С этим задание вы хорошо справились, молодцы.
А теперь вам еще одно задание. Но это задание вы будите выполнять молча. Ответом на загадку будет взятая мягкая игрушка со стола. Кто нарушает правила игры, придумывает свою загадку.
Дважды ухаста, дважды рогаста, четырежды ходаста, один пыхтун, один вертун, у ног – кузовок. Кто за ней ходит, того накормит (корова).
Не прядёт, не ткёт, а людей одевает (овца).
Ростом он почти что с дом, очень много силы в нём (слон).
В темно – синем океане, лапой выудив моржа, на полярной скользкой льдине, он дрейфует не дрожа (белый медведь).
Хозяин лесной, просыпается весной (медведь).
Ни кого не обижает, а всех сам боится (заяц).
Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а е лисица (белка).
Над водой – водицей, царевна круглолица. Поёт царевна, да так напевно, что все на суше, затыкают уши (лягушка).
Вот мы и подошли еще к одному конкурсу на знание экологических дат.Мы проверим ваше внимание.Вам можно посмотреть на список международных акций ровно 3 минуты. А потом мы проверим, кто больше запомнил дат.

Международные экологические акции ( вопросы подчёркнуты)
2 февраля – День водно-болотных угодий
1 марта – День борьбы с наркоманией
22 марта – День воды
1 апреля – День птиц
22 апреля – День Земли
31 мая – День без курения
1 июня – День защиты детей
5 июня – День окружающей среды
16 сентября – День борьбы в защиту озонового слоя
26 сентября – День моря
4 октября – День защиты животных
20 ноября – День отказа от курения
1 декабря – День борьбы со СПИДом
29 декабря – День биологического разнообразия

Физминутка:
Раз, два, нужно встать, глубоко вдохнём опять.
Три, четыре, все присядем, руки вверх, ладошки рядом.
Улыбнуться нужно нам, возвращаемся к делам.
Конкурс был не лёгким. Поэтому нам надо отдохнуть. Будем совмещать приятное с полезным.
В лесу произошла путаница. Вам надо помочь животным принять свой облик. Для этого надо найти, кому принадлежат части тела» мутантов».

Правильные ответы:
Млекопитающие: голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади.
Надеемся, зоошутки вам понравились.
Для команд, которые будут сражаться в кабинете информатики.
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Сейчас начинается время цветения растений: вишни, черёмухи, яблони. И начинается варварское уничтожение их. Так и хочется крикнуть: люди, остановитесь, что вы делаете!
Идя по дороге в школу, не срывайте ветки яблонь и черёмухи. Растению больно, оно живёт, дышит, и ведь на месте этих цветов появятся плоды, которые вы сможете съесть.

С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут и росу роняют на песок.
Так что же будет, если мы все сорвём по цветку? Мы предлагаем вам задание: на компьютере создать свою версию агитационного листка о защите цветов и цветущих веток деревьев. Лучшие работы мы распечатаем и развесим на наших подъездах.
Давайте друг другу дарить поляны, небо, море. Не будем уничтожать природу. Сбережём нашу красивую планету.
Наши конкурсы закончились. Пока подводятся итоги, послушайте наказ для принятия вас в ряды Всероссийского общества охраны природы:
Одари свой край чуткой нежностью, помоги ветрам веять свежестью.
И зерну помоги вызреть колосом, помоги лесам быть дремучими.
Грусть грустить ивняку по над кручею, помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги облетать крыло, делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна, пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!
Согласны с таким наказом – клятвой?
Итог занятия – релаксация:
Окончите любую фразу:
- самым интересным было
- у меня всё время вертится в голове
- лучше всего мы работали
- я научилась (ся)
- я понял (а)




Литература:
«Азбука экологии», О.Г.Завьялова, К., 1997г.
«Формы экологического воспитания детей», Бахарева А.С., Ш., 1998г.
«100 уроков по экологии», ИПКРО, К.,1998г.
«Зоо – викторина», Нестеров В.В., «Лань» С – П., 1997г.
«Детям о природе. Экология в играх», Потапов Л.М., Ярославль, 2000г.
«Практическая копилка воспитателя детского сада», Дзюба П.П., «Феникс», Ростов – на Дону, 2006г.
«Задачи и вопросы по экологии 5-8кл.» часть 1 , Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н., Новосибирск, 1996г.
«Наблюдай и разгадывай тайны природы» , Бродовская З.В., Новосибирск, 2004г.
«Большая энциклопедия любимых праздников», «Росмен», М.. 2003г.
«Загадки о растениях и животных», справочник школьника, Ушакова О.Д., «Литера», С-П.,2008г.
Рисунок 115