Рабочая программа по родному (марийскому)языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы
_______________
Н. А. Николаева
СОГЛАСОВАНО
Руководитель методического совета школы
_____________
Т. А. Филякова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 8
____________ С. В. Смирнов
Приказ №
От29 августа 2016 г
Рабочая программа
по родному (марийскому) языку и литературе для 7 классов
на 2016-2017 учебный год
Составила учитель родного (марийского) языка
Шамуратова Варвара Андреевна
Рассмотрено на заседании
кафедры учителей предметов
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 8
Протокол № 1 от
29 августа 2016 года
Руководитель кафедры
_____________________
Четверикова Н.А.
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016)«Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 (ред. от 25.05.2016) «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»
-Закон Республики Башкортостан от 15.02.99 № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан» (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 21.01.1999)
-Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 27.06.2013)
-Постановление Правительства РБ от 26.06.2013 № 279 «О долгосрочной целевой программе «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» на 2013 - 2018 годы»
-Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (ред.от 29.08.2016 г.)
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
-Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
-Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2016 – 2017 учебный год (7-9 классы);
-Приказ МБОУ СОШ № 8 г. Бирска от 31августа 2016г. № __ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2016-2017 учебном году;
-Положение о рабочих программах по учебным предметам (курсам) основного и среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (ред.от 29.08.2016 г.)
Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа
Константинова В.В. Крылова Г.С.Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.
Учебные пособия
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК« Марийский язык» З. В.Учаев для 7 класса –Йошкар-Ола:1997.-136с.
Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения марийского языка ученик должен
знать/понимать
роль марийского языка как национального языка марийского народа,
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы марийского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
С новым учебным годом (9 часов) С новым учебным годом! Учеба - наш главный труд.Новые предметы.Любимый предмет.На уроках марийского языка.В перемену.Режим дня.Школьные предметы.Школьные мероприятия
Золотая осень ( 9 часов) Осенние работы.М.Большаков Шыже.Осенняя одежда
Уроки труда на пришкольном участке.Что можно готовить из овощей?
В овощном магазине.Осенние каникулы.
Марийские ученые –языковеды (9 часов) В. Васильев – первый марийский языковед,МАРНИИЯЛИ им. В. Васильева.Марийские ученые- филологи
Суффисы прилагательных.На факультете марийской филологии и культурологии .Современные ученые
Дружба (7 часов) Наша семья.Хочу быть похож на папу.Мой друг.Живем дружно на земле марийской.Особенности употребления существительных в сочетании с числительными.Ласкательные формы глагола
Йошкар – Ола – Чаралак (7 часов) История города Йошкар – Олы. Исторические памятники города.Прежний вид города Йошкар-Ола. Названия города
Старые улицы города
Любимое дело (9 часов) Школьные кружки; Кружки; В свободное время; Это интересно знать; Из книги рекордов Гиннесса. Вечером семье.
Зима пришла (11 часов) Зима в родном крае.Люблю я зимнюю природу
А.Федоров Йоратем мый сылне телым.Птицы и животные зимой
Торговый центр: в отделе « Верхняя одежда».Встречаем Новый год. Новогодние поздравления.В зимние каникулы.Ю.Чавайн Теле.Зимняя погода. Прогноз.
Волжский район (9 часов) Волжский район. Город Волжск. Образование причастий .Составление предложений.В город Волжск на поезде Национальный парк «Марий чодра».Н.Лекайн Полыш дене.На берегу озера Яльчик.Художник И. Ямбердов .Сказка Марий ден Маска
Детская мода(10 часов) Умение одеваться. Журнал «Мода». Как одеваться в школу? Одежда на выход.Юный модельер. Деепричастие.Я учусь шить
В ателье. Образование деепричастий.
В мире музыки (7 часов) Музыка в жизни человека.Семья композитора Эшпая.
Национальные музыкальные инструменты.Урок концерт современной музыки
Марийские музыкальные инструменты.Йошкар – Олинский колледж культуры и искусств
Весна (6 часов) Природа просыпается.И. Кырля . Шошо.Весной на пришкольном участке.Береги здоровье . У врача
Туризм (9 часов) Учебный год завершается .Скоро летние каникулы.Турслёт на Юшутке.Правописание прилагательных. На берегу реки Кокшага
Календарно-тематический план
№ урока
Дата
Тема урока
Количество часов по разделу
план
факт
1. С новым учебным годом! (9 часов)
1
01.09
С новым учебным годом!
2
05.09
Учеба - наш главный труд.
3
07.09
Новые предметы.
4
08.09
Любимый предмет
5
14.09
На уроках марийского языка
6
15.09
В перемену.
7
19.09
Режим дня.
8
21.09
Школьные предметы.
9
22.09
Школьные мероприятия
2. Золотая осень (9 часов)
10
26.09
Осенние работы.
11
28.09
М.Большаков Шыже
12
29.09
Осенняя одежда
13
03.10
Уроки труда на пришкольном участке
14
05.10
Р/р. Написание сочинения «На пришкольном участке осенью»
15
06.10
Что можно готовить из овощей?
16
10.10
В овощном магазине
17
12.10
Осенние каникулы.
18
13.10
Повторение по теме «Золотая осень»
3. Марийские ученые – языковеды (9 часов)
19
17.10
В. Васильев – первый марийский языковед,
20
19.10
МАРНИИЯЛИ им. В. Васильева
21
20.10
Марийские ученые- филологи
22
24.10
Суффисы прилагательных
23
26.10
Контрольный диктант « Ик еш»
24
27.10
Работа над ошибками Повторение темы «Суффиксы прилагательного»
25
31.10
На факультете марийской филологии и культурологии
26
07.11
Современные ученые
27
09.11
Повторение по теме «Марийские ученые – языковеды»
4. Дружба (7 часов)
28
10.11
Наша семья.
29
14.11
Хочу быть похож на папу
30
16.11
Мой друг
31
17.11
Живем дружно на земле марийской
32
21.11
Повторение по теме « Дружба»
33
23.11
Особенности употребления существительных в сочетании с числительными
34
24.11
Ласкательные формы глагола
5. Йошкар – Ола – Чарла (7 часов)
35
28.11
История города Йошкар – Олы
36
30.11
Исторические памятники города
37
01.12
Прежний вид города Йошкар-Ола. Названия города
38
05.12
Старые улицы города
39
07.12
Повторение по теме «Йошкар – Ола –Чарла»
40
08.12
Внеклассное чтение. А.Букетов Йошкар – Ола
41
12.12
Р.р Написание изложения « Йошкар –Ола»
6. Любимое дело (9 часов)
42
14.12
Хобби и его польза
43
15.12
Школьные кружки Дом детского творчества
44
19.12
В свободное время. Любимое занятие
45
21.12
Это знать интересно. Из книги рекордов Гиннесса
46
22.12
Контрольный диктант « Тачана тракторист»
47
26.12
Работа над ошибками. Глагол.
48
28.12
Повторение по теме «Любимое дело»
49
29.12
Вечером в семье
50
16.01
Причастие
7. Зима пришла (11 часов)
51
18.01
Зима в родном крае
52
19.01
Люблю я зимнюю природу
53
23.01
А.Федоров Йоратем мый сылне телым
54
25.01
Птицы и животные зимой
55
26.01
Торговый центр: в отделе « Верхняя одежда»
56
30.01
Встречаем Новый год. Новогодние поздравления.
57
01.02
В зимние каникулы
58
02.02
Р/р. Написание сочинения «Теле каникул»
59
06.02
Ю.Чавайн Теле.
60
08.02
Зимняя погода. Прогноз погоды
61
09.02
Повторение по теме «Зима пришла»
8. Волжский район (9 часов)
62
13.02
Волжский район. Город Волжск
63
15.02
Образование причастий Составление предложений
64
16.02
В город Волжск на поезде
65
20.02
Национальный парк «Марий чодра»
66
22.02
Н.Лекайн Полыш дене
67
27.02
На берегу озера Яльчик
68
01.03
Художник И. Ямбердов
69
02.03
Повторение по теме «Волжский район»
70
06.03
Сказка Марий ден Маска
9. Детская мода (10 часов)
71
09.03
Умение одеваться. Журнал «Мода».
72
13.03
Как одеваться в школу? Одежда на выход
73
15.03
Юный модельер
74
16.03
Деепричастие
75
20.03
Контрольный диктант « Вес серыш»
76
22.03
Работа над ошибками. Деепричастие
77
23.03
Я учусь шить
78
03.04
В ателье
79
05.04
Образование деепричастий
80
06.04
Повторение по теме «Мода»
10. В мире музыки (7 часов)
81
10.04
Музыка в жизни человека
82
12.04
Семья композитора Эшпая.
83
13.04
Национальные музыкальные инструменты
84
17.04
Урок концерт современной музыки
85
19.04
Марийские музыкальные инструменты.
86
20.04
Йошкар – Олинский колледж культуры и искусств
87
24.04
Повторение по теме «В мире музыки»
11. Весна (6 часов)
88
26.04
Природа просыпается
89
27.04
И. Кырля . Шошо
90
03.05
Р/р. Написание изложения «Шошо»
91
04.05
Весной на пришкольном участке
92
08.05
Береги здоровье . У врача
93
10.05
Повторение по теме « Весна»
12. Туризм (9 часов)
94
11.05
Учебный год завершается
95
15.05
Скоро летние каникулы
96
17.05
Турслёт на Юшутке.
97
18.05
Контрольный диктант « Чолга пионер»
98
22.05
Работа над ошибками. Правописание прилагателльных
99
24.05
На берегу реки Кокшага
100
25.05
Урок-викторина «Знаешь ли ты свой край?»
101
29.05
Обобщение темы Туризм
102
31.05
Обобщение пройденного за 7 класс Задание на лето.
Обобщение иученного
Заголовок 115