Технологическая карта библиотечного урока История письменности и книги 5 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34» Г. ВОРКУТЫ
История письменности и книги
Класс: 5
Подготовила:
педагог-библиотекарь
Иванченко В.А.
г. Воркута
2015
Технологическая карта библиотечного урока
Класс: 5
Тема: «История письменности и книги»
Продолжение учебного занятия: 45 минут
Цели и задачи учебного занятия:
перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся, в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы.
выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.
Оборудование: лекция, мультимедийный проектор, ноутбук, книги.
Дидактические материалы: Информационные ресурсы Интернета
Форма работы: групповая.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающее, обучение в сотрудничестве.
Ход урока.
I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы.
Цель Задачи Длительность
Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала. Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся, раскрыть тему урока. 2 минуты
Деятельность учителя Деятельность учеников
Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь! Я рада приветствовать вас на информационных уроках в библиотеке. Здороваются с учителем!
Садятся. Начинают слушать.
II этап учебного занятия:
постановка цели и задач
Цель Задачи Длительность
В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение урока 1 минута
Деятельность учителя Деятельность учеников
Пожелтевшие от времени древние книги, пропахшие порохом пиратские карты, простая ученическая тетрадь — всё это бумага. Как и когда она появилась и какие «информационные носители» существовали до неё? Об этом и многом другом вы узнаете на уроке.
1 слайд
(Название презентации «История письменности и книги»)

Дети слушают учителя.
III этап учебного занятия: изучение нового материала
Цель Задачи Длительность
Деятельность учителя Деятельность учеников
Слово учителя: Потребность обмениваться информацией и оставлять письменные свидетельства о своей жизни существовала у человека всегда.
В очень далекие времена люди еще не умели читать и писать. Они хранили информацию в ПАМЯТИ и передавали ее друг другу, используя СИГНАЛЫ – СИМВОЛЫ.
Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Эти сигналы без слов обозначали, запрещали, разрешали что-либо.
КАНАДСКИЕ ИНДЕЙЦЫ – разводили костры.
В АФРИКЕ – дробь барабана – ТАМТАМА. (включить запись барабана) 2 слайд
«1. История письменности»

Примерно с 9-го по 2-е тысячелетие до н.э. люди начали использовать различные предметы для «записи». Такие изобретения человечества называются ПРЕДПИСЬМЕННОСТЯМИ.
Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Коренные народы Южной Америки в XI—XVI веках придумали узелковое письмо «кипу» (quipu в переводе с языка индейцев кечуа означает узел). Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения. И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков.
Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. 3 слайд
«1. История письменности»

Сначала древний человек рассказывал о событиях своей жизни в рисуночном письме – ПИКТОГРАММЕ. Пример – наскальные изображения сцен охоты древнего человека (пещера АЛЬТАМИРА в Испании, 1875г). Древние люди рисовали на скалах быков и оленей, на которых они охотились. Но рисунки, сделанные углём или глиной, смывало дождём. Тогда первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Прошли тысячи лет, а скалы по-прежнему хранят следы жизни давно исчезнувших племён. 4 слайд
«1. История письменности»

Ребята запишите автора и название книги: сказку Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Прочитайте. Запишите в читательский дневник. И напишите к следующему занятию отзыв о книге. 5 слайд (Прочитай)

Но ведь не все можно выразить при помощи рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок (знак) обозначал не только предмет, а также действие и понятие – ИДЕОГРАММА.
Древний Египет – ИЕРОГЛИФЫ.
Иероглифы – вид идеографического письма. 6 слайд
«2. Когда возникла письменность?»

Значение письменности в человеческой культуре очень велико. Даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют огромное значение для человечества. Отчасти потому, что когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность «заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. 7 слайд
«2. Когда возникла письменность?»

Мы говорим звуками, складывая их в слова. Долго искали способ остановить звуки. И придумали БУКВЫ – ЗНАКИ ДЛЯ ЗВУКОВ. Каждая буква – это застывший знак. 8 слайд
«3. Как люди пытались остановить звуки»

ФИНИКИЙЦЫ – 2 тыс. лет назад придумали БУКВЫ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
На основе письменности финикийцев появился буквенный АЛФАВИТ древний греков. Но в их языке было много гласных звуков. Пришлось придумать буквы и для них.
ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ ЗАВОЕВАЛ ПОЧТИ ВЕСЬ МИР. ОН ПОМОГ МНОГИМ НАРОДАМ СОЗДАТЬ СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ. 9 слайд
«3. Как люди пытались остановить звуки»

У русского народа тоже не было своей письменности. В 9 веке два ученых монаха родом из Греции, братья КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, приехали в МОРАВИЮ (территория современной ЧЕХИИ) и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит.
В 863 году они составили настоящую славянскую АЗБУКУ. Создав азбуку, братья стали переводить с греческого языка ГЛАВНУЮ БОГОСЛУЖЕБНУЮ КНИГУ: ЕВАНГЕЛИЕ. 10 слайд
«3. Как люди пытались остановить звуки»

К нам пришла письменность после крещения Руси (988г) князем ВЛАДИМИРОМ.
Это была старославянская азбука: КИРИЛЛИЦА ИЛИ ГЛАГОЛИЦА. 11 слайд
«3. Как люди пытались остановить звуки»

Ребята запишите автора и название книги: сказку 1. Сказка Р. Киплинга «Как придумали азбуку».
2. Перехвальская Е. «Откуда азбука пошла».- М.: Малыш,1989.
3. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.- М.: Аванта+,2001. – с.285-286.
Прочитайте. Запишите в читательский дневник. И напишите к следующему занятию отзыв о книге. 12слайд
«3. Как люди пытались остановить звуки»

« Замки могут сравняться с землей, непобедимые некогда государства могут погибнуть. Не дано ни королям, ни папам увековечить себя так, как это могут сделать книги. Однажды написанная книга в благодарность дарует бессмертие своему автору. Пока живет она, живет и он».

Ричард де Бери.
Ричард де Бери(1287-1345) был государственный и церковный деятель, воспитатель будущего английского короля Эдуарда III. Владелец одной из лучших частных библиотек Англии, он отыскивал в английских монастырях рукописи, забирал их (с разрешения короля) или отдавал переписывать. 13 слайд
«4. Древние книги»

Однако долбить камень — удовольствие сомнительное. Со временем человек стал использовать для записи пластичную глину.
В древних государствах ВАВИЛОНЕ, АССИРИИ, ШУМЕРЕ писали на глине, из которой делали посуду, жилища. Книги изготавливали из глины в виде табличек разных размеров. Писали трехгранным резцом. Такое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Таблички обжигали, «страницы» укладывали в ящики. До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. 14слайд
«Книги-плитки»

Древнейшая в мире библиотека находилась в столице государства АССИРИИ, на территории современного ИРАКА, в городе НИНЕВИИ. Ее владелец – царь АССИРИИ АССУРБАНИПАЛ (У11 век до н.э.).
В огромном хранилище было собрано свыше 30 тыс. глиняных табличек. Царь собирал свои книги долго, он рассылал в разные города опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. 15слайд
«Книги-плитки»

Царь писал: «Я велел начертать на плитах славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена во дворце моем, я разделил их на разделы, и я. Царь людей, любимец богов, я умею даже читать их». 16 слайд
«Книги-плитки»

Содержалась библиотека в образцовом порядке. Каждая книга имела ШТАМП:
« Дворец АШШУРБАНИПАЛА, царя царей страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Тамзита даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства». 17 слайд
«Книги-плитки»

Глиняные книги тщательно охранялись.
На одной табличке ученые прочитали грозное предупреждение, скрепленное царской печатью:
« Того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению в этой стране». 18 слайд
«Книги-плитки»

В У11 веке до н.э. АССИРИЯ пала, НИНЕВИЯ была разрушена и сожжена. Глиняные таблички рухнули в подвал и пролежали 25 веков. В середине ХIХ века НИНЕВИЮ раскопали ученые - археологи, они нашли библиотеку царя. Многие таблички были разбиты, перемешаны. Но ученые все прочли, расшифровали, разобрали, сложили вместе. В одном из залов дворца была найдена большая часть библиотеки. Стены этого зала были украшены скульптурными сценами царской охоты на львов. Мы с вами можем представить, как в этом зале сидели люди и читали глиняные книги. Мы бы с вами не услышали шелеста страниц, в этих стенах раздавался легкий стук глиняных табличек!
Глиняные книги оказались долговечными. 19 слайд
«Книги-плитки»

Но неразрешимой и в буквальном смысле тяжёлой проблемой «глиняных книг» оказался их вес и размер. Если перенести текст обычной бумажной книги на глиняные таблички, то такую книгу в портфель уже не засунешь. Можно представить, как тяжело доставались знания шумерским ученикам, если им приходилось таскать ящики с глиняными «учебниками».
Ребята запишите автора и название книги: Липин Б., Белов А. Глиняные книги.- М.:-Л.,1952. Прочитайте. Запишите в читательский дневник. И напишите к следующему занятию отзыв о книге. 20 слайд
«Книги-плитки»

В Древнем Египте возникает другой шрифт – ИЕРОГЛИФЫ.
Египетские писцы писали тростниковыми палочками, которые назывались КАЛАМОМ, на ПАПИРУСЕ – довольно мягких и тонких листах из стеблей тростника. Некогда заросли тростника покрывали берега Нила. Его стебли замачивали, разминали и высушивали тонкими пластинами. Полученные листы склеивали в полотна длиной до 20-ти метров. 21 слайд
«Книги-ленты»

Со временем папирус почти исчез в Египте. Заметим, что на многих языках бумага до сих пор называется папирусом:
по – немецки – ПАПИР;
по – французски – ПАПЬЕ;
по – английски – ПЭЙПЕР.
Книгу тех времен нельзя было сунуть в карман. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и несли его за спиной. Богатые люди сами книг не носили. Отправляясь в библиотеку или книжную лавку, они брали с собой раба. Он – то и нес ящик с книгами.
Свитки из папируса хранились в библиотеках. Библиотека города АЛЕКСАНДРИИ в 247 году до н.э. насчитывала более 600тыс. папирусных свитков. Это богатство составляло гордость ПТОЛОМЕЕВ – владык ЕГИПТА. 22 слайд
«Книги-ленты»

Город Александрию основал Александр МАКЕДОНСКИЙ в 332-331 г. до н.э. Там поселились греки. Первым правителем Александрии стал один из полководцев – ПТОЛОМЕЙ. При нем была основана знаменитая Александрийская библиотека. С первых лет правления он активно стал насаждать греческую культуру. У истоков библиотеки стоял МУСЕЙОН - центр культуры просвещения. « МУСЕЙОН» по - гречески – это «ХРАМ МУЗ».
Музы – дочери ЗЕВСА, которые покровительствовали наукам и искусствам. Отсюда и наше слово «МУЗЕЙ». 23 слайд
«Рассказ об Александрийской библиотеке»

Александрийский храм муз состоял из УНИВЕРСИТЕТА, ОБСЕРВАТОРИИ, БОТАНИЧЕСКОГО САДА, ЗООПАРКА И БИБЛИОТЕКИ.
Правители ЕГИПТА гордились библиотекой и по мере возможности пополняли ее. ПТОЛОМЕЙ посылал людей во все ближайшие страны, чтобы те приобретали или переписывали наиболее ценные сочинения по всем отраслям знаний. В ЕГИПТЕ, как и в ГРЕЦИИ книги тогда представляли собой папирусные свитки. 24 слайд
«Рассказ об Александрийской библиотеке»

В Александрийский МУСЕЙОН съезжались знаменитые писатели и ученые.
Они получали здесь бесплатное жилье и освобождались от всех повинностей. Их обязанностью было прославлять царя!
Сама библиотека состояла из нескольких помещений. Свитки хранились в шкафах с горизонтальными полками. Залы, где располагались книжные шкафы, обычно украшали статуями великих писателей и ученых. К этим залам примыкали помещения, в которых рукописи переписывали и приводили в порядок. Здесь же были комнаты для помощников главного библиотекаря. 25 слайд
«Рассказ об Александрийской библиотеке»

Библиотекарями были знаменитые ученые и поэты. Одним из хранителей библиотеки был поэт КАЛЛИМАХ. Он составил подробное описание всех находившихся там рукописей с краткими сведениями о каждом авторе. Это был первый библиографический труд, он назывался «ТАБЛИЦЫ ТЕХ, КТО ПРОСЛАВИЛСЯ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЙ».
Главные библиотекари имели помощников. Одни вели учет рукописей, другие занимались разбором манускриптов, третьи снимали копии. 26слайд
«Рассказ об Александрийской библиотеке»

Ребята запишите автора и название книги: 1. Древняя Греция (под ред. С.Л. Утченко.) Книга для чтения. М.:1974, с. 248-252 – Александрийская библиотека.
2. Лурье С. Письмо греческого мальчика.- М.: 1958.
Запишите в читательский дневник. И напишите к следующему занятию отзыв о книге. 27 слайд
«Рассказ об Александрийской библиотеке»

Восковые книжечки были изобретены во времена древних римлян, а продержались они почти до Великой французской революции. 28 слайд
«Книги из воска»

Восковая книга: несколько табличек-дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском – желтым или окрашенным в черный цвет. Первая и последняя дощечка не покрывались воском.
Писали стальной или костяной палочкой, она имела название – СТИЛО - СТИЛЬ. С одной стороны она была острой, с другой – закругленной. Острым писали, а тупым сглаживали то, что не нужно. У каждого школьника к поясу была подвешена такая табличка. 29 слайд
«Книги из воска»

Множество таких табличек было найдено в городе ЛЮБЕКЕ (Германия). Вместе с табличками были обнаружены и палочки, предназначенные для наказания. Учеников в то время нещадно били. Поэтому часто ученик вместо слов «я учился» говорил «я ходил под розгами». 30 слайд
«Книги из воска»

У папируса и воска появился соперник – ПЕРГАМЕНТ. Как это произошло?
Египетский фараон запретил вывозить папирус из ЕГИПТА. Царь ПЕРГАМА велел найти замену. Материал для письма стали приготовлять из овечьей или козьей шкуры. ПЕРГАМ надолго становится всемирной мастерской ПЕРГАМЕНТА. Новый материал для книг оказался лучше ПАПИРУСА. Его можно было резать, сгибать, фальцевать в тетради, сшивать в книги. На ПЕРГАМЕНТЕ стали писать с обеих сторон. 31 слайд
«Книги из кожи»

Была такая книга огромной, тяжелой. Переплет делали из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями, книга закрывалась на застежки или замки, которые запирались. В библиотеках такие книги приковывали железными цепями к столам, чтобы никто не мог их украсть. 32 слайд
«Книги из кожи»

Так окончательно книга приобрела форму КОДЕКСА, которая сохранилась до настоящего времени.
Писали на ПЕРГАМЕНТЕ КАЛАМОМ – тростниковой палочкой или птичьим пером, заостренным и расщепленным.
Чаще всего использовали гусиные перья. Использовали особые чернила, которые впитывались в кожу так глубоко, что их нельзя было смыть. Пока ими писали, они были очень бледными, а чернели спустя некоторое время. Пергамент – материал очень дорогой. Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. 33 слайд
«Книги из кожи»

На Руси появились берестяные книги в 11 веке и использовались до 15 века. В НОВГОРОДЕ обнаружена миниатюрная берестяная книга (5х5 см) из 12 страниц (двойные, сшитые по сгибу листы).
Берестяные книги берут начало от берестяных грамот. Берестяные грамоты были обнаружены в НОВГОРОДЕ (1951г), СМОЛЕНСКЕ, СТАРОЙ РУССЕ, ВИТЕБСКЕ. 34 слайд
«Берестяная книга»

Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем (ДРЕВНЕРУССКОЕ ПИСАЛО). Надписи на грамотах выполнялись КИРИЛЛИЦЕЙ. Сворачивались грамоты так, что текст оказывался с наружной стороны. По мере роста мастерства обработки бересты, из нее стали делать книги.
БЕРЕСТА – это кора березы. Как делались книги из бересты? Бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, Бреста становилась эластичной, мягкой. 35 слайд
«Берестяная книга»

Ребята запишите автора и название книги: Жуковская Л. Новгородские берестяные грамоты. М.: 1959.
Запишите в читательский дневник. И напишите к следующему занятию отзыв о книге. 36 слайд
«Берестяная книга»

Бумага была изобретена в КИТАЕ!
В странах Юго-Восточной Азии тоже перепробовали много способов сохранения текстов.
Наконец, китайский император Лю Чжао, неудовлетворённый ни одним способом записи текстов, приказал найти им достойную замену. Чиновники крепко озаботились, и один из них — Цай Лунь — придумал-таки ту самую бумагу, способ производства которой со времени её изобретения (в 105 году н.э.)почти не изменился. По методу Цай Луня в качестве сырья можно было использовать древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю и даже растительные отходы.
Технология производства бумаги была величайшим секретом Китая, и за его разглашение грозила смертная казнь. Но шесть веков спустя арабы разбили китайское войско, и пленные рассказали победителям о тайне бумаги.
За триста лет секрет изготовления бумаги дошёл – вернее, дополз – до Испании, а потом распространился по всей Европе. 37 слайд
«Книги из бумаги»

Бумажные фабрики, или, как тогда называли «бумажные мельницы», появились в Европе, в Германии, во Франции, в Италии – в ХIII веке.
На Русь завезли бумагу итальянцы – купцы, приезжавшие в НОВГОРОД. Со временем и у нас появилась «бумажная мельница» в селе КАННИНО, в 30 верстах от МОСКВЫ. Сначала на бумаге писали только то, что должно храниться недолго. 38 слайд
«Бумажные фабрики»

Сначала на бумаге писали гусиными перьями, потом стали отпечатывать на ней текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила. Вырезать такие доски было сложно, а выпуклый деревянный шрифт быстро стирался.
Немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг в 1455 году сделал важное усовершенствование для печати книг: он стал отливать из металла отдельные буквы. Эти буквы он вставлял в специальную раму – матрицу – и с помощью специального пресса отпечатывал целую страницу книги. Такая печатная матрица могла использоваться очень долго. 39 слайд
«Велико изобретение»

Гутенберг сделал книгу поистине бессмертной: раньше императоры и церковники часто приказывали сжечь неугодные книги, и они безвозвратно пропадали для человечества. Благодаря Гутенбергу, книги стали печататься в сотнях и тысячах экземпляров, поэтому стало невозможно уничтожить весь тираж.
Книги не перестали гореть, но перестали сгорать. 40 слайд
«Иоганн Гутенберг»

Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растет знание.
Книгу создали люди. Благодаря их совместным усилиям, книги из глиняных табличек, которые содержали всего несколько строк, понятных только избранным, превратились в постоянных спутников каждого человека. Сейчас книгами называются и бумажные произведения искусства с красивыми иллюстрациями, и электронные книги для чтения, которые могут хранить в себе целые библиотеки. Но какой бы вид ни принимала современная книга, она всегда останется книгой – бессмертным источником знания, коллективной памятью человеческой расы. 41 слайд
«Вывод»

Информационные ресурсы:
http://top-bal.ru/istoriya/54693/index.html http://www.nkj.ru/archive/articles/16858/http://www.newsedu.net/2012/04/04/bibliotechnyj-urok-tipy-i-vidy-bibliotechnyx-urokov/ http://fevt.ru/load/19-1-0-2342слайд
«Информационные ресурсы»

IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сегодня мы с вами познакомились с историей появления письменности, узнали, как появились первые книги, кто придумал бумагу и алфавит. V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов
Цель Задачи Длительность
Подвести итог занятий, усвоенные знания выставить оценки за ответы на месте Обобщить и закрепить полученные знания. 2-3 мин.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Рефлексия: завершить фразу «Мне сегодня на уроке…» Ответы учеников.
Домашнее задание: прочитать и написать рецензию на книги.