«А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев».

Гусельщиковская ОШ





КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС
Тема «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев».






Материал подготовила и провела:
Ермолаева Инна Иосифовна
учитель начальных классов




Тема «А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев».

Цели урока:
-познакомить обучающихся со сказкой А.С.Пушкина;
-научить анализировать поступки героев и давать краткую характеристику их;
-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?) рассмотреть категории добра и зла на примере героев данной сказки;
-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению пересказывать, формулировать вопросы по тексту, сравнивать, обобщать;
- способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.
Тип урока: комбенированный.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс, карточки, мультимедийная презентация, компьютер., иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.


Формируемые универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Изучение сказки

1. Смысловое чтение
1. Умение формулировать собственное мнение и позицию

2. Воспитание у
учащихся чувства
уважения к
культурному наследию
2. Умение передавать содержание текста
2. Планирование
(составление плана и
последовательности
действий),


3. Оценивание содержания сказки и поступков сказочных героев на основе сформированных личностных ценностей.
3. Структурирование знаний,
выделение информации;
построение логической цепи
ответа, умение составлять
план высказывания
3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи



4. Анализ текста на основе сравнения
4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы



Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
строить логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной
речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;




Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
литературной сказки.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;













Ход урока:

Организационный момент.
- Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас? /хором/
- Почему этими строками начинаем мы наш урок?
Актуализация знаний:
Речевая разминка
Перед началом работы давайте сделаем речевую разминку.
Артикуляционная подготовка речевого аппарата.
1) Упражнения для дыхания:
а) глубокий вдох через нос , выдох через ротпорциями;
б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;
в) вдыхаем аромат цветов;
г) дуем на одуванчик;
д) дуем на снежинку.
2) Звуковая гимнастика:
о а у – плавно на одном выдохе,
ух ох ах – произносим отрывисто,
гху гха гхо – выдыхая порциями,
с ш з – чередование произнесения звуков.

Вступительная беседа

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта? /слайд 1/
- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. С его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения. Учитель: «У меня на столе лежат 2 предмета: яблоко и зеркало. Как вы думаете, с какой сказкой они связаны?» ( Ответы детей)
- Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд 2/
- Кто был лучшим другом поэта?
- Где учился А. С. Пушкин?
- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.
– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?
– Бродить в тишине по лесным тропинкам?
– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?
Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.
Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.
- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?
- Кто готов сегодня их прочесть?

Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание у вас было по выбору, вы выучили то стихотворение, которое вам больше всего понравилось:
- Какое чувство возникает у тебя при чтении стихотворения «Осень»?
- Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к стихотворению «Туча»?
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение «Няне»?
- Молодцы ребята. Вы отлично справились с домашним заданием.

Постановка цели урока.
-А. С. Пушкин. Когда впервые каждый из нас услышал это имя?
Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?
Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.
Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.
Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.
И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы родного края, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке.
-Что это такое сказка?
- Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
-А какие чудеса в сказках?
- Назовите их. (проверка по картинкам) /слайд 3-5/

- Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?
- Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?
(Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)
- Верно, ребята.
Литературная, авторская сказка - это сказка особая. У нее есть автор.
(У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)
- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
(Выставка книг А.С. Пушкина.)

Работа над сказкой.

- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык. /слайд 6/
- В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.
- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.


Лексическая работа.
Инда очи разболелись – глаза разболелись
Сочельник – вечер накануне Рождества
Перст – палец
Девичник – вечеринка.
(Значения слов можно узнать из словарей, например словарь Ожегова, словарь Даля, энциклопедических словарей)

Чтение сказки.
а) Чтение первой части: чтение 1 части (вслух по цепочке).
внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.
- С какими героями сказки вы познакомились?
- Какое время года описывается в данной части?
- Сколько месяцев ждала царица своего царя?
- Какое чудо произошло накануне Рождества?
- Когда воротился царь-отец?
- Что произошло с царицей?
- Через сколько времени царь женился на другой?
_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

Учитель открывает на доске карточки со словами «Царица», «Царевна» и спрашивает учеников о том, чем предположительно будут заниматься на уроке. (Сравнивать поступки героев и составлять характеристики).
Главные герои Второстепенные персонажи
Положительные отрицательные
Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.
Главные - без которых не было бы всех описанных событий.
Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.
Учитель: В отрывке прозвучали имена героев. Каких? 
Учитель открывает на доске карточки со словами «Царица», «Царевна» и спрашивает учеников о том, чем предположительно будут заниматься на уроке.
(Сравнивать поступки героев и составлять характеристики).
Учитель: В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?
Царь виноват в том, что случилось?
А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)
Найдите строки, подтверждающие ваши слова. 
Вывод: второстепенный, положительный и отрицательный
Учитель: Почему именно Царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)
Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)
Какой герой ЗЕРКАЛО?
Уч-ся: Второстепенный положительный
Учитель: Ребята, всегда ли нужно говорить правду? 
Уч-ся: отвечают
Учитель: В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?
К чему привела чёрная зависть в сказке?(Царица решила погубить царевну)
Почему Царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)
Куда поместим Царицу за её дела?
Уч-ся: Главный отрицательный
Уч-ся: Царевна
Учитель: Найдите в тексте, как говорит поэт о Царевне.
Уч-ся: читают
Учитель: С чем сравнивает Пушкин царевну?(С цветком, с ромашкой, так как она нежная)
А с розой ,такой же красивой, но с шипами, можно сравнить царевну?
Определите её место в табличке.
Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем.
Физкультминутка.

Прогнозирование содержания сказки.

- Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

Самостоятельное чтение учащимися.

- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

- Найти и прочитать описание царицы.
- Что было дано ей в приданое?
- Какое свойство имело зеркало?

Главные герои
Второстепенные персонажи

положительные
отрицательные
Царь + -

Царевна
Царица-мачеха
Зеркальце+

Семь богатырей
 
Солнце+

Королевич Елисей
 
Ветер+

 
 
Месяц+

 
 
Собака Соколко+

 
 
Чернавка - +

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

Чтение 3 части (жужжащее чтение).
- Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (жужжащее чтение).
Начинают жужжащим чтением, затем учитель подает команды: “Губы” (читают про себя), “Молния” (30 секунд читают на максимальной скорости).
- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

Беседа о прочитанном.
- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?
- Какой была молодая царица?
- Как звали её жениха?
- Какое приданое приготовил царь своей дочери?

- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

- Как повела себя царица с зеркалом?
- О каком качестве царицы этот поступок говорит?
- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?
Экспресс- диагностика.
Обьясните смысл слова «добро», «зло» по Толковому словарю Ожегова.

Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный, пагубный»


Итог: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Групповая работа. Пожалуйста на столах у вас карточки с заданиями.
Группа №1



Характеристика царицы
Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царицу, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
- Прочитать описание царицы.
- Что было дано ей в приданое?
- Какое свойство имело зеркальце?
- Вспомни разговор мачехи с зеркальцем. Что ответило ей зеркало?
- Как повела себя царица с зеркалом?
- О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?
Группа №2
Характеристика царевны
Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царевну, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

- Какой была молодая царевна?
- Как звали ее жениха?
- Какое приданое приготовил царь своей дочери?
- Почему девушка служанка отпустила царевну?
- Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
- О каком качестве характера это говорит?
- Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
- Почему царевна не приняла предложение братьев?
- Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?
Учитель: Вы помните, что случилось с Царевной? (Царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам)
Кто помог Царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)
Их место в таблице?
В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)
Его куда поместите?
Уч-ся: Главный положительный
Учитель: Молодцы! Вы не устали? Я предлагаю провести ещё одну физкультминутку, она поможет назвать тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.
IV. Физкультминутка
Дети повторяют движения за учителем
Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает, Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер.)
Садятся
Учитель читает загадки и показывает картинки после ответа уч-ся. Картинки крепятся на доске
. Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из последующих примеров.
1. Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: "Не кручинься, бог с тобой".
2. И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней

3. Ясный месяц продолжал: "Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай".
4. Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая:


Группа №2
К выделенным словам найдите в приведенных предложениях синонимы.
Им она не прекословит, Не перечат ей они.
«Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, - Им царевна говорит, - Коли лгу, пусть Бог велит Не сойти живой мне с места.



Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь. А больно жжёт; Не фонарь, а ярко светит. И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой Висит пол-лепёшки. (Месяц.)
Как эти слова-отгадки связаны со сказкой?  Куда их поместим в табличке?
Уч-ся: Второстепенные положительные
Какие герои сказки остались неназванными? 
Уч-ся:Чернавка, собака Соколко
Учитель: Их куда поместим?
Уч-ся: Собака- второстепенные +; Чернавка –второстепенные+и-Учитель: Почему вы считаете, что Чернавка и положительный, и отрицательный персонаж?
Уч-ся: рассуждают.
V. Обобщение
Учитель: Итак, табличка заполнена! Мы разделили героев сказки на группы.
1. Главные герои.
Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.
Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.
Царь и Чернавка - наделены и положительными чертами, и отрицательными.
По какому принципу произвели распределение?
Уч-ся: По качествам и поступкам
Работа с пословицами.
Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице - мачехе, а какие – к царевне?
При солнышке тепло, а при матери добро.
Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет.
На языке мед, а на сердце – лед.
Терпенье и труд все перетрут.
Белые руки чужие труды любят.
Берут завидки на чужие пожитки.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Не всё то золото, что блестит
- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Творческая работа.
Предлагаю дать совет человеку, который хочет быть добрым.
(Одна группа – что для этого нужно делать, 2 – группа – что не надо делать)
Прослушивание и оценивание творческих работ.
Рефлексия
Учитель: Оцените свою работу на уроке.
1. На уроке я работал достаточно активно/неактивно
2. Своей работой на уроке я довольна/недовольна
3.На уроке я не устал(а)/устал(а)

Поднимите картинку, соответствующую вашему настроению.
Уч-ся поднимают картинки.
Учитель: Молодцы. Спасибо за работу!
Выставление отметок
6. Итог урока.
- С какой сказкой познакомились?
- Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)
- Кто автор этой сказки?
-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми?
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина. В школьной библиотеки вы найдите очень много интересных произведений А.Пушкина.
Учитель: Молодцы. Спасибо за работу!
Выставление оценок
7.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки
- А вот следующее задание по выбору:
Происценировать сцену с зеркалом.
Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.


Используемые источники:

1. А. С. Пушкин. Сборник сказок
2. Учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс
3. Коровина, Коровин, Журавлев: Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал по литературе.
4. А. В. Ильясова http://festival.1september.ru/articles/607044/
5. Р. В. Руденко http://festival.1september.ru/articles/501339/
6.https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5&hl=ru&newwindow=1&tbo=d&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=VgrCUIWjK8n04QT0nYDgCg&sqi=2&ved=0CAQQ_AUoAA&biw=1280&bih=866 (иллюстрации к сказке)

Рисунок 5вђ Заголовок 115