ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА: ТАРИФНЫЕ ПОЯСА И РАСЧЕТЫ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ.
ТЕМА УРОКА: ТАРИФНЫЕ ПОЯСА И РАСЧЕТЫ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ.Цель: Изучить в России тарифные пояса, тарификацию почтовых отправлений.Задачи: Образовательная – закрепить знания о поясном времени; понятие «часовые пояса», сформировать знания по определению весового сбора за пересылку посылок и бандеролей согласно тарифных поясов.
Развивающая – развивать умения самостоятельного поиска информации, сформировать навыки и умения определять поясное, местное время; решать практические задачи с использованием географической карты, таблицы № тарифных поясов, развивать способности и применять имеющиеся знания и умения на практических работах. Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения, умения высказывать свою точку зрения.
Тип урока: урок новых знаний.
Формы проведения урока:
- повторение терминологии;
-практическая работа по определению тарификации почтовых отправлений по территории России;
Оборудование:
Политико-административная карта России, карты атласа, рабочие тетради, таблица расстояний по поясам, тарифы на почтовые отправления, макеты почтовых отправлений, копии квитанции ф.1, компьютер медиапроектор.Методы: информационно-иллюстративный, практическая работа.Учебное время: 45 минут.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Голос диктора.
Учитель: Проверим домашнее задание. Родина наша велика. В Москве еще вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит Солнце. У нас говорят: «Спокойной ночи!», а в то же время во Владивостоке звучит приветствие: «С добрым утром!».
Учитель: Почему в разных местах земного шара, расположенных на разных меридианах, в один и тот же момент часы показывают разное время суток ?
2 слайд Карта часовых поясов мира
Обучающаяся: Ученые разработали и решением Международного конгресса предложили ввести систему поясного времени. В России поясное время введено в 1919 г. Была создана карта часовых поясов мира и разных стран.
Учитель: На сколько часовых поясов разделили нашу планету Земля?
Обучающаяся: Всю поверхность Земли разделили по меридианам на 24 пояса по 15° долготы. Таким образом, время в каждом поясе отличается от соседних поясов на 1 час. В пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине. Вращается Земля с запада на восток, поэтому к востоку от любого пояса время суток будет на 1 час больше, к западу – на 1 час меньше.
Учитель: В каких часовых поясах расположена Россия ?3 слайд Часовые пояса России
Обучающиеся: Россия расположена в 11 часовых поясах: со второго, в котором находится Москва по двенадцатый, где находятся острова в Беринговом проливе.
Учитель: Назовите названия федеральных округов России, которые находятся в 12 и 2 поясе?
Обучающиеся: Во 2 поясе находится Центральный федеральный округ, а в 12-м поясе Дальневосточный федеральный округ.
Учитель: Какая разница во времени между 12 и 2 поясом, расскажите на примере?
Обучающиеся: Разница во времени между поясами равна разнице между номерами часовых поясов. Разница во времени между этими поясами составляет 10 часов, т. е. когда в Москве полночь, в 12-м часовом поясе в Хабаровске — 10 часов утра.
Учитель: Определите поясное время в Иркутске, если в Москве 10.00 часов утра.
Обучающиеся: Сначала определим, в каких часовых поясах находятся Москва и Иркутск (Москва во 2-м; Иркутск – в 7-м). Разница между часовыми поясами (7 - 2 = 5). Затем определим поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку – увеличивается: 10 + 5 = 15. Ответ: в Иркутске 15 часов.
Учитель: В каком часовом поясе находится Нижний Новгород?Обучающиеся: В 3 часом поясе.
Учитель: Нужно ли переводить часы, если мы направляемся из Нижнего Новгорода в г. Сочи?
Обучающиеся: Нет, Нижний Новгород находится в одном поясе с г. Сочи.Учитель: Мы с вами живем в огромной стране, с разной разницей во времени. Кто-то встает, кто-то ложится спать, чьи - то родственники живут за границей и для того, чтобы общаться с людьми, нам необходимо знать время в любой точке земного шара и не забывать во время путешествий переводить стрелки часов при пересечении часовых поясов на один час вперед при движении на восток и на час назад при движении на запад.3. Изучение новой темы.
Учитель: А теперь переходим к изучению новой темы. Организации почтовой связи Федеральным законом «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 175-ФЗ предоставлено право перевозить почтовые отправления и денежные средства по всем маршрутам автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта. Сегодня на уроке мы познакомимся с тарифными поясами, научимся определять тарифные пояса и проводить расчеты почтовых отправлений. Сформулируйте тему нашего урока.
Обучающиеся: Тема урока: «Тарифные пояса и расчеты почтовых отправлений».
4 Слайд с названием темы урока.
Учитель: Запишите тему урока в тетради и домашнее задание, учебник «Оператор связи», страницы 40-43.
Учитель: Тарифы на услуги почтовой связи скомпонованы в виде прейскуранта цен. Для каждого вида почтового отправления устанавливается базовая масса и тариф, а также принципы тарификации в зависимости от категории почтового отправления и расстояния.
5 Слайд про з/пУчитель: Как определить плату за заказные письма?
Обучающиеся: Плата за заказные письма определяется по базовой массе по весу и на определенный тариф наклеиваются почтовые марки.
6 Слайд про ценные письма.
Учитель: Как определить плату за письма с объявленной ценностью?
Обучающиеся: Плата за письма с объявленной ценностью определяется по весовому и страховому сбору.
7 Слайд про объявленную ценность
Учитель: Страховой сбор зависит от объявленной ценности. Что такое объявленная ценность?
Обучающиеся: Объявленная ценность – это сумма, на которую отправитель оценивает почтовое отправление.
Учитель: Плата за объявленную ценность определяется по формуле: Плата = ТЦ,
где Т - тариф за объявленную ценность, Ц - сумма объявленной ценности.
8 Слайд про пересылку бандеролей и посылок
Учитель: Для определения платы бандеролей и посылок с объявленной ценностью устанавливаются базовые тарифы для массы 500 грамм по пяти тарифным поясам в зависимости от расстояния пересылки. За каждые последующие полные и неполные 500 г массы взимается дополнительная плата по установленному для каждого пояса отдельному тарифу.
9 Слайд про пересылку бандеролей
1. Определим плату за пересылку бандероли массой 600 г с объявленной ценностью 1000 руб. из г. Саратова в г. Москва. Сначала определим тарифный пояс населенного пункта Москвы.
Расстояние от Саратова до Москвы 898 км. По таблице № 5 расстояний с указанием тарифных поясов она находится во 2 поясе. За полные 500 г и неполные 100 г берем весовой сбор 1000 г по второму тарифному поясу 153,40 руб. Тариф за объявленную ценность - 4 коп. за каждый рубль объявленной ценности, т.е. 4%. Для расчета платы используем формулу. П =153,40+40+25=218,40
Значит, плата за пересылку составляет 218,40 руб. Запишите пример.
10 Слайд про пересылку посылок
Определим плату за пересылку посылки массой 5650 г с объявленной ценностью 2000 руб. из г. Саратова в г. Хабаровск. Сначала определим тарифный пояс г. Хабаровска.
Расстояние от Саратова до Хабаровска 8063 км. По таблице расстояний с указанием тарифных поясов он находится в 5 поясе. За полные 5500 г и неполные 150 г берем весовой сбор 6000 г по тарифам пятого пояса 677 руб. Тариф за объявленную ценность - 4 коп за каждый рубль объявленной ценности, т.е. 4%.- 80 руб. Дополнительные услуги: оклейка скотча. Складываем данные суммы. П =677+80+ 0.70=757,70
Плата за пересылку посылки 757 руб. 70 коп. Запишите пример.
11 Слайд про операцию прием
После того, как оператор определил сумму платы за пересылку почтового отправления адресные данные отправителя и получателя вносятся в компьютер, после чего взимается плата с отправителя, и ему на руки выдается чек, распечатанный на ПКТ. В случае отсутствия электричества в отделении связи оператор должен вручную выписать квитанцию формы 1 в двух экземплярах, проставив на обороте квитанций оттиск календарного штемпеля с датой отправления.
Учитель: Какая информация указывается в квитанции ф. 1 ?Учитель: Для оформления операции прием почтового отправления необходимо знать порядок адресования. Назовите его.
12 Слайд про адресованиеОбучающиеся: Ф.И.О. или наименование организации указывается полностью. Адрес отправителя и адресата должен быть написан в правильной последовательности: улица, дом, квартира, населенный пункт, район, область или край или округ, индекс.
Учитель: Правильно. Найдите ошибки в адресовании:
д. Верхне-Енангское, Вологодская область, ул. Луговая д.20, кв.5, Кич-Городецкий р-н.162354
Заполните порядок адресования с помощью теста, укажите правильную последовательность.
4. Первичное закрепление знаний. 13 Слайд с индивидуальным заданием
Для закрепления знаний по тарификации почтовых отправлений наша студентка осуществит прием бандероли с объявленной ценностью на 250 руб. массой 0,190 г. из Саратова в Приморский край, индекс 690041, Владивосток ул. 3 ключ, д.6, кв.7 Лукьяновой Анне Романовне.
Ситуационная игра «Прием бандероли». Оператор упаковывает почтовое отправление в полиэтиленовый пакет, опечатывает логотипным скотчем «Почта России», взвешивает, тарифицирует, оформляет квитанцию ф.1, производит расчет с клиентом.
5. Повторение изученного материала.
14 Слайд про самостоятельное задание
Учитель: Теперь вы покажете свои знания по пройденной теме. Перед вами на партах лежат ярлыки бандеролей и квитанций ф.1, а на экране – задание. На заполнение бланков у вас будет 5 минут.
Задание для самостоятельной работы:
Заполните на ярлыке бандероли адресование и оформите операцию прием по квитанции ф.1.
Бандероль с объявленной ценностью на 200 руб. массой 1560 г , из г. Саратова в город Тулу, ул. Победы, д. 1, кв. 27, индекс 300005, Королевой Ольге Михайловне.
Отправителем является обучающийся.
Проверим свои работы по листу контроля.
Учитель обращается к обучающейся.
Учитель: Расскажите, как вы выполнили задание.
Обучающиеся: До г. Тула 741 км, она находится во 2 поясе. Весовой сбор берем за полные 1500 г и неполные 60 г, за 2000 г, сумма 306,80 руб. Объявленная ценность 200 руб. 4 % от 200 руб. – это 8 руб. По формуле 306,80+8=314,80 руб.
6.Обобщение и систематизация знаний.
Теперь, когда задание выполнено и проведена работа над ошибками, вы должны оценить себя, пользуясь вашими таблицами критериев:
Таблица критериев
Ф.И.О. обучащейся Ф.И.О. проверяющего
№
п/пЗадание
Критерий
Макс. балл
Заработанный балл
1
Тест по адресованиюВыполнено без ошибок
1 2 Адресование на макете
Адресование выполнено без ошибок
1
3 Оформление адресного ярлыка бандероли (вес, сумма объявленной ценности, ШПИ бандероли, тарификация) Адресный ярлык оформлен без ошибок 1 4 Оформление квитанции ф.1 без тарификации
Квитанция ф.1 оформлена без ошибок
1 5 Тарификация почтового отправления
Тарификация почтового отправления верна
1 Итого 5 Оцените вашу работу на уроке по баллам.
Обучающийся, набравший 5 баллов, получает оценку «5»;
Обучающийся,, набравший 4 балла, получает оценку «4»;
Обучающийся,, набравший 3 балла , получает оценку «3»;
Обучающийся, набравший 1-2 балла, получает оценку «2».
7. Подведение итогов занятий.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу на уроке! Запишите домашнее задание: учебник «Оператор связи», страницы 40-43.
Сегодня на уроке обучающиеся получают оценки за хорошую работу ( выставление и комментирование оценок)
Если вам понравился урок, поднимите красную карточку. Обоснуйте свой вывод по уроку.
Если вам не понравился урок, поднимите синюю карточку. Обоснуйте свой вывод по уроку.
Всем до свидания, спасибо за внимание.