Коллективная (групповая)деятельность учащихся на уроках физики при изучении нового материала
КОЛЛЕКТИВНАЯ (ГРУППОВАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Урок не может быть интересным, если ученик постоянно включается в однообразную деятельность. Под разнообразием форм учебных занятий понимают применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем представления им возможности участвовать в различных видах деятельности. Основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.
При восприятии нового материала можно уделить внимание коллективной деятельности. В процессе коллективного труда могут быть созданы наиболее благоприятные возможности для получения знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника. Кроме того, работа учащихся в группах учит школьников деловому общению. Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формулы обучения "учитель - ученик" более сложное соотношение: "учитель - коллектив - ученик". Групповую работу учащихся при изучении нового материала можно проводить в трех направлениях:
Организация самостоятельной работы учащихся с учеником и дополнительной литературой..
Подготовка и проведение уроков – семинаров и уроков – конференций.
Самостоятельная постановка эксперимента с последующим теоретическим обсуждением его результатов (уроки - исследования).
Задаче формирования активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умений получать их самостоятельно, как нельзя лучше удовлетворяют уроки в форме пресс – конференций. Необычные по форме, они вызывают интерес учащихся, значительно активизируют их познавательную деятельность, помогают развитию творческих способностей.
Особенно важно то, что на таких уроках создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями, делового общения учеников, предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся. Уроки-конференции с целью изучения нового материала можно проводить в 11 м классе. Основанием служит не только лучшая практическая подготовка старшеклассников, но их часто уже сформировавшиеся интересы к определенному виду деятельности. По темам - Рентгеновские лучи, «Фотоэффект», «Лазеры» в 11 классе.
За несколько дней до такого урока класс делю на несколько групп: физики – теоретики, экспериментаторы, инженеры, историки, медики, археологи, криминалисты, журналисты (представители прессы). Каждая группа получает задание, с журналистами обсуждаем вопросы, которые они будут задавать участникам конференции.
НАПРИМЕР : урок пресс-конференция на тему «Рентгеновские лучи»
Целью которого является: расширить представление о физической картине мира на примере рентгеновских лучей, доказательство познаваемости мира, развитие у учащихся умений сравнивать и обобщать изучаемые факты и явления.
ХОД УРОКА.
За столом пресс-центра ученики, играющие роли инженеров, физика-теоретика, физика-экспериментатора, астрофизика, врача-рентгенолога, историка физика, библиографа. На специальных подставках надписи, например:
«Доктор исторических наук»…! Или «Профессор кафедры прикладной физики…» На столах сотрудников газет и журналов тоже флажки с названием в журнал «Здоровье», «Земля и Вселенная» передача «Вопросы физики» и т.д.
Вступительное слово учителя о необходимости дальнейшего изучения шкалы электромагнитных волн и места в ней рентгеновского излучения.
Затем следуют вопросы прессы (заранее с ними учитель обсуждает, в какой последовательности следует задавать вопросы)
Я корреспондент журнала «Наука и жизнь». К нам поступил вопрос «Когда и кем и как были открыты рентгеновские лучи? (доклад историка)
Затем вопрос от журнала «Вопросы истории естествознания и техники». У меня вопрос к доктору исторических наук…Читателей нашего журнала интересует биография ученого.
Поочередно вопросы к «Физику – теоретику» о природе рентгеновских лучей. О свойствах рентгеновских лучей рассказывает «физик-экспериментатор»
О применении рентгеновских лучей рассказали: медики, астрофизики, криминалисты, агрономы, биологи.
Журналисты выслушивают ответы, делают записи. Потом тут же они пишут заметку в свой журнал или газету. Получается экспресс-выпуск газеты. Подразумевается, что вторые экземпляры они высылают в свои редакции. Такие уроки учат самостоятельности мышления, вырабатывают умение выступать перед аудиторией, работать с литературой, воспитывают чувство ответственности, кроме этого позволяют за небольшой промежуток времени изучить обширный материал.
Второе направление групповой работы при изучении нового материала - организацию самостоятельной работы с учебником и другой литературой я начинаю применять в 8 классе при изучении темы «Примеры теплопередачи в природе и технике» в 10 классе при изучении тем «Виды деформаций твердых тел», «Различные типы самостоятельного разряда и техническое применение», в 11 классе - при изучении тем «Производство и использование электрической энергии», «Распространение радиоволн», «Методы измерения скорости света» «Виды спектров», «Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц», «Свойства радиоактивного излучения».
Темы различные, но общий план урока приблизительно таков.
Постановка учителем познавательных задач урока.
Инструктаж о последовательности работы, дополнительной литературы для урока.
Групповая работа:
а) распределение заданий консультантам
б) выполнение задания
в) обмен информацией, подготовка к отчету.
Отчеты групп. Вопросы к выступающим.
Анализ выполнения познавательной задачи.
Общее задание на дом.
НАПРИМЕР: урок в 10 классе «Различные типы самостоятельного разряда».
Цели этого урока - ознакомление учащихся с природой, свойствами и техническим применением различных видов газового разряда,
- развитие навыков работы учащихся с дополнительной литературой (выделение главного, составление плана)
- воспитание любознательности, применение навыков коллективной работы и взаимопомощи.
После постановки учителем задачи урока, инструктажа о последовательности работы, раздаче литературы, учащиеся приступают к работе: каждая группа получает задание подробно: ознакомиться с дуговым, искровым, тлеющим и коронным разрядами, используя общий план (который записан на доске).
Вид разряда и явления его сопровождающее.
Природа разряда.
Свойства разряда
Условие возникновения.
Техническое применение.
Место данного разряда в природе.
После групповой работы и отчета групп я предлагаю самостоятельно заполнить следующую таблицу.
разряд рисунок Условие возникновения Техническое
применение
тлеющий Напряжение между электрода
ми несколько сот вольт;
Низкое давление Трубки для реклам, лампы дневного света
При наличии времени взаимопроверка заполнения таблицы.
Подведение итогов урока. Оценки.
Возможности коллективной деятельности учащихся на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Это приводит к изменению мотива деятельности членов коллектива, главным из которых является чувство моральной ответственности перед своим коллективом.
У учащихся, даже слабо успевающих, появляются успехи в учении, так как в результате взаимопомощи выполняются пробелы в знаниях, развивается упорство и настойчивость в работе. Вот поэтому среди коллективных форм работы наиболее эффективна, как мне кажется, групповая работа на уроке. В группах создается творческая обстановка, повышается умственная активность каждого ученика. Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая умственными операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы. Усиливается интеллектуальное наполнение урока.
Третьим направлением групповой работы, применяемой мною на практике, являются уроки-исследования, на которых я использую индивидуальные способности учащихся, прививаю любовь к физике.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон плавления тел, исследовать зависимость сопротивления проводника от температуры, законы плавления тел и т.д.
В процессе опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленный учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности.
В своей работе я часто использую фронтальный эксперимент при изучении нового материала, особенно в 7 – 8 классах, считаю, что необходимо заинтересовать учащихся физики с самого начала ее изучения. Покажу на примере урока в 7-м классе при изучении темы «Плавание тел». Здесь использую дифференцированный подход к учащимся, исследовательский характер заданий, групповую работу учащихся.
Использование на уроке занимаемых опытов создают атмосферу творческой работы учащихся.
Разработка урока «Плаванье тел» 7 кл.
Попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из опыта. Мы с вами уже так поступали при изучении силы трения. Только тогда все выполнили одинаковые опыты - одни и те же задания, а сегодня каждая группа получит свое задание. После выполнения заданий, мы обсудим полученные результаты, и выясним условия плавания тел. Откройте учебники на стр.50-51. (Физика 7 кл. А.В.Пёрышкин), где помещены таблицы плотностей разных веществ. Они вам пригодятся во время работы. На выполнение опытов отводится 15 минут. Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться. Все результаты записывайте в тетрадь.
(Ребята получили карточки с заданиями и оборудование для их выполнения - 7 вариантов. Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности: первое - наиболее простое, шестое и седьмое - сложное. Они даются соответственно уровню подготовки учащихся).
Первый вариант: пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы
Плотность жидкости. Плотность вещества. Тонет или нет
Для выполнения этого задания нужен сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, стекла, пенопласта, пробки, парафина. (Название веществ указаны).
Второй вариант: сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров: выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Для проведения опыта нужны два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пластмассовый кубики.
Третий вариант: сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки, сделать вывод на основании результатов опытов.
При выполнении этого задания используется мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Четвертый вариант: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
Для выполнения задания используется сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.
Пятый вариант: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
Для выполнения задания нужны сосуд с водой и кусок пластилина.
Шестой вариант: выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если:
а) пластилин положить внутрь пробирки
б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.
Седьмой вариант: выяснение условий плавания тел. Для выполнения задания нужны сосуд с водой, пробирки с песком (3 шт), одинакового объема, но разный вес, динамометр.
(Пока учащиеся выполняют задания, учитель наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь).
Проведение этих и других уроков показывает большое преимущество фронтальных наблюдений учащихся перед аналогичным демонстрационным экспериментом.
Задачи исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что и приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развить их самостоятельность привела к использованию практических работ в качестве источника новых знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный вопрос учителя. Умственная активность сопровождается эмоциональным настроением, что приводит к развитию интереса к знаниям.