Доклад на тему: «Родительское собрание – основная форма взаимодействия родителей учащихся и педагогов гимназии»
КГУ «Гимназия №1»
Доклад на тему: «Родительское собрание – основная форма взаимодействия родителей учащихся и педагогов гимназии»
Подготовила и выступила
учитель нач.классов:
Зинькив Е.С.
2015г
Родительское собрание – основная форма взаимодействия родителей учащихся и педагогов гимназии
«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». А.С.Макаренко
Каким должно быть сегодня родительское собрание?
Функции и задачи взаимодействия школы и родителей
К основным функциям относятся : – информационная ; – воспитательно - развивающая ; – формирующая ; – охранно - оздоровительная ; – контролирующая ; – бытовая. Задачи взаимодействия : – формирование активной педагогической позиции родителей ; – вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями ; – активное участие родителей в воспитании детей
Основные этапы работы школы с родителями
Работа с родителями учащихся начальной школы. Работа с родителями учащихся 5 классов ( адаптация перехода в основную школу ). Работа с родителями учащихся основной школы (6–8 классы ). Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов. Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей
1. Поддержка физического здоровья учащихся.
2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей : интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре
3. Познавательная сфера жизни учащихся ( работа с учителями - предметниками ) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку « с оптимистической позиции » ( А. С. Макаренко ).
4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи ; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание.
Здесь необходимо следующее :
– изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи ;
– психолого - педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед ;
– организация совместного проведения свободного времени детей и родителей ;
– защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Правила взаимодействия
· Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения
· Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.
· Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей. · Психолого - педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе. При изучении семьи школьника педагог прежде всего обращает внимание на следующие данные :
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.
2. Общие сведения о детях ( возраст, интересы, уровень воспитанности ).
3. Воспитательные возможности семьи ( уровень педагогической культуры родителей ).
Формы работы с родителями
Традиционные
– Родительские собрания
– Общеклассные и общешкольные конференции
– Индивидуальные консультации педагога
– Посещения на дому
Нетрадиционные
Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Главное предназначение родительского собрания – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка, а также повышение педагогической культуры родителей, их роли, ответственности и активности в жизнедеятельности класса
Правила подготовки родительского собрания Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей Собрание должно проводиться в удобное для родителей время План проведения собрания должен быть известен родителям Общение классного руководителя и родителя должно быть тактичным Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным
Основные элементы подготовки родительского собрания
Выбор темы собрания
Определение целей родительского собрания
Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно - методической литературы по рассматриваемой проблеме
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей
Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников
Приглашение родителей и других участников собрания
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям
Оборудование и оформление места проведения собрания
Выбор темы
Не должна быть случайной
Зависит от
Не должна ограничиваться рассмотрением лишь учебных дел ( интеллектуальное, духовно- нравственное и физическое развитие детей)
Определяется по возможности на перспективу, внося коррективы каждый год
Должна обсуждаться с родителями
Определение целей родительского собрания « Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным » СЕНЕКА
Способствовать повышению педагогической культуры родителей, расширению их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе
Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению их в жизнедеятельность классного сообщества
Выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий школы и семьи в деятельности по развитию личности ребенка Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать совершение родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери
Подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год
Советы психологов:
Перед началом собрания "оставить за дверью" плохое настроение.
Длительность собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
Давать негативную оценку всему классу.
Переоценивать значение отдельных предметов.
Избирать для общения назидательный тон.
Уважаемые коллеги!
С первого дня знакомства с родителями говорите им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы.
Список используемой литературы:
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.
Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
уђЗаголовок 1њђЗаголовок 2њђЗаголовок 515