Статья на тему Урок — основная форма организации работы в школе

ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

В современной школе утвердились многие формы организации учебной работы: урок, экскурсии, консультации, дополнительные занятия, домашняя работа, факультативные занятия, разнообразные формы внеклассной учебной работы, олимпиады, предметные кружки и другие.
Однако основной формой организации учебной работы был и остаётся урок.
Урок как форма организации обучения школьников характеризуется определённой содержательной и логической последовательностью и конструктивной завершенностью. В нём реализуются закономерности учебно-познавательной деятельности школьников и методы обучения, которые приводят в действие педагогические механизмы его осуществления и отражают внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону.
Особенность урока иностранного языка состоит в том, что урок обучает прежде всего речевой деятельности на основе усвоения языкового материала. Обычно на уроке речевая деятельность связана с определённой темой. Тема на протяжении нескольких уроков остаётся неизменной, но на каждом уроке новым будет отработка определённых навыков и умений.
Структура уроков и методика их проведения зависит от тех дидактических целей, которые реализуются в процессе изучения конкретного содержания учебного материала. Поэтому в настоящее время общепринятой является следующая классификация уроков:
урок усвоения новых знаний;
урок усвоения новых навыков и умений;
урок комплексного применения знаний и умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки, коррекции, знаний, навыков и умений;
комбинированный урок.
В последние годы в практике обучения утвердились дифференцированные уроки, а также нетрадиционные уроки.
Нетрадиционные уроки можно проводить в виде игры. Она может занять весь урок или какой-то его этап. Но обязательное условие при этом: игра должна быть познавательной, должна служить стимулом учебной работы.
Групповые уроки
Такие уроки целесообразнее всего проводить при прохождении темы «Времена года». Класс делится на 4 группы – весна, лето, осень, зима. Каждой из них необходимо «доказать», что представляемое ими время года – самое лучшее.
Каждая из групп готовится к такому уроку в тайне друг от друга. Составляются вопросы викторины, подбирается музыкальное сопровождение. Во время урока демонстрируются рисунки, фотографии и т.д.
Уроки взаимообучения школьников
Характерной особенностью уроков взаимообучения обучающихся – групповая работа над материалом, усвоение его тут же, взаимопомощь и взаимоответственность ребят.
В классе формируются «экипажи»: командир, штурман и пилоты. Перед экипажем ставится цель. Учитель объясняет новый материал. После этого «экипажи» начинают действовать: сначала командир повторяет материал своим подчинённым, затем он принимает зачет у штурмана, командир и штурман опрашивают пилотов, ставят им зачетные оценки. «Экипаж» готов к защите знаний.
Уроки – конкурсы
Уроки-конкурсы – удобная форма итогового контроля. Их лучше начинать с объявления: «Ребята, сегодня мы проведем с вами конкурс и определим, кто лучше умеет спрашивать и отвечать, подписывать картинки». Участники конкурса будут выполнять задания, все остальные – жюри, следят и проверяют: насколько логичны и полны высказывания, сколько было реплик и фраз. После окончания конкурса подводятся итоги, выставляются оценки. Победителям можно вручить призы: открытки, журналы на иностранном языке, книги.
Следовательно, структура урока иностранного языка должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. В структуре урока должны быть инвариантные и вариантные моменты. Как цельное произведение, структура любого урока включает: начало, центральную часть и завершение. Само собой разумеется, что продолжительность составляющих урока варьируется.
Урок на младшей ступени обучения
Уроки этого периода действительно специфичны. Их специфика вытекает из возрастных особенностей учащихся, из задач, стоящих перед этим периодом, из его содержания, из того психолого-педагогического факта, что этот период начинает обучение.
Нужно организовать обучение так, чтобы школьник добывал знания, а не получал их для запоминания в готовом виде, чтобы он овладевал навыками и умениями в результате своего труда. Различные увеселения (песни, игры), если они не имеют прямого отношения к познанию – лишь развлекательность. Интересной должна быть сама деятельность по овладению умением общаться, а не сопутствующие мероприятия. Следует избегать разжевывания заданий, не бояться перегрузить обучающихся, не снимать трудности, а помогать их преодолевать.
В процессе обучения способности учеников развиваются, и заниматься этим надо целенаправленно, начиная с первых уроков. Учителю на начальной ступени обучения иностранному языку необходимо научить ребят работать на уроках (и дома). Не следует думать, что ученик до всего дойдёт сам.
Содержанием урока начального этапа должно быть:
поддержание мотивации учащихся к овладению иноязычным общением;
овладение основами иноязычного произношения;
овладение достаточным для минимального общения материалом;
овладение основными приёмами осуществления учебной деятельности;
развитие самостоятельности в овладении иноязычными знаниями, навыками и умениями;
развитие иноязычных способностей как одной из основ успешного дальнейшего обучения;
овладение основами быстрого чтения;
овладение основами каллиграфии.
Все эти задачи не являются преувеличением возможностей. Дело в том, что учителю необходимо успеть до 10-11 лет дать (а ученикам – взять) как можно больше: в 12 лет завершается как называемый сензитивный период развития ребёнка, после которого его возможности, его предрасположенность к усвоению языка резко идет на убыль.
Столь значительные и разные задачи требуют очень рациональной и своеобразной организации урока, интересных форм работы, информативного материала, интеллектуальных заданий.
Урок на начальном этапе – это урок формирования навыков, входящих во все виды речевой деятельности. Нельзя посвящать урок формированию лишь лексических или грамматических навыков. Даже формирование произносительных навыков, обучение чтению и др. не может занимать весь урок, хотя бы потому, что устойчивость внимания в данном возрасте у обучающихся недостаточна. Учителю необходимо комбинировать отдельные виды работы, подбирая для каждого урока наиболее сочетаемые компоненты, находя нечто, что связывало бы их в единое целое.
Если суммировать основные виды работы, то ими окажутся:
усвоение чтения букв иностранного языка и правил чтения;
овладение техникой чтения, правильного логического ударения;
усвоение написания букв иностранного языка;
овладение записью на слух с однократного предъявления (фраз по синтагмам и целиком);
усвоение произношения иноязычных звуков, ударения в иноязычных словах;
усвоение иноязычной интонации;
усвоение новых лексических единиц, грамматических форм;
овладение речевым материалом в играх;
овладение приемами учебной деятельности;
развитием способностей:
а) слуховой памяти;
б) зрительной памяти;
в) фонематического слуха;
г) мыслить логически;
д) делать обобщения;
е) догадываться о значении слова и др.
Целенаправленность урока не может найти воплощение в полной мере: задачи ставятся ограниченные, их несколько, поэтому, целенаправленность каждый раз возобновляется с новой целью. Динамика урока определяет последовательность компонентов и способность чувствовать необходимость перехода от одного компонента к другому. Критерии целостности и связанности полностью применимы к уроку начального периода обучения иностранному языку.
Урок на средней и старшей ступенях обучения
Каждый старшеклассник – это противоречивое единство детскости и взрослости. В связи с этим, учителю следует определить соответствующие формы воздействия, характер требований, способы общения, приемы работы.
Старшеклассник придерживается определенных принципов поведения, стремиться найти признание своей взрослости, утвердить ее, иногда любыми средствами. Он много пробует, желая реализовать себя в том или ином виде деятельности, отдавая предпочтение умственной, физической, общественной работе. В этом отчетливо выражена дифференциация интересов, присущая этому возрасту. Часто ученик довольно быстро остывает к одному виду деятельности, сменяя его другим. Важно заметить, что в этом проявляется стремление выбрать такой вид деятельности, который предоставляет ему больше возможностей для проявления его самостоятельности в решении личных вопросов, в выборе друзей, в установлении с окружающими тех отношений, которые его устраивают.
Старшеклассники с удовольствием отстаивают свои убеждения. Поэтому обучение должно ориентироваться на индивидуальность каждого обучающегося, что требует от учителя осторожности в оценках, такта в общении.
Старшеклассникам свойственно произвольное запоминание, которое оказывается эффективным в том случае, если они осознают, зачем следует запомнить тот или иной материал, что в результате этого будет достигнуто. Помогает в этом возрасте запоминание и осознание характерных особенностей материала, соотнесение и смысловая группировка объектов запоминания и, главное, опора на мыслительную работу в учебной деятельности.
У старшеклассника появляются навыки самоорганизации, повышается самокритичность, формируются убеждения и мировоззрение. Именно на эти достоинства возраста должно обучение и воспитание.
Знание того факта, что юноши и девушки стремятся к обособлению, может служить основой для организации коллективных форм работы, при которых перед группой ставится общая познавательная задача, а учитель организует и стимулирует совместный поиск, где каждый становится активным участником.
Урок на средней и старшей ступенях обучения, как и на младшей, в основном комплексный. Но все его компоненты связаны логикой обсуждения темы. Задания тесно связаны предметной и смысловой связью, что проявляется в словесных связках между ними. Всё это полностью соответствует возрасту обучающихся, т.к. заставляет их размышлять, способствует их развитию и воспитанию.
Учителю необходимо указывать время, которое требуется для выполнения заданий. Если обучающийся будет знать временные ориентиры, это повысит его сознательное отношение к работе на уроке, заставит ценить время, приучит работать в нужном для коллектива ритме, а следовательно, повысит уровень его самостоятельности.
В каждом классе (а в старших классах это особенно ощутимо) имеются обучающиеся с низким, средним и высоким уровнем обученности. Проведение урока в этих условиях представляет для учителя большие трудности, поэтому следует всегда предусматривать дифференцированные задания для разных групп учеников и определять им время работы в зависимости от их уровня обученности и от возможности включать затем эти группы в ход урока.
При условии использования дополнительных материалов учитель может осуществить необходимую стратегию планирования, которая состоит в том, чтобы: 1) правильно распределять время на те или иные виды речевой деятельности, на тот или иной материал или иные виды работы; 2) планомерно включать в учебный процесс пройденный уже ранее материал для повторения; 3) интенсифицировать усвоение за счет логики самого урока и последовательности этапов обучения.
Структура урока зависит от его цели и задач, от ступени обучения и творческого подхода к этим урокам. Приобретая опыт, учитель всегда найдет место для творчества. Ведь для того чтобы с успехом использовать даже готовые схемы уроков, учитывая состав класса, возраст обучающихся и т. п., нужно много знаний, такта и умений, мастерства. Типология уроков – это набор динамичных, гибких, изменяемых в зависимости от условий форм, в которые воплощаются основные положения обучения иностранному языку.
             






ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ
(памятка)
1. Определить объем и содержание учебного материала к предстоящему уроку. Изучить его, используя основную и дополнительную литературу. Оценить место предстоящего урока системе уроков по данной теме.
2. Определить тип урока, его дидактические, воспитательные и развивающие задачи, эффективность воспитательного воздействия учебного материала на учащихся, наметить рациональные пути и средства целенаправленного воспитания на данном уроке.
3. Установить внутрипредметные и межпредметные связи изучаемого учебного материала. Определить степень эффективности применения опорных знаний.
4. Выбрать методы, приемы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики предмета, возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Отобрать и подготовить наглядные пособия и технические средства обучения (по возможности и необходимости), соблюдая при этом санитарно-гигиенические нормы охраны труда и технику безопасности.
6. Определить объем и содержание домашнего задания.
7. Разработать структуру урока, рационально составить дозировку
на его отдельные части.
8. Продумать систему опроса и оценки знаний
9. Написать развернутый план-конспект будущего урока и представить его для просмотра и утверждения методисту или учителю-предметнику.
 



Схема поурочного плана
дата
Урок № 1
 
Тема: _______________________________________________________________________________
Цель: _______________________________________________________________________________
Сопутствующая задача: ________________________________________________________________
Языковой материал:
            новый
            для повторения
Воспитательная и образовательная цели урока: ____________________________________________
Оснащение урока: __________________________________________________________________
Ход урока:
1.      Организация класса и речевая зарядка (6 мин.)
2.      Семантизация новой лексики и ее первичная автоматизация (14 мин.)
3.      Упражнения в автоматизации (14 мин.)
4.      Домашнее задание (3 мин.)
5.      Сообщение поурочного балла (1 мин.)
6.      Организационное окончание урока (2 мин.)
Форма развернутого плана-конспекта
 
Этап урока
Время
Речь и действия учителя
Речь и действия учеников
Средства обучения
Примечание

1
2
3
4
5
6

 
 
 
 
 
 


Требования к уроку иностранного языка

· Каждый урок должен иметь четкую цель и установку и должен предполагать комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей цели.

·
· Поставленные для каждого урока цели и задачи должны быть осмыслены и уяснены всеми учащимися. Для этого учитель должен: 1) объявлять план в начале урока; 2) давать четкие установки при переходе от одного вида деятельности к другому; 3) объяснять и показывать способы выполнения различных задач, стоящих перед учениками; 4) проверять понимание учащимися поставленных перед ними задач.

·
·Количество задач на уроке не должно превышать трех. Исключение составляет 5 класс. Чем старше класс, тем меньше количество задач – 2-3.

·
·Формулировка задач урока должна быть четкой и содержать в себе указания на: 1) характер деятельности учителя; 2) характер деятельности учеников; 3) конечный результат их совместной деятельности на уроке.

· Каждый фрагмент урока должен заканчиваться решением конкретной коммуникативной (речевой) задачи.

· Каждый фрагмент урока должен начинаться с установки и заканчиваться заключением.

·
·Последовательность упражнений в каждом компоненте должна быть такой, чтобы последующие упражнения являлись логическим продолжением предыдущих.

· Подготовительные упражнения должны быть нацелены на снятие содержательных и языковых трудностей предстоящего высказывания.

·
·На каждом уроке необходимо стремиться к максимально возможному охвату всех учащихся учебной деятельностью.

· На каждом уроке необходимо создавать условия для реального речевого общения в той или иной форме.

· Каждый урок должен обеспечивать непрерывность в развитии основных речевых умений и навыков.

·
·Основное время урока должна занимать иноязычная речевая деятельность учащихся.

·
·Урок должен проводиться на иностранном языке.

· Речь учителя должна быть экономной, безошибочной, образцовой, узуальной, адаптированной к уровню развития речевых умений школьников, вариативной и эмоциональной.

· Урок иностранного языка должен проходить в психологически благоприятной обстановке.

Примерная схема анализа урока иностранного языка
1.  Назовите тему урока, его практические цели и задачи: главные и сопутствующие. Сравните с целями обучения иностранному языку в программе средней школы.
2.   Каковы, на Ваш взгляд, воспитательные, образовательные и развивающие задачи данного урока?
3.  Последовательно проанализируйте решение каждой практической задачи по следующим параметрам:

· сформулируйте установку (задание) в каждом упражнении, постарайтесь определить его обучающую (речевую) задачу;

· определите степень владения учащимися языковым (речевым) материалом, выявите, с какими трудностями они встретились и как учитель предусмотрел эти трудности;

· справились ли учащиеся с упражнением? Докажите, почему;

· предусмотрено ли было постепенное усложнение упражнений при решении данной задачи? Постарайтесь убедить;

· соблюдался ли принцип сознательности в обучении, в чем конкретно это проявилось?

· как использовалась наглядность при решении поставленной задачи, насколько эффективно?

· как активизировалась деятельность каждого ученика, была ли сменяемость режимов?

·
·взаимосвязано ли решались задачи?
4.   В чем выражалась коммуникативная направленность урока?
5.   Подготовлены ли учащиеся к выполнению домашнего задания всем ходом урока? Приведите аргументы.
Характеристика деятельности учителя
Стиль общения, отношение к учащимся, оперативность действий в сложившейся ситуации, способность видеть класс, способы поддержания интереса у учащихся на уроке, речь учителя.
Характеристика деятельности учащихся
Отношение к предмету и учителю, степень вовлеченности в работу на уроке, уровень подготовленности к предмету в целом и к данному уроку, типичные ошибки, реакция на речевое поведение учителя, понимание заданий к упражнениям.
Взаимоотношения учителя и учащихся (конфронтация, сотрудничество, безразличие, враждебность, доброжелательность).
 
Общий вывод
Достигнуты ли были цели и задачи урока?




Памятка по самоанализу урока
1.   Подготовленность к уроку (наличие плана и раздаточного материала).
2.  Реализация задач урока (практических, воспитательных, образовательных, развивающих).
3.  Использование форм и приемов активизации учебной деятельности учащихся на уроке, наличие самостоятельной работы учащихся на уроке, ее посильность и вариативность.
4.  Рациональное применение средств обучения на уроке.
5. Соотношение речи учителя и учащихся.
6. Психологический климат.
7. Объяснение домашнего задания. Учет индивидуальных возможностей учащихся при проверке и выполнении домашнего задания.
8.  Соответствие плана урока методической системе, заложенной в УМК.
Общие рекомендации к анализу и самоанализу урока иностранного языка
1.    Определите правомерность формулировки целей и задач урока.
2.    Установите по ответам учащихся в упражнениях репродуктивного и продуктивного характера, насколько достигнута учебная цель и решены ли соотнесенные с нею задачи.
3.   Подсчитайте, как распределено время на уроке: на главную цель, на развитие того или иного вида речевой деятельности, на время говорения учителя и учеников.
4.   Проследите активность учащихся.
5.   Определите общую логику урока: его целенаправленность, целостность, динамичность, связность; содержательность урока, его воспитательную ценность.
6.   Установите, как осуществлял учитель индивидуализацию учебного процесса, как учитывал личностные, возрастные особенности учеников.
7.   Проанализируйте, как владеет учитель технологией урока: умением дать четкую установку, использовать опоры адекватно целям, умением занять работой всех, владение приемами исправления ошибок и др.
8.  Оцените учителя как речевого партнера (его умение общаться, говорить адаптивно, выразительно, держать себя, владеть голосом и т.д.).
Соблюдайте этику анализа урока!