«Формы организации изобразительной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.»
Выступление на педсовете:
«Формы организации изобразительной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.»
Воспитатель: Ельчанинова Е.Н.
Формы могут различаться по степени самостоятельности участников:
По показу. Проводится тогда, когда есть необходимость познакомить детей с новым сложным приёмом, способом работы, материалом. Дети пошагово копируют действия педагога. Чаще используется для младшего возраста.
С использованием частичного показа. Когда деятельность в целом знакома детям, вводится новый приём, который и показывается, остальное дети делают сами.
С натуры. Позволяет самостоятельно нарабатывать опыт технических приёмов. Но может быть и рисование с натуры, и копирование репродукций художников как тренировочное занятие.
По памяти. Проводится как закрепление впечатлений и знаний после наблюдения, восприятия объекта.
С использованием вариативных образцов. Ребёнок работает в целом самостоятельно, некоторые элементы по выбору может «подсмотреть» на каком-либо образце. Например, рисование осеннего пейзажа с использованием выставки репродукций художников. Это позволяет реализоваться детям неуверенным, продвинутым детям потренироваться в срисовывании более сложных элементов.
По схеме, иллюстрирующей последовательность выполнения действий. Чаще используется в конструировании.
Творческая, полностью самостоятельная работа на заданную тему.
По содержанию занятия изобразительной деятельностью могут быть практическими и теоретическими.
Теоретические:
- Ознакомление с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- Знакомство с творчеством художников;
- Знакомство с жанрами искусства, конкретными произведениями;
- Эстетические наблюдения;
Практические:
- непосредственно-изобразительная, дизайнерская, продуктивная деятельность;
- исследовательская деятельность, экспериментирование;
- игры, конкурсы.
Рассмотрим вариативные формы организации продуктивной деятельности детей в ДОО.
Одна из наиболее разработанных в практике дошкольного образования форм организации детской изобразительной деятельности – это мастерская.
Мастерская, как форма организации совместной (партнёрской) деятельности взрослого и детей.
В настоящее время психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме «мастерской» разработаны известным детским психологом Н.А. Коротковой:
- стиль поведения взрослого (переход от административно-регламентирующего к непринуждённо-доверительному);
- рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за учительским столом к месту за общим столом рядом с детьми);
- отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к участию в выполнении определённой части работы)
1. В совместной партнёрской деятельности меняется положение детей.
Дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. У ребёнка появляется возможность выбора: участвовать в этой работе или организовать что-то другое.
2. В процессе работы вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости. Дети в процессе работы могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок может определить для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т.д., но то что запланировал, сделает хорошо и доведёт начатое до конца. Дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребёнок не может справиться с работой сразу, он может продолжить её в последующие дни, но обязательно должен стремиться к получению результата. В этом ему помогает педагог.
4. Работа в форме «мастерской» может проводиться как в процессе непосредственно образовательной деятельности (вместо занятий аппликацией, рисованием, лепкой), так и в режимные моменты (в утренние часы до завтрака, вечером и др.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом. Если работа в форме «мастерской» осуществляется в НОД, то по длительности она даже для увлечённых детей не должна превышать нормы СанПиН. В ходе режимных моментов работа «мастерской» регулируется распорядком дня, но по длительности так же не должна превышать нормы СанПиН.
5. Педагогу важно с одной стороны обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребёнок не завершил начатое им дело. Для этого педагог в деликатной форме должен своим участием, поддержкой, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, добиваться завершения работы.
Алгоритм работы мастерской
1. Совместное с детьми обсуждение какой-либо проблемы или задачи, требующей продуктивного решения. Проговаривание общей цели – что будем делать.
2. Совместное обсуждение способа организации деятельности – как будем делать: каждый свою часть работы индивидуально или подгруппами.
3. Показ нового материала (приёма работы), если есть.
4. Самостоятельная работа всех участников мастерской.
5. Совместное обсуждение общего результата, использование общего продукта для решения проблемы, задачи.
Безусловно, данная форма хороша, если основной задачей педагога в планируемой образовательной деятельности является развитие творческих способностей детей, на основе уже имеющихся у них знаний и умений. В тех же случаях, когда необходимо дать детям новое знание, обучить новым техническим приёмам работы, показать возможности использования нового материала и др. эта форма не может быть применена.
Поэтому предлагаю Вашему вниманию ещё одну форму организации образовательной деятельности детей, целью которой является преимущественно ознакомление с новым материалом.
Мастер-класс
Эта форма работы предполагает взаимодействие детей и «мастера», ознакомление детей с каким-либо новым для них «мастерством», обучение новым способам работы, новым техническим приёмам, обработке новых для детей материалов. В качестве «мастера» выступает, как правило, не воспитатель данной группы. Это может быть приглашённый художник, мастерица. В качестве «мастера» может выступать родитель, педагог из другой группы, из учреждения доп. образования и даже старший ребёнок.
Алгоритм технологии Мастер-класса
Краткая презентация опыта мастера
Информация о представляемом виде искусства, художественной технике, материале. Об использовании этого искусства, техники, материала в жизни, быту людей. Представление собственных изделий, выполненных в данной художественной технике, материале.
Представление способа работы
показ и объяснение способа в живую; представление схемы-алгоритма деятельности; в виде мультимедийной презентации и др.
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная деятельность участников мастер-класса, как правило, это воспроизведение предложенного алгоритма работы с получением заданного результата, но в некоторых случаях возможна частично творческая деятельность с использованием продемонстрированного способа работы.
Мастер наблюдает за работой детей, помогает им в случае затруднения, даёт советы.
Рефлексия
Любование получившимися изделиями. Оценивание детьми нового вида искусства, способа работы, материала.
Развитию изобразительной деятельности в дошкольном возрасте способствует так же ознакомление детей с жанрами и видами искусства, творчеством художников. Интересной с этой точки зрения является организация работы музея или выставки.
Музей (выставка)
Использование данной формы удобно с целью ознакомления детей с определённым видом, жанром искусства, творчеством какого-либо художника, отдельным произведением.
Данная форма длительная по времени, состоящая из нескольких относительно самостоятельных компонентов, поэтому может быть отнесена к комплексным. Важно для педагога организовать деятельность в форме совместной с детьми на различных этапах работы.
Алгоритм работы:
1. Организация экспозиции. Может быть совместно с детьми: поиск и подбор экспонатов, оформление в интерьере помещения. Может быть воспитателем без детей в качестве сюрприза.
2. Организация «экскурсии» детей на выставку (в музей). Рассматривание экспонатов, беседа. Мотивация на самостоятельное творчество детей.
3. Организация самостоятельной творческой деятельности детей (а может быть и взрослых: педагогов, родителей) по мотивам экспонатов музея (выставки).
4. Совместная работа воспитателя и детей по дополнению экспозиции работами детей.