Урок внеклассного чтения в 8 а классе Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. (по рассказам В.Н.Крупина)
Урок внеклассного чтения в 8 а классе " Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра". (по рассказам В.Н.Крупина)
Форма урока: заседание редакционно-издательского совета. Цели урока: познакомить учащихся с творчеством В. Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни. Задачи:
1) составление небольшой хрестоматии для внеклассного чтения по творчеству писателя; учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию; 2) совершенствование монологической и диалогической речи учащихся; 3) воспитание лучших человеческих качеств у учащихся посредством произведений В.Н.Крупина. Оборудование:
портрет писателя, сборники его произведений, рисунки учащихся, отзывы на прочитанные рассказы В.Н. Крупина. Эпиграф к уроку: Положи своё сердце у чтения. Египетский папирус
Ход урока:1. Оргмомент. Приветствие. Отметить отсутствующих.
2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Вместе с писателем В.Н.Крупиным мы будем учиться любить , прощать, делать добро. Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. Ещё при зарождении письменности , почти 6 тысяч лет назад, в одном египетском папирусе было написано: "Положи своё сердце у чтения". Какие удивительно задушевные слова! Книга и чтение - это великие учителя и воспитатели человеческих душ. Мы с вами, прочитав рассказы В.Крупина, решили составить хрестоматию для внеклассного чтения, разделились на 3 группы: 1) рецензенты, 2) составители проектов маленьких сборничков рассказов писателя, 2) художники-оформители. А сегодня проводим наш редакционно- издательский совет. Обсудим, какой может быть наша хрестоматия, предложенная для чтения в 8 классе. Словарная работа.
Выясним, что значит редактировать? (Руководить изданием чего - либо; проверять и исправлять текст при подготовке к печати.) - Какая задача будет стоять перед нами? ( Составить небольшую хрестоматию для внеклассного чтения по творчеству писателя; отобрать рассказы В.Крупина и рисунки для нашей хрестоматии и обосновать своё мнение.)
3. Работа по теме урока. Учитель. Давайте представим доводы в пользу издания нашей книги. Есть ли смысл в нашей работе? Что скажут составителям рецензенты? 1группа - рецензенты. Ученик. (Обращение к выставке книг.) В.Н.Крупин— один из интересных современных прозаиков, произведения которого посвящены решению важнейших нравственных проблем, волнующих общество. Писатель, прежде всего, стремится совершенствовать духовный мир человека. Его замечательные книги: "Живая вода", "Змея и чаша", "Вятская тетрадь", "Великорецкая купель" и многие другие заставляют задуматься о смысле жизни человека, о его высоком предназначении. О чем бы ни писал В.Крупин, сквозь страницы его произведений всегда просматривается неиссякаемая любовь писателя к Отечеству, вера в его лучшее будущее. "Все мы проверяемся одним — любовью к России, другого критерия нет", - сказал В.Н. Крупин в одном из интервью. Сегодня художника очень волнует положение дел в стране, жизнь народа. Важнейшей задачей литературы он считает утверждение духовности и правды. Ради победы любви и веры в нашей жизни и создает свои произведения . Ученик. Мы смогли найти в наших библиотеках мало книг В.Крупина, можно, конечно, читать электронные книги, но согласитесь, гораздо приятнее держать книгу в руках и наслаждаться чтением. Мне было интересно познакомиться с творчеством Владимира Крупина. Его произведения различны по тематике, содержанию, но объединены радостным восприятием жизни. Я был удивлён, как писатель Владимир Крупин может разглядеть каждую малость, каждую незаметную деталь, описать её так подробно, увидеть то, на что ты не обращал внимание, извлечь урок, показать смысл жизни. Хорошо, если наша хрестоматия будет в школьной библиотеке и ею смогут пользоваться учащиеся. Учитель: Как вы считаете, нуждается ли наша хрестоматия во вступительном слове? Если да, то каким вы его видите, что можете предложить? Уч-ся. Я предлагаю в качестве предисловия дать биографическую информацию. Владимир Николаевич Крупин родился в 1941 году в селе Кильмезь Кировской области. После средней школы, которую окончил в 1957 году, работал слесарем по ремонту сельхозтехники, затем сотрудником районной газеты. С 1960 по 1963 год - служба в армии. В 1967 году окончил Московский областной педагогический институт имени Крупской, факультет русского языка и литературы. Работал преподавателем в школе, редактором и сценаристом редакции Центрального телевидения, старшим редактором издательства "Современник". Первая книга прозы "Зёрна" вышла в 1974 году. В 1975 году был принят в члены Союза писателей СССР. Уч-ся. Мне кажется интересным, чтобы о писателе рассказал его друг, писатель В.Г.Распутин. Можно взять за основу статью В.Распутина "О Родине с любовью и заботой" : " Вся его биография , вся судьба складывались, в сущности, отеческими потребностями. После школы служил в армии. Надо. После института учительствовал. Надо. Потом стал писать книги. Начинал праздники славянских просветителей Кирилла и Мефодия. 7лет преподавал в Московской духовной академии православную педагогику. Преподавал древнерусскую литературу в Академии живописи. Написал "Православную азбуку" для малышей, "Детский церковный календарь", книгу "Русские святые". У Крупина есть книги, специально созданные для детей школьного возраста: "Отеческая земля" (1985), "Родная сторона"(1988), "В Дымковской слободе"(1989). Писатель всегда поднимает вопросы нравственные. Детство для Крупина - время поиска идеала". Уч-ся. Я считаю, что о детстве писателя рассказывают его многие произведения , такие как "Снова дома"(из повести "Вятская тетрадь"), "Ножичек", "Две доли", "О войне", "Песок в корабельных часах", "Полонез Огинского" , поэтому об этом не надо говорить подробно. Можно написать: "Жизнь ребёнка, становление его как личности - сюжетная основа многих произведений Крупина, в том числе таких, как "Дымка", "Боковой ветер", "Братец Иванушка", "Песок в корабельных часах". События в них непосредственно связаны с фактами жизни писателя. Он очень любит свою Родину, свою Россию: "Как можно проклинать любое место своего отечества, если оно кому-то дорого, кому-то дало жизнь, язык, первую любовь?" Уч-ся. В издательстве "Детская литература" в 2001 году в серии "Школьная библиотека" вышла книга повестей и рассказов В.Н. Крупина "Живая вода". Здесь предисловие В.Распутина, его глубокие размышления о литературе, о неповторимом стиле Крупина, о его героях, но здесь и очень интересные мысли о детстве", как о чистых и добрых наших началах", и юности - "романтической поре", когда "человек захлёбывается от ощущений и возможностей жизни", когда ищет новизну и открытия. "В истинном творце,- пишет В.Распутин о своём товарище, - через душу проходит каждое слово; не в чернильницу макается его перо, а в душу". Нашу хрестоматию я открыл бы этими высказываниями о писателе. Учитель. Спасибо. Ваши предложения принимаются. Какова тема рекомендуемых вами рассказов В.Н.Крупина? Рецензенты: 1).Тема добра и зла. Людской жестокости(рассказы "А ты улыбайся!", "Мальчик из интерната", "Две доли".) 2). Тема родины, красота родной земли("Розовый свет", "Боковой ветер", "Старый друг".) 3). Человек и природа ("Братец Иванушка", "Снова дома", "Петушиная история".) 4). Тема детства и юности как поры, определяющей всю дальнейшую жизнь человека ("Кол с подпорой", "Утя", "Женя Касаткин.) 5). А я назвала бы сквозной тему любви: к жизни("О войне", "Передаю") , к женщине ("Возраст любви", "Баня горит") , к людям )"Мальчик из интерната", "А ты улыбайся!") Учитель. Есть ли у кого-то из вас эпиграф к нашей книге? Рецензенты предлагают свои эпиграфы. - Я предлагаю эпиграф из "Вятской тетради": " Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро - вот тогда мы будем бессмертны". - Мне понравилось такое высказывание В.Крупина: "Мы любим родину, и это навсегда..."("Снова дома"). - Эпиграф, который взял я, - название одного из рассказов "Будем как дети". То есть добрыми, искренними, открытыми. - Я предлагаю следующие строки из "Вятской тетради": "Что бы ни происходило с тобою, Отечество моё, люблю тебя и навсегда знаю: любовь к Отечеству - почти единственное, что может спасти от упадка духа". Учитель. Спасибо!
Теперь слово 2-ой группе - составителям проектов маленьких сборничков рассказов писателя. Какие рассказы В.Крупина вы предлагаете включить в нашу хрестоматию? Составители предлагают рассказы В.Крупина. - Предлагаем включить в нашу хрестоматию миниатюры, получившие из фамилии писателя лаконичное и такое доброе, поэтическое название - "Крупинки": 1). Рассказы "Кол с подпорой", "Возраст любви", "А ты улыбайся!" Писатель начинается с родины, ведь она даёт ему не только жизнь, но и язык, и самое острое испытание чувств, которые потом будут повторяться и навсегда останутся в памяти. Об этом и говорит автор в рассказах "Возраст любви" и "А ты улыбайся!". Детство не вернётся, но то, что началось в детстве - открытие мира , - должно продолжаться. Все три рассказа о разных периодах в жизни детей. В рассказе "Кол с подпорой" пятилетний малыш страстно желает вслед за старшим братом и сестрой пойти в школу и добивается своего. Вызывает улыбку описание "средств воздействия" юного героя на родителей: когда старшие дети ушли в школу, маленький бунтарь начинал реветь: "... мама выходила, входила - я ревел. Выходила - делал передышку, но младший брат выдал - пришлось реветь беспрерывно. Кончились слёзы - ревел насухую". С какой радостью приносит он домой свою первую оценку - "кол с подпорой"! Нам близко и понятно поведение мальчика, который после получения первой отметки "в школу не пошёл, притворился больным!" И первая обида на учителя, а затем удивительное открытие - читать научился. 2). Рассказ "Возраст любви" переносит нас в жизнь наших сверстников, в удивительный мир "возраста любви", возраста, который приносил герою боль, мучения, но он понимал, что "радость может прийти только через страдание в возрасте любви". Третий рассказ "А ты улыбайся!" заставляет нас задуматься о детской жестокости, её причинах и о нашей же ответственности за неё. Ведь это противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. "Они, мне казалось, дрались - настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы. Больше того - подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!"- кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?" "А ты улыбайся!"- вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню". Такого быть не должно! 3). Рассказы "Тихий воз на горе будет", "Подкова» - эти разные по тематике, содержанию рассказы объединены добрым восприятием жизни. Так, в "Подкове" мальчики, помогая в кузнице, ощущают незнакомое до этого им чувство: "...это было счастье - увидеть и почувствовать результаты своего труда". Житейской мудрости учит рассказ "Тихий воз на горе будет". Замечательно описана в нём борьба человека с пнём, настойчивость в достижении цели. Важной мыслью делится с нами писатель: "Великая это мудрость - помаленьку - полегоньку... Куда торопиться, ведь не под гору катимся, в гору идём. Тихий воз на горе будет". Не надо спешить, чтобы не наделать ошибок, понимаем мы, знакомясь с этим рассказом. 4). Рассказ "Окорок сердца" ("Женя Касаткин") о детской невольной жестокости, равнодушии к болезни и непонимание смерти. Предлагаю включить этот рассказ в нашу хрестоматию, хотя мне было больно его читать. Взрослый человек с горьким сожалением вспоминает случай из детства, первое столкновение мальчика со смертью ровесника и потрясение его одноклассников. Главный герой - Женя Касаткин,
мальчик с очень чистой душой. Он был неизлечимо больным, но всегда старался не отставать от других и не только не быть никому в тягость - он старался быть полезным, готов жизнью пожертвовать, чтобы помочь другу. Его отличительные черты - терпимость и благородство. Когда его бесчеловечно осмеяли, назвав порок сердца "окороком сердца", у него хватило мужества не показать обиды. А мальчик, который в шутку написал "окорок сердца" , даже не подозревал, что , искажая слово, обозначающее диагноз болезни друга, он точно определяет диагноз своей души: " сердечную недостаточность", чёрствость, бездумную жестокость. Мне жалко Женю, ведь он не виноват, что родился больным. Прожив короткую жизнь, он не сказал никому злого слова. Он спешил делать добро, чтобы оставить о себе светлую память. Из рассказа я понял, что такое настоящая дружба, как нужно понимать друг друга. Дружба остаётся навсегда. Даже если близкого друга уже нет рядом, ты продолжаешь чувствовать тепло его души и помнишь о нём, надо ценить жизнь, радоваться каждому дню, быть чутким к людям. Рассказ вызывает чувство вины неизвестно перед кем и за что. Он потряс меня до глубины души. Иногда мы не замечаем рядом с собой настоящих товарищей, не замечаем, что делаем больно другим просто так, из глупости. Женя мог бы прожить больше, если бы одноклассники понимали его боль. Этот рассказ - хороший нам урок. 5).Рассказы "Дымка", "Розовый свет" надо включить в нашу хрестоматию. Они о любви к земле, на которой родился и вырос писатель, о любви к людям села, об искусстве, о чуде, которое нас окружает. Храм Покрова на Нерли - одно из таких чудес. А рассказ "Розовый свет" помогает нам прикоснуться к прекрасному. О создателях дымковской игрушки, о строителях храма с врождённым чувством прекрасного и о тех, кто способен поднять руку на такую красоту, размышляет. В.Крупин. В рассказе "Дымка" наиболее ярко проявилась подлинная народность и патриотизм - главные особенности таланта писателя. Автор в этом произведении поднимает проблемы сохранения русской культуры. Дымковская игрушка - это начало знания ребёнка о жизни. Он играл и входил в мир, который его окружает. И мир этот был прекрасен - он в игрушках, любуясь которыми понимаешь, что волшебство дымковского чуда в том, что его красота не повторяется. 6).В.Н.Крупин — самобытный художник. Его невозможно представить вдали от Родины. Он уверен, что "писатель начинается с Родины, ведь она дает писателю не только жизнь, но язык и самое острое испытание всех чувств, которые потом будут повторяться или навсегда останутся в памяти". Мне хочется, чтобы в нашей хрестоматии был рассказ "Старый друг". В нём говорится о том, как главный герой возвращается на свою родину, туда, "где было хорошо". Он встречается со старыми знакомыми и вспоминает своё прошлое, вспоминает, насколько хорошо было, но и насколько тяжело пришлось ему и всем остальным ребятам в детстве. Автор говорит: "То, что мы не знали, что нам плохо, это хорошо". Он вернулся, чтобы забрать "свою часть души". Ведь люди всегда возвращаются к своим истокам. Герой вспоминает своё детство. Кто-то может сказать, что у него ничего не было хорошего. Это неправда. У каждого человека есть, что вспомнить, достаточно только вернуться в свой родной край, и человек начнёт вспоминать всё лучшее, что у него было связано с тем местом, где он родился и вырос. Человеку неуютно на новом месте без старых друзей и знакомых. 7). Я предлагаю "Песок в корабельных часах", так как нам, восьмиклассникам, близки рассказы о любви. С большим интересом вы будете читать о любви, о наших сверстниках, о чувствах, которые и мы испытываем сейчас. Два подростка помогают друг другу преодолеть трудности жизни, свои слабости. На наших глазах происходит чудо: некрасивая девочка превращается в красавицу, а тот, кто считал себя трусом, становится смелым ,совершив подвиг во имя любви. 8)."Сбрось мешок!". В литературе много слов сказано о том", что есть красота и почему её обожествляют люди", много споров, спасёт ли
она мир, но у каждого настоящего писателя есть своё неповторимое слово о красоте. Именно таким словом является миниатюра "Сбрось мешок!" Некоторые горожане ни разу в жизни не наслаждались красотой неба во весь горизонт, необъятными просторами, предутренней тишиной. Мы привыкли к красоте одежды, витрин, зданий, но эта красота создана человеком. А перед читателем иная красота - нерукотворная. Как бы человек ни старался превзойти природу, он не в силах этого сделать. Отец Вари чувствует красоту: он видит в солнце "коня чудесного, в радугу запряжённого", и этим открытием делится с дочерью, а она - со своей. "Мешок" в "крупинке" - это символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. Не каждый способен сбросить его - а перед нами именно такой миг, в который происходит прозрение героини. Варя - очень красивый человек. Она верно говорит, что если человек не видит красоты, то он "слепой". Красота природы преображает не только внешний, но и внутренний мир человека. В.Крупин помогает нам увидеть подлинный мир природы. Земляничная поляна у писателя наполнена тайной. Когда эта тайна открывается тебе, в душе пробуждаются новые чувства, меняются представления о жизни. "Красоту запомни, а пользу зачем упускать?"- советует Варя дочери. Мне понятны эти слова. Красоту надо хранить в душе, а потом, в зимнюю стужу, земляничное варенье напомнит о ней, и чаепитие становится маленьким праздником, особенно когда грустно и хочется чего-то возвышенного. У каждого в жизни должны быть яркие моменты, приносящие радость, отвлекающие от мирской суеты. Некоторые люди, разглядев красоту, меняются к лучшему. Надо истинную любовь к красоте передавать из поколения в поколение. На мой взгляд, это глубоко философский рассказ. "Мешок" дневных забот и тягот, лежащий на плечах человека, прижимает его к земле, лишает чувства полёта. Сбрось мешок! - то есть поднимись выше обыденности и по-новому взгляни на окружающий мир. 9). "Передаю" - это миниатюра с символическим названием. В ней из обрывочных слов и словосочетаний, коротких) телеграфных!) фраз вырастает собирательный и одновременно конкретный образ солдата - ветерана Великой Отечественной войны: "12-я гвардейская...305-й полк... старый китель с медными пуговицами...вскинул руку под козырёк..." У героя нет имени. "Он" - называет его автор. Почему -"он"? потому что таких солдат много, их нельзя назвать одним именем, он говорит от имени многих павших, от имени тысяч людей, которые отдали жизнь за родину. Он просит прохожего передать его слова "всем своим", надеясь на то, что новое поколение примет эстафету памяти, не опозорит отцов и дедов, которые воевали. Он несёт в своём сердце всю боль войны: "Сколько полегло...гусеницы в крови...ладно, погибли..." Но страшней войны для него послевоенное забвение теми, к кому обращены слова: "Вы молодые...Если что, мы хоть сейчас... Живите!" В обрывочности фраз звучат отчаянность просьбы, которую "выражали его глаза", тревога за начинающийся разрыв связи с новыми поколениями. И потому потрясает своей смысловой точностью и емкостью название рассказа - "Передаю": "Понял? Передай своим... Передай по цепи! Слышишь?! Всем передай!.." Последнее слово рассказа - "Передаю"- не случайно совпадает с названием: человек понял обращенную к нему просьбу и передал. Смог передать. В.Крупин предупреждает о страшной опасности "конца связи" - разрыва цепи поколений. Будем помнить об этом! 10). С миниатюрой "Передаю" тесно связана другая - "Конец связи", вошедшая в сборник "Рассказы последнего времени". Я предлагаю тоже включить её в нашу хрестоматию. Снова место случайного соединения людей и судеб - вокзал. Герой - больной человек, живущий в своём профессиональном прошлом, которое он воспринимает как настоящее. Обзаведясь "мобильным телефоном" - щепкой, обмотанной изолентой, он "встречает и отправляет поезда", "следит" за точностью их движения, "докладывает" кому-то о происходящем. Этот человек с "мобильным телефоном" заряжает людей своей энергией, его жизнь проходит в сутолоке вокзала, но он счастлив. Здесь оживает его дуща, его мечта, ему хорошо на вокзале, здесь его дом. Этот странный человек относится к "работе" гораздо ответственнее, чем многие нормальные люди, своё дело он исполняет старательно и бескорыстно. Он ощущает себя нужным, необходимым в человеческом обществе. Здесь, на вокзале, он - главный, ответственный за всё происходящее. Для него жизнь была работой, а работа - жизнью. Мужчина стал частью этого вокзала, и автор говорит об этом в конце рассказа: "Вокзал приобрёл своего ангела - хранителя. Кто он, откуда - ничего не знаю, только кажется, что вот он не выйдет на работу, и вокзал не сможет отправлять и принимать поезда. Конец связи". В этой "перевёрнутости мира" писателем отражена вся опасность болезни общества. Не случайно пять раз повторяется "конец связи", и сам рассказ заканчивается этим пугающим утверждением. Хочется, чтобы не оказалось пророческим это предупреждение "последнего времени" о возможном конце связи. Связи времён и поколений. Учитель. Спасибо! Вы предложили рассказы, которые, думаю, будет интересно прочитать вашим ровесникам. 3-я группа. Художники - оформители сделали рисунки к рассказам В.Н.Крупина. Назовите произведения, к которым сделаны иллюстрации. (Уч-ся называют произведения.) - Думаю. неплохая получится у нас книга.
4. Подведём итоги. - Чему мы сегодня научились? Что взяли для себя, для своей души? 1) Доброта начинается с любви к людям и к природе. Надо развивать в себе чувство любви ко всему живому. 2) Научимся ненавидеть зло и равнодушие. 3) Давайте делать добрые , хорошие поступки, учиться доброте. 4) Надо учиться ценить жизнь, радоваться каждому дню, быть чутким к людям. 5) Сохранять культуру, бережно относиться к истории своей страны. Учитель. Всему этому мы учились у писателя В.Н. Крупина. Учились любить, учились прощать, учились делать добро. Чтение наизусть стихотворение Тулуповой "Доброта". Добрым быть совсем не просто, Доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радутся взрослые и дети. Мы пытались положить "своё сердце у чтения", и, думаю, нам это удалось.
5.Домашнее задание:
Прочитать миниатюру "Красота есть природа жизни..." (из повести В.Н.Крупина "Живая вода") и написать отзыв.
6. Комментирование оценок. Всем спасибо за работу на уроке!