Роль дистанционных олимпиад в формировании математической компетенции учащихся.
t remote projects reveal the
substantial and methodical line of the school course of mathematics and contribute to the formation and development of student’s mathematical competence.
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ОЛИМПИАД В ФОРМИРОВАНИИ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Панфил И.А., учитель математики
МОУ «Теоретический лицей №2», г.Тирасполь
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Результатом деятельности любого образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная и др.).
Говоря о математической компетенции, мы подразумеваем способность структурировать данные, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать полученные результаты.
Иными словами, при формировании математической компетенции реализуется одна из главных целей математического образования – воспитание личности в процессе освоения математики и овладение конкретным набором знаний, умений и навыков, необходимых для применения в практической деятельности.
Новые перспективы становления и развития компетенций раскрывают дистанционные технологии. Сегодня уверенными шагами в образовательный процесс внедряются дистанционные олимпиады, которые способствуют популяризации науки, продвижению талантливых учеников, а также позволяют сравнивать образовательные системы разных стран.
Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.
Дистанционные олимпиады обладают неоспоримыми достоинствами:
доступностью;
дешевизной;
простотой организации;
протяженностью во времени.
Дистанционные образовательные проекты предоставляют возможность учащимся принимать участие в олимпиадах, конкурсах по любому предмету. Одновременно они являются образовательными площадками, где учителя могут делиться своими разработками (конспекты уроков, презентации, тематические планирования (КТП), поурочные разработки, тесты, видеоуроки и т.д.) по всем предметам школьной тематики.
Дистанционные олимпиады охватывают ряд содержательно-методических линий школьного курса математики: числовую, алгебраическую, геометрическую, функциональную, логическую и др. Предлагаемые задания позволяют ученику лучше усвоить и закрепить программный материал, а также они зачастую носят нестандартный характер и требуют от учащихся не только прочных знаний по программе, но и изобретательного творческого подхода.
Числовая линия тесно переплетается со всеми другими содержательно-методическими линиями курса, в результате при построении алгоритмов действий над числами и исследовании их свойств используются разнообразные графические модели. Активно включаются в учебный процесс такие понятия, как множество, часть и целое, операция и алгоритм, которые становятся затем основой формирования у детей прочных вычислительных навыков и обучения их решению уравнений и текстовых задач.
Примеры заданий дистанционной олимпиады проекта «ИнфоУрок» (Россия, г. Смоленск, 2014-2015 уч. год), где можно проследить числовую линию:
На сколько сумма чисел 26012 и 49156 больше разности чисел 85481 и 12863?
(5 класс)
Чему равна сумма чисел один миллион, тридцать тысяч, пятьсот и восемь?
(5 класс)
На сколько уменьшится произведение 5,2*0,3, если первый множитель увеличить в 2 раза, а второй множитель уменьшить на 2?
(7 класс)
Сумма двух чисел 13 EMBED Equation.DSMT4 1415, а их разность равна 3. Чему равно их произведение? (8 класс)
Сумма двух чисел равна 13 QUOTE 1415 , а разность составляет 13 QUOTE 1415. Чему равно произведение этих чисел? (10 класс)
Замечаем, что в данных заданиях встречаются множества натуральных, целых, рациональных, иррациональных чисел. Такого типа задания можно также квалифицировать, как «Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий».
Развертывание алгебраической линии неразрывно связано с числовой, во многом дополняет её и обеспечивает лучшее понимание и усвоение изучаемого материала, а также повышает уровень обобщенности усваиваемых детьми знаний.
В 5–6 классах учащиеся учатся использовать буквенные обозначения для доказательства общих утверждений, что позволяет им проводить логическое доказательство свойств и признаков делимости, свойств пропорций и т.д. Таким образом, обеспечивается качественная подготовка детей к изучению программного материала по алгебре 7–9 классов. На наглядных примерах заданий дистанционных олимпиад мы можем убедиться в этом.
Примеры заданий дистанционной олимпиады центра развития таланта «Мега-Талант» (Россия, г. Москва, 2015-2016 уч. год).
Конкурс «Натуральные числа и действия над ними» (5 класс).
Выберите запись сочетательного свойства умножения:
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
·
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
Сравните натуральные числа 13 QUOTE 1415 и 13 QUOTE 1415, если 13 QUOTE 1415:
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
Задания для 7 класса:
Вычислите значение выражения 13 QUOTE 1415, если 13 QUOTE 1415
Подайте в виде степени с основой 13 QUOTE 1415 выражение: 13 QUOTE 1415.
Найдите значение выражения13 QUOTE 1415, если
13 QUOTE 1415,13 QUOTE 1415
Геометрические задачи составляют одну из содержательных линий школьного курса геометрии, в которой сегодня возникает острая необходимость и трудности для восприятия учащимися. Особое внимание сегодня уделяют пропедевтической части геометрии в курсе математики, которая направлена на формирование правильных понятий геометрического мира, развитие глазомера, а также позволяет заложить основы быстрого и экономного геометрического построения, измерения. Достаточно много заданий геометрического характера встречаются в дистанционных олимпиадах, где ученики могут закрепить такие понятия, как площадь, периметр, объем, площадь поверхности, градусная мера и т.д.
«Мега-Талант» (2015-2016 уч. год):
Один из смежных углов на 13 QUOTE 1415больше другого. Найдите эти смежные углы. (5 класс)
Площадь квадрата равна 13 QUOTE 1415. Каждую сторону квадрата увеличили на 2 дм. Найдите площадь нового квадрата. (5 класс)
Найдите объем куба, если площадь его грани равна 13 QUOTE 1415. (5 класс)
Найдите площадь всей поверхности куба, если длина его ребра 8 дм. (5 класс)
«ИнфоУрок» (2015-2016 уч. год):
Найдите фигуру площадью 10 см2, если длина стороны каждой клетки равна 1 см. (5 класс)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вычислите площадь фигуры, если первоначально длина прямоугольника была 5 см, ширина 3 см, а ширина вырезанного прямоугольника равна 1 см, длина 2 см. (6 класс)
Чему равна площадь закрашенного квадрата, если сторона большого квадрата равна 12 см? (6 класс)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] линия школьного курса математики – одна из ведущих, определяющая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] изучения тем в курсах алгебры и начала анализа. Олимпиады позволяют достаточно чётко разграничить представления учащихся, связанные с понятиями, методами и приёмами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] линии, а также установить их взаимодействия при развёртывании учебного материала.
При каких значениях переменной значения функции 13 QUOTE 1415 принадлежат промежутку 13 QUOTE 1415? (7 класс)
При каких значениях13 QUOTE 1415и 13 QUOTE 1415 график функции 13 QUOTE 1415проходит через точки 13 QUOTE 1415 и 13 QUOTE 1415? (8 класс)
Определите наибольшее значение функции 13 QUOTE 1415при 13 QUOTE 1415 (10 класс)
Проанализировав содержание и форму заданий, которые предлагают дистанционные проекты, можно сказать, что подобные олимпиады и конкурсы предоставляют свободу выбора форм и способов познавательной деятельности, а также способствуют развитию математической, информационной и творческой компетенций учащихся, повышают мотивацию к изучению школьных предметов.
Систематически участвуя в дистанционных проектах, учащиеся достигают следующих результатов:
становятся более уверенными в своих силах и способностях;
стремятся стать лучшими среди своих сверстников;
приобретают навык работы с тестовыми заданиями;
осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;
овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных;
у учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Литература
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. Издание: 10-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009.
Рогановский Н.М. Методика преподавания в средней школе. - Минск, Высшая школа, 1990.
Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математикиУчебное пособие для педагогических вузов. - Минск, Высшая школа, 1965.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
https://mega-talant.com.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
13PAGE \* MERGEFORMAT14315