Применение проблемных ситуаций на уроках географии
Применение проблемных ситуаций на уроках географии
Сегодня, одной из основных задач современной школы стало создание условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Поэтому, для достижения целей, стоящих перед Российским образованием, использование прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения.
Считаю, самой главной проблемой на уроке - низкая познавательная активность учащихся. Причиной этому могут быть:
- устаревшая система образования (традиционная)( здесь можно привести примеры традиционного обучения),
- психологические особенности учащихся,
- информационная перенасыщенность,
- новые ценности в обществе и т.д.
Перед педагогом стоит задача найти именно те формы и методы обучения, при помощи которых, урок бы стал увлекательным и интересным, что способствовало бы увеличению работоспособности учащихся. Не напичкать ученика знаниями, а сформировать у него положительную мотивацию к учебе, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности.
Давно доказано, если ученик активно участвует в работе и при этом получает удовольствие, тем больше информации и навыков он усваивает. Поэтому для себя уяснил, что для активизации познавательной деятельности школьников не только информация должна быть интересной, но и сам процессе получения. Поэтому считаю самым действенным способом – методика проблемного обучения. Цель моего выступления показать практическое применение методики проблемного обучения на уроках географии.
Основным методом при данном обучении, является создание проблемной ситуации, то есть вызвать состояние интеллектуального затруднения ученика. Проблемные ситуации активизируют самостоятельную познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению учебного материала, развивают мыслительные способности. Её можно применить на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле, обобщении. Особенно важно применить данную методику в начале урока, чтобы настроить класс на работу.
В создании различных видов проблемных ситуаций заключена главная трудность преподавателя: он должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед выбором необходимых знаний из системы различных наук или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний. И еще не менее важный, на мой взгляд, момент – урок должен быть интересным и увлекательным (учитель-режиссер).
Для примера я хотел бы показать фрагмент урока с применением технологии проблемного обучения, на основе известного мультфильма. Коллеги, хочу, чтоб вы представили себя, буквально, на десять минут в роли шестиклассников. Урок в 6 классе, на экран выводится картинка из мультфильма «Мамонтенок». Первое, с чего начинается урок это объявление новый темы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. Нужно продумать проблемную ситуацию, которая одновременно раскрывала бы тему урока, активизировала бы учащихся на хорошую работу и побуждала на дальнейшие активные действия. Всем вам знаком данный мультфильм – по сюжету мамонтенок перебирается с одного материка на другой в поисках мамы. 1 вопрос – какое транспортное средство выбрал мамонтенок для своего путешествия? (происходит возникновение проблемной ситуации) (варианты ребят – льдина, айсберг). 2 вопрос – ребята, а разве может льдина или айсберг передвигаться самостоятельно? (одновременно происходит побуждение и осознание противоречия). 3 вопрос – за счет чего передвигается льдина? (варианты ребят – волны, ветер, течение и т.д.). 4 вопрос – а какой же будет тема нашего урока? (Побуждение к формулированию темы). Тема урока: Океанические течения (проблемная ситуация как тема урока). Дальше происходит развитие сюжета урока – Формулируем проблемный вопрос «Возможно ли совершить данное путешествие?». Обозначавшееся гипотеза определяет два направления поиска ответа – проблемный диалог (задаются наводящие вопросы, подталкивающие учащихся на правильные действия) и групповая работа. 1. Организуется поиск решения проблемным диалогом: необходимо определить, с какого места отправился мамонтенок в свое путешествие? Куда он все-таки попал? Какие течения есть в близи данных мест? Гипотезы детей не отвергаются, не подвергаются критике. Учитель поощряет инициативу, высказывает предположение: «А может быть…». Затем идет проверка гипотез: «Давайте проверим, как сказал Алексей…», «А как проверить?», «Что нужно знать?» ( использовать). Учащиеся осознают, что их знания недостаточны для доказательства гипотезы, нужны новые источники знания (появляется познавательная активность). Дальше, формируем у учащихся умение находить способы решения проблемы. 2. Организуется групповая работа: 1 группа получает задание – при помощи физической карты мира найти место, откуда отправился мамонтенок в путешествие. 2 группа – при помощи карты найти место, куда приплыл мамонтенок. 3 группа – при помощи карт атласа, изучают океанические течения.
Каждая группа отчитывается: 1 группа - при помощи карт атласа учащиеся определяют место отправки – Антарктида, острова Северного Ледовитого океана, Гренландия. 2 группа - место, куда он попал – определяем при помощи карты природных зон. «Вспомните, кого он встретил, когда приплыл до берега». Определяем по карте места обитания обезьяны и слона. Выявляем, что он мог приплыть только в Африку или на юг Евразии (район Индии). Устанавливаются причинно – следственные связи. Изучая карту океанических течений, учащиеся определяют, что данное путешествие возможно только с Антарктиды и только до Африки (гипотеза доказана). Делается общий вывод. Какие использовал течения мамонтенок при путешествии? (антарктическое, бенгельское). Мог ли он доплыть до Индии, если бы были попутные течения? (нет, потому что его льдина растаяла бы не доплыв до экватора). Домашнее задание на закрепление знаний – Найти самостоятельно при помощи карт варианты путешествий по течениям до разных материков. На контурной карте обозначить теплые и холодные течения.
Вот такими приемами и способами, при помощи мультфильма, можно провести современный урок.
И хочу закончить свое выступление следующими словами: «Ученик – это не сосуд, который необходимо заполнить, а факел, который нужно разжечь». Учите детей учиться, делайте это интересно. Успехов вам! Спасибо за внимание!!!