Проблемное обучение. Методические основы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка


Бабенкова М.В. учитель английского языка
Проблемное обучение. Методические основы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка.
Исходя из практической цели обучения иностранному языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Современные методисты (Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Е.И. Пассов и другие) считают, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлечь учащихся в устную - аудирование и говорение и письменную -чтение, письмо коммуникацию.
П.Я. Гальперин, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.Н. Соловова и другие отмечают, что развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого ученика, формирование у него таких умений и навыков, с помощью которых он сможет самостоятельно добавить новые знания, являются основными общеобразовательными и воспитательными задачами процесса обучения.
В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Д. Ермаков пишет, что основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию интеллектуальных и творческих способностей. (Ермаков 2004)
Проблемное обучение достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе (М.И. Махмутов, А.М Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, Т.В Кудрявцев, В. Огонь, И.Я. Лернер), однако в практике школы должного внимания не получила. В связи с актуальностью этого вопроса, была выбрана тема данной работы.
Понятие проблемного обучения.
Исследования показывают, что идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого века искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). Также существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развитие ученика.
Так что же такое проблемное обучение? «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». (Махмутов 1975:257). Таким образом, в настоящее время проблемное обучение, является не столько педагогической технологией, сколько методикой или даже подходом к обучению.
Функции проблемного обучения
В проблемном обучении, как и в традиционном, признается важность всех тех же функций (усвоение учащимися знаний), однако несколько изменяется расстановка акцентов, иерархия образовательных целей:
развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
формирование всесторонне развитой личности.
Заметим, что Махмутов М.И. выделяет в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. По всей видимости, выделение им такой функции проблемного образования является последствием значительной идеологизации образования в советский период. В этом смысле автор не может согласиться с Л.Д.Столяренко , что та или иная концепция образования может уже по своему характеру ставить своей целью воспитание личности с заданными свойствами (будь то традиционное образование в советский период или бихейвиористическая образовательная парадигма запада): как видим, господствующая идеология может накладывать и накладывает свой отпечаток на любую концепцию образования, дело лишь в том, что разные образовательные методы благоприятствуют этому в разной степени.
Итак, таковы основные функции проблемного образования. Как уже отмечалось, они присущи практически всем образовательным концепциям и разница заключается лишь в их иерархии: в проблемном образовании основной акцент делается не столько на усвоение учащимися знаний, сколько на развитие их интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей. Поэтому проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Наиболее важными, на взгляд автора, функциями, характерными для проблемного образования, являются:
развитие творческих способностей учащихся
развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.
Проблемная ситуация. Характеристика. Значимость в процессе обучения.
Учебную проблемную ситуацию можно охарактеризовать как психическое состояние мыслительного взаимодействия обучающихся, группы обучающихся с проблемой под руководством учителя. Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию, между теоретически возможным способом решения и его практической целенаправленностью, между практически доступным результатом и отсутствием теоретического обоснования. В общем, большинство проблемных ситуаций можно свести к случаям нехватки или избытка теоретической или фактической информации. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?».
Чтобы познавательная задача не только требовала размышлений обучающихся, но и глубоко заинтересовала их, учителя используют некоторые так называемые универсальные эффекты возбуждения интереса к теме:
эффект новизны сообщаемых фактов, их актуальности для данного периода развития науки и техники;
эффект познавательного спора, сравнения житейских и научных представлений о том или ином явлении, сопоставления разных точек зрения;
эффект удивления, парадоксальности;
эффект занимательности и др.
В психологии в этой связи отмечается большое значение эффекта поиска, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного добывания знаний. Чтобы опереться на исследовательский эффект, учителя при выдвижении познавательных проблем на уроках вовлекают обучающихся в самостоятельную работу творческого экспериментального характера. Учитель не отвергает ошибочные предположения, а просит экспериментально проверить все гипотезы и сделать вывод об их справедливости. Убеждаясь в правильности или ошибочности своих мнений, обучающиеся глубже познают изучаемые вопросы. Самое главное, что они делают это самостоятельно, а учитель лишь направляет деятельность учеников.
Проблемная ситуация должна вызвать интерес у обучающихся. Это одно из важнейших требований к ней. Особенно актуально это требование к обучению слабоуспевающих. Наличие интереса положительно влияет на весь характер психической деятельности личности, поднимает ее на более высокую, качественно новую ступень. Когда активизируются мыслительные процессы, память, внимание, воображение, открываются благоприятные возможности для творчества и более глубокого овладения знаниями.
Таким образом, проблемные ситуации позволяют, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту изучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности, а, следовательно, развивать творческий подход к решению стоящей перед ним задачи.
Обучение иностранному языку на современном этапе ориентировано на коммуникативный подход, что предполагает создание на уроке речевых ситуаций, побуждающих обучающихся к речевой деятельности. Речевая ситуация возникает, если имеется проблема, которую можно решить путём речевой коммуникации. В учебных условиях обсуждаемая проблема может возникнуть стихийно, естественно, но чаще всего она создаётся искусственно для реализации целей обучения иностранному языку и решения задач конкретного этапа работы. Речевая деятельность, направленная на разрешение проблемы, может осуществляться двумя или более участниками ситуации в форме ролевой игры, а также в форме обсуждения проблемы. Обсуждение проблемы есть одна из форм организации проблемной ситуации, т.е. разновидность речевой ситуации как методического приёма обучения иностранному языку.
Организация обсуждения проблемы на уроке связана с определёнными трудностями. В методических работах пока ещё мало изучены типы проблем, которые можно использовать на уроке, недостаточно исследованы действия преподавателя при обсуждении проблемы, мало учитываются особенности интеллектуальной деятельности обучающихся. Поэтому будет целесообразным предложить некоторые приёмы создания проблемных ситуаций на уроке.
При создании на уроке проблемной ситуации учитель играет немаловажную роль: он направляет обучающихся на решение проблемы, организует поиск этого решения. Таким образом, ученик становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действий. В этом и заключается творческий подход к познанию. Обучающийся сам проявляет инициативу, ищет путь решения, самостоятельно анализирует и делает вывод. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Общие приемы создания проблемных ситуаций.
Мы можем выделить общие приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
сталкивает противоречия практической деятельности;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога…);
побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения…);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские..);ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление « психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии учителю необходимо:
отобрать самые актуальные и сущностные задачи;
определить особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы;
построить оптимальную систему проблемного обучения, создать учебные и методические пособия и руководства;
применять к обучающимся личностный подход и свое мастерство с целью вызвать у них активную познавательную деятельность и творческий подход к решению поставленных пред ними задач.
Общими признаками постановки проблемы являются наличие неизвестного для обучающихся, установка школьников на решение проблемы, их заинтересованность в разрешении возникающего познавательного затруднения.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Для успешного обучения и повышения мотивации на уроках английского языка нужно:
разработать блоки проблемных уроков;
разработать проблемные домашние задания;
разработать проблемный дидактический и контрольный материал.