Примеры создания проблемных ситуаций на уроке русского языка при изучении нового материала (в соответствии с требованиями ФГОС)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа № 25
городского округа город Бор Нижегородской области
Примеры создания проблемных ситуаций на уроке русского языка
Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Н.В. Шевцова
Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, может применяться на любых уроках.
Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым,Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия. Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я предпочла традиционным программам проблемно-диалогическое обучение. Автор т проблемно-диалогической технологии - Мельникова Е. Л.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
1.Подводящий к теме диалог.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».
Анализ Учитель Ученики
Подводящий к теме диалог.
Тема. - Посмотрите на два столбика слов на доске.
- Что заметили общего?
- В чём различие?
- Значит, какая сегодня будет тема урока?
Фиксирует тему. На доске:
пешеходный
старославянский
северо – восточныйкисло – сладкий
и т.п.
- В каждом столбике сложные прилагательные.
- В 1-м столбике сложные прилагательные пишутся слитно, во 2-м – через дефис.
- Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. (Тема)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Столкновение мнений учеников практическим заданием на новый материал.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»
Анализ Учитель Ученики
Практическое задание на новый материал
Проверка задания
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
ПереформулированиеПереформулированиеТема -Работаем парами. На каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте ДПНВ с помощью суффиксов –ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-. Запишите рядом с глаголами только суффикс.
-Проверяем глагол «бороться». Какой суффикс в причастии? Глагол «колыхаться». Какой суффикс написали в причастии?
Аналогично проверяет остальное.
-Задание было одно? А как вы его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?
-Суффиксы мы как раз знаем. А в чём возникли сомнения?
-В суффиксах каких слов?
-Значит, какая сегодня тема урока?
Фиксирует тему на доске. Работают с глаголами:
бороться
колыхаться
клеить
лечить
-Ющ, ящ, ущ, ащ.
(Проблемная ситуация).
-Задание было одно, а выполнили его по-разному.
(Осознание противоречия).
-Не знаем суффиксов причастий. (Неточная формулировка проблемы).
-Какие гласные пишутся в суффиксах. (Неточная формулировка проблемы).
-Действительных причастий настоящего времени.
-Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Дефис в наречиях»
Анализ Учитель Ученики
Практическое задание «на ошибку»
Предъявление научного факта сообщением
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
Тема -Я диктую словосочетания с наречиями, а вы записываете: один ученик на доске, остальные на листочках.
-Посмотрите, я выписала для вас из словаря все эти наречия. (Открывает доску).
-Вы как написали сначала?
-А как надо на самом деле?
-Значит, какая тема урока?
Фиксирует тему на доске. Ученик у доски пишет без дефиса наречия по-медвежьи, по-зимнему, во-первых и др. (Житейское представление).
Видят дефисное написание слов.
(Проблемная ситуация).
-Мы написали наречия слитно.
- Эти наречия пишутся через дефис.
-Дефис в наречиях. (Тема).
Сообщение темы с мотивирующим приемом «Яркое пятно»
Лингвистическая сказки
Приставки пре- и при-
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто путали. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно разные.
Пре- была очень умная, очень любопытная и очень храбрая. Дружила она с приставкой пере- . Где пере- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и пере- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и пере- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и пере- не отстаёт.
Вторая сестра , при-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только прикроет, попросят её сесть на стул, а она только на краешек присядет. Но при- всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а при- уже на привокзальной площади. Едешь в город, а при- уже въехала в пригород. Спешишь в школу, а при- уже на пришкольном участке.
Так и жили приставки пре- и при-, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Приставки на –з, -с
Давно это было. Жили на свете две приставки РАЗ- и РАС-. РАЗ- любила кататься на горных лыжах. Как РАЗгонится с горы, РАЗбежится еще на старте, так совсем за ней не угонишься. А приставка РАС- любила кататься на сноуборде. Если РАСположится на склоне, РАСкрутит фигуру в воздухе, то точно пьедестал почета обеспечен.
Но часто спорили эти приставки, не могли решить, кто из них важнее. Может, вы поможете, ребята?
Загадки (при изучении орфографии)
Ответом на загадки являются, например, слова с орфограммой, которую нужно изучить на данном уроке.
Висит бочонок в беретке (жёлудь).
Зубов много, а ничего не ест (расчёска).
Костяная спинка, жёсткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит (зубная щётка).
Загадочное послание (5 класс тема «Алфавит»)
Если вы твёрдо помните порядок букв в алфавите, то расшифруете загадочное послание:
У - жиЬ - но Е - та
О - те Й - ваЪ - уж
А - ре Л - йВ - бяХ - тьЁ - да Ч - др(Ребята, давайте жить дружно!)
Отрывок из студенческого доклада, посвящённого эпизоду истории древнего Вавилона. (6 класс тема «Жаргонизмы»)
Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись они наехали на Эшнуну, Урук и Иссин, которые долго пружинили хвост, но пролетели как стая рашпилей. Ассирийцы чего-то возбухали по этому поводу, но их прокатили, как молодых.
Работа с текстом
Но она ни о чём не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил её спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжёлую дремоту, вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила. (А.П. Чехов).
Вопросы к тексту:
-Можно ли сказать, о ком идёт в тексте речь? Почему?
-Являются ли слова «она», «её» названиями предметов или только указывают на эти предметы?
Вывод: местоимение указывает на предметы, но не называет их