5 кл. Кружок. ФГОС. Театр+Риторика

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Школьная Риторика" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской
" Театр+Риторика" для 5-11 классов. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Форма организации занятий – «Школа развития речи».
Программа "Театр+Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности "Театр+Риторика"
научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи:
формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне;
развитие у школьников качеств личности, отвечающих требованиям и информационного общества.
Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики 5-го - 1 ч в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34ч.
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов.

Планируемые результаты освоения программы
курса внеурочной деятельности "Театр+Риторика"
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Школьная Риторика":
личностные:
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
предметные:
овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
5-й класс
Личностными результатами изучения курса "Театр+Риторика" в 5-м классе является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Школьная Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

2. Содержание тем учебного курса
(32ч. 1ч. в неделю)
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением
Этот практикоориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который называется «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д
Характеристика программы
В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры». Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
  Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
  По речи узнают человека. (Пословица)
  Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
  На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. программы для 5–6-го, 7–9-го).

Методы и приемы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
что сказал говорящий (пишущий);
что хотел сказать (написать);
что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

3.Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
Идеи курса:
Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.
Основные умения (два типа):
Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
степень эффективности общения;
уровень владения языком;
корректность поведения.
Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.
Риторические умения
Понятийные и инструментальные знания

Общение

У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации. У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения

У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.
По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное. Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.
Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.

У–2. Вести этикетный диалог.
Этикетные диалоги.

Речевая деятельность

У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего. У–1. Определять вид слушания и приемы слушания. У–1. Критически оценивать слушание собеседников.
Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке. У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.
Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

У–1. Находить коммуникативные недочеты. У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.
Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа. У–2. Распределять дыхание.
Голос, каким он может быть.

У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки. У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.
Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи. У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи. У–1. Определять нарушения в точности речи.
Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

Речевые жанры

У–1. Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.
Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.

У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого). У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

У–2. Составлять объявления устные и письменные.
Речь деловая. Объявление устное и письменное.

У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.
Речь художественная. Сказочные истории.

У–2. Рассказывать о случаях.
Речь. разговорная. Рассказ о себе.



ПРОГРАММА курса «Школьная Риторика» в табличной форме 5–6-й классы
5-й класс


Общение

Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты. Коммуникативная задача.
Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

Виды общения

Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение.
Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.

Несловесное общение

Твой голос. Мимика, жесты.
Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

Учимся слушать

Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает. Два основных правила слушания.
Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

Побеседуем


Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.

Учимся отвечать


Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.

Учимся читать

Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».
Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.

Речь правильная и хорошая

Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говори – пиши точно.
Клише, штампы. Находки.

Учимся редактировать

Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Редактирование изучаемых речевых жанров.

Будь вежлив

Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. Что такое комплимент. Лесть льстивые слова.
Вежливое обращение. Похвальное слово.

Тексты и речевые жанры

Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.

Вторичные тексты

Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.

Объявление

Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений. Письменные объявления.


Рассказы

Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.

Спор

Что такое спор. Правила спора.
Как управлять спором. Если ты – ведущий.

Сказки и притчи

Сказочная страна, ее особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку.
Понятие о притче. Уместность ее использования.

Личное письмо


Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.

Интервью


Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.

Учебно-тематический план
Учебно – тематическое планирование
по немецкому языку

Класс ___5_____________
Учитель Воробьёва М.С.
Количество часов - 32ч.
Всего ___32__ час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков ___
Планирование составлено на основе _ авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской
" Театр+Риторика" для 5-11 классов. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.


Календарно-тематическое планирование курса " Театр+Риторика"
5 класс




Название раздела или темы
Кол-во часов на изучение темы

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата

Форма проведения занятия






План
Факт


1
2
3
4
5
6
7


Общение
9





1.


Что такое риторика?
1


Игра

2.





Общение. Умеешь ли ты общаться.
1



Практикум


3.


Речевые роли.
1


Игра

4.





Коммуникативная задача.
1



Беседа


5.


Виды общения.
1


Практикум

6-
7.




Словесное и несловесное общение.
2



Игра


8-
9.




Путешествие по стране «Общение».
2



Конкурс




Речевая
деятельность
6










10.


Речевой дыхание.
1


Практикум


11.




Главный секрет Демосфена.
1



Практикум


12.





Твой голос. Свойства голоса.
1



Беседа


13.





Скороговорки и докучные сказки.
1



Конкурс


14.





Кто и как слушает. Правила слушания.
1



Практикум


15.


«Великие ораторы».
1


Ролевая игра



Качества
речи
6










16.





Речь правильная и хорошая.
1



Практикум


17.


Речь без ошибок.
1


Практикум

18.


Богатство речи.
1


Практикум

19.


Точность речи.
1


Практикум

20.





Учимся читать и редактировать.
1



Практикум


21.


«Я – редактор!»
1


Ролевая игра


Этикет
5






22.








Будь вежлив! Что вы знаете о вежливости?
1




Беседа



23.



Обращение. Выражение просьбы
1


Практикум

24.


Давайте говорить друг другу комплименты
1


Игра

25.





Учимся слушать и читать.
1



Практикум


26.





«Ежели вы вежливы»
1



Ролевая игра




Речевые жанры
8









27-
28.





Понятие о тексте Первичные и вторичные тексты.
2




Практикум



29.


Объявление.
1


Практикум

30.


Что такое рассказ?
1


Беседа

31.


Спор или ссора?
1


Практикум

32.


Сочиняем сказки.
1


Конкурс


33-
34.





Риторический праздник: «Поделись улыбкою своей»

2






Праздник


Перечень учебно-методического обеспечения

Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.
Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.
Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 152-177.
Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 1998.
Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.
Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.
Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.

Список литературы (основной и дополнительной)

Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.
Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М., 1996.
Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.
Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995
Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.


кђ Заголовок 315