5 кл. Кружок. ФГОС. Театр+Риторика
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Школьная Риторика" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской
" Театр+Риторика" для 5-11 классов. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Форма организации занятий – «Школа развития речи».
Программа "Театр+Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности "Театр+Риторика"
научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи:
формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне;
развитие у школьников качеств личности, отвечающих требованиям и информационного общества.
Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики 5-го - 1 ч в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34ч.
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов.
Планируемые результаты освоения программы
курса внеурочной деятельности "Театр+Риторика"
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Школьная Риторика":
личностные:
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
предметные:
овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
5-й класс
Личностными результатами изучения курса "Театр+Риторика" в 5-м классе является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Школьная Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2. Содержание тем учебного курса
(32ч. 1ч. в неделю)
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением
Этот практикоориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который называется «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д
Характеристика программы
В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры». Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. программы для 5–6-го, 7–9-го).
Методы и приемы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
что сказал говорящий (пишущий);
что хотел сказать (написать);
что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
3.Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
Идеи курса:
Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.
Основные умения (два типа):
Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
степень эффективности общения;
уровень владения языком;
корректность поведения.
Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.
Риторические умения
Понятийные и инструментальные знания
Общение
У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?
Виды общения
У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.
По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?
У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.
У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.
Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.Спор, но не ссора.
У–2. Вести этикетный диалог.
Этикетные диалоги.
Речевая деятельность
У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.У–1. Критически оценивать слушание собеседников.
Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.
У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.
Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.
У–1. Находить коммуникативные недочеты.У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.
Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)
У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.У–2. Распределять дыхание.
Голос, каким он может быть.
У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.
Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.
Качества речи
У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи.У–1. Определять нарушения в точности речи.
Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология.Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.
Речевые жанры
У–1.Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.
Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.
У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого).У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.
У–2. Составлять объявления устные и письменные.
Речь деловая. Объявление устное и письменное.
У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.
Речь художественная. Сказочные истории.
У–2. Рассказывать о случаях.
Речь. разговорная. Рассказ о себе.
ПРОГРАММАкурса «Школьная Риторика» в табличной форме5–6-й классы
5-й класс
Общение
Что значит общаться.Собеседники, партнеры, коммуниканты.Коммуникативная задача.
Адресат – кто он?Содержание речи.Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения
Межличностное, групповое, массовое общение.Словесное и несловесное общение.
Официальное – неофициальное общение.Классное собрание.
Несловесное общение
Твой голос.Мимика, жесты.
Великая сила голоса.Учим голос «летать».Жесты помогают общаться.Уместные и неуместные жесты.
Учимся слушать
Слышать – слушать – понимать.Кто и как слушает.Два основных правила слушания.
Слушание бывает разным.Установка на восприятие.Способы и приемы слушания.
Побеседуем
Беседа, ее особенности.Дружеская беседа.
Учимся отвечать
Разные ответы.Как важно начать.Развернутый ответ.Основная часть.Конец – делу венец.
Учимся читать
Чтение – вот лучшее учение.Умеем ли мы читать?«Чтоб вершки не хватать».
Учимся читать учебный текст.Ознакомительное чтение.
Речь правильная и хорошая
Речь без ошибок.Чья речь богаче?Говори – пиши точно.
Клише, штампы.Находки.
Учимся редактировать
Зачеркни ненужное.Замени – надпиши нужное.Включи недостающее (дополни).
Редактирование изучаемых речевых жанров.
Будь вежлив
Просить – умолять – клянчить.Вежливый отказ.Что такое комплимент.Лесть льстивые слова.
Вежливое обращение.Похвальное слово.
Тексты и речевые жанры
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.
Что значит изобретать речь.Топ определение.Разные речевые жанры.Характеристика речевых жанров.
Вторичные тексты
Понятие о пересказе.Перескажи подробно.Перескажи кратко.
Понятие об аннотации.Аннотации бывают разными.Предисловие.Отзыв.
Объявление
Что? Где? Когда?Секреты устных объявлений.Письменные объявления.
Рассказы
Что такое рассказ.Как строится рассказ.Невыдуманные рассказы.
Автор – рассказчик – герой рассказа.Услышанный рассказ.Выдуманные истории.
Спор
Что такое спор.Правила спора.
Как управлять спором.Если ты – ведущий.
Сказки и притчи
Сказочная страна, ее особенности.Сказочные действия, герои, язык.Сочини свою сказку.
Понятие о притче.Уместность ее использования.
Личное письмо
Особенности писем.Письмо – поздравление.Письмо – просьба и т.д.
Интервью
Особенности интервью.Как подготовиться к интервью.
Учебно-тематический план
Учебно – тематическое планирование
по немецкому языку
Класс ___5_____________
Учитель Воробьёва М.С.
Количество часов - 32ч.
Всего ___32__ час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков ___
Планирование составлено на основе _ авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской
" Театр+Риторика" для 5-11 классов. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование курса " Театр+Риторика"
5 класс
№
Название раздела или темы
Кол-во часов на изучение темы
Название темы занятия
Кол-во часов
Дата
Форма проведения занятия
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
Общение
9
1.
Что такое риторика?
1
Игра
2.
Общение. Умеешь ли ты общаться.
1
Практикум
3.
Речевые роли.
1
Игра
4.
Коммуникативная задача.
1
Беседа
5.
Виды общения.
1
Практикум
6-
7.
Словесное и несловесное общение.
2
Игра
8-
9.
Путешествие по стране «Общение».
2
Конкурс
Речевая
деятельность
6
10.
Речевой дыхание.
1
Практикум
11.
Главный секрет Демосфена.
1
Практикум
12.
Твой голос. Свойства голоса.
1
Беседа
13.
Скороговорки и докучные сказки.
1
Конкурс
14.
Кто и как слушает. Правила слушания.
1
Практикум
15.
«Великие ораторы».
1
Ролевая игра
Качества
речи
6
16.
Речь правильная и хорошая.
1
Практикум
17.
Речь без ошибок.
1
Практикум
18.
Богатство речи.
1
Практикум
19.
Точность речи.
1
Практикум
20.
Учимся читать и редактировать.
1
Практикум
21.
«Я – редактор!»
1
Ролевая игра
Этикет
5
22.
Будь вежлив! Что вы знаете о вежливости?
1
Беседа
23.
Обращение. Выражение просьбы
1
Практикум
24.
Давайте говорить друг другу комплименты
1
Игра
25.
Учимся слушать и читать.
1
Практикум
26.
«Ежели вы вежливы»
1
Ролевая игра
Речевые жанры
8
27-
28.
Понятие о тексте Первичные и вторичные тексты.
2
Практикум
29.
Объявление.
1
Практикум
30.
Что такое рассказ?
1
Беседа
31.
Спор или ссора?
1
Практикум
32.
Сочиняем сказки.
1
Конкурс
33-
34.
Риторический праздник: «Поделись улыбкою своей»
2
Праздник
Перечень учебно-методического обеспечения
Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.
Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.
Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 152-177.
Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 1998.
Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.
Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.
Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.
Список литературы (основной и дополнительной)
Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.
Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М., 1996.
Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.
Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995
Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.
кђЗаголовок 315