Рабочая программа по учебному предмету Риторика. Школа 2100
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя школа»
Ярославского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
_______________
Т.А. Скосырева
Приказ № 106-од
от 01.09.2015 г.
Рабочая программа
по предмету
«Риторика»
учитель:
Трифонова Марина Геннадьевна,
I кв. категория
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Риторика» для обучающихся 4 класса составлена на основе нормативных и методических документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373)
Учебный план МОУ Михайловской СШ ЯМР на 2015 – 2016 учебный год, утверждённый приказом по школе от 24.08.2015г. №129.
Годовой календарный учебный график работы МОУ Михайловской СШ ЯМР на 2015 – 2016 учебный го, утверждённый приказом по школе от 27.08.2015г.№131.
- Письмо Департамента образования ЯО «О рабочих программах учебных курсов» от 12.01.2006 г. № 23/01-10
- ООП НОО МОУ Михайловской СОШ ЯМР, утвержденная приказом по школе от 01.09.2012 г. №98 от 26.05 2011г.
Методическое письмо о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области 2015/2016 уч.год. ГОАУ ЯО ИРО
Программа «Риторика» Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Образовательная система «Школа 2100».Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов(курсов) для начальной школы/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- Изд.2-е испр. - М - Баласс,2011г. (Образовательная система «Школа2100»).
УМК: Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. Изд. 2-е дораб. / Т.А Ладыженская., Н.В Ладыженская, Т.М Ладыженская, О.В Марысева. – М.: Издательство «Ювента», Издательство «Баласс» 2015 г.
Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс: Методические рекомендации. – М.: М.: Издательство «Ювента», Издательство «Баласс» 2005 г.
В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4 классе учащиеся в процессе обучения знакомятся с целостной картиной мира и формируют оценочное, эмоциональное отношение к миру.
Цель риторики – научить речи, дать возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Задачи:
развивать коммуникативные умения,
научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях,
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности.
В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметные результаты.
В результате изучения курса ученик научится:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Ученик получит возможность научиться:
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского чтения;
- составлять краткую характеристику персонажа;
- кратко излагать содержание прочитанного текста, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема урока
Дата
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
ОБЩЕНИЕ
Речевая ситуация.
Учёт речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.
03.09; 10.09
Называть компоненты речевой ситуации (П).
Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П).
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П).
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П).
Улыбка как важное несловесное средство общения.
17.09
Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П).
Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П).
Особенности говорения.
Речевые отрезки и паузы.
24.09; 01.10
Называть словесные и несловесные средства устной речи (П).
Объяснять роль пауз, логических ударений (П).
Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П).
Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П).
Этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации
08.10; 15.10
Называть этикетные формулы утешения (П).
Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П).
Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П).
Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов
22.10
Оценивать себя как слушателя (П).
Чтение как вид внутренней речи.
29.10
Оценивать себя как читателя (П).
ТЕКСТ
Типы текстов.
Яркие признаки текста.
Абзацные отступы, завершающий абзац.
12.11; 19.11; 26.11
Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П).
Называть признаки текста (П).
Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П).
Жанр запрета, его соответствие речевой ситуации
03.12
Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П).
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П).
Роль знаков в современной жизни Дорожные знаки.
Знаки-символы и знаки-копии.
10.12; 17.12
Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П).
Различать знаки-символы и знаки-копии (П).
Называть языковые знаки (П).
Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н).
Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н).
Опорные конспекты.
Составление опорного конспекта.
24.12; 14.01
Описание – деловое и
художественное.
Вежливая оценка.
21.01
Различать описания разных стилей (П).Реализовывать описания двух разных стилей (П).
Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П).
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П).
Составные части рассуждения.
Вступление и заключение.
Рассуждение с несколькими доказательствами
28.01; 04.02; 11.02
Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П).Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П).
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Словарная статья.
18.02; 25.02
Анализировать словарную статью (П).
Реализовывать словарную статью к новым словам (Н).
Рассказ. Структура рассказа
Составление рассказа о памятном событии в жизни..
03.03; 10.03
Анализировать типичную структуру рассказа (П).
Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П).
Служба новостей. Понятие об информации.
Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
Информационные жанры: хроника, заметка.
Упражнения в составлении подписи под фотографией.
17.03; 31.03;
07.04; 14.04
Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П).Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П).Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П).Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П).
ОБОБЩЕНИЕ
Виды речевой деятельности: говорение, письмо, чтение, слушание.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и слова вежливости.
Этикетные диалоги, речевые привычки.
21.04; 28.04; 05.05; 12.05;
19.05
Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П).
Называть изученные речевые жанры (П).
Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П).
Называть этикетные речевые жанры (П).
Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П).
Оценивать свои речевые привычки (П).
Формулировать правила эффективного общения (П).
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия.
Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник – тетрадь. Части 1 и 2.-М., «Баласс» 2015.
Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации для учителя. 4 класс- М., «Баласс» 2005г.
Сборник программ. « Образовательная система « Школа 2100».- М., « Баласс», 2011.
Заголовок 315