РП и КТП по курсу Детская риторика для 4 класса.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕМИБУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УМР Директор МБОУ «Семибугровская ООШ»
начальных классов МБОУ «Семибугровская ООШ» ___________ /Ибрагимова Р.С./ _______ / Доштамбаева И.Ж./ __________ / Кравцова Е.Н./ Протокол № __ от « ___» _____________2014г. « _____» _____________ 2014г. Приказ № ___ от «____» ___________2014г.
Рабочая программа по курсу «Детская риторика»
Класс 4 «а»
Учебный курс «Детская риторика»
Количество часов по учебному плану 34
Количество уроков в неделю 1
Учебник: Авторы: Ладыженская Т.А., Н.В. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 4 класса в 2 частях. – М: 2014 г. Составитель рабочей учебной программы: Шудирова Л.Т.
Рабочая программа по риторике для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 4 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа разработана по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» и составлена с учетом возможностей четвероклассников и включает в себя следующие разделы:
- пояснительная записка;
- основные цели уроков риторики;
- основные задачи уроков риторики;
- основные методические принципы уроков риторики;
- основные риторические умения;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов;
- основные формы и методы работы;
- требования к уровню подготовки учеников.
Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.
Риторика готовит детей к успешной работе в коллективе, тем самым, выполняя важный социальный заказ.
На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.
Основные понятийные компоненты делятся на 2 блока:
1 блок формирует умение анализировать и оценивать общение; речевой этикет; качества речи;
2 блок формирует умение говорить, слушать, писать, читать — умение общаться – речевой жанр. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот вид высказывания, которому следует учить.
Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков.
Рабочая программа по риторике рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Основные цели уроков риторики
* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;
* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;
* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;
* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.
Основные задачи уроков риторики
* обучение умелой, искусной и эффективной речи;
* развитие дара речи;
* научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;
* воспитание творческой личности;
* воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;
* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.
Основные методические принципы
Принцип практической направленности предполагает обучение риторической деятельности. История и теория риторики изучаются только в необходимой мере.
Принцип перспективных динамических связей предполагает строгий учет внутрипредметных связей.
Принцип учета сферы повышенной речевой деятельности учащихся. Реализуется отбор речевых жанров, иллюстрированных материалов, видов задач и т.д.
Принцип сквозных методических идей как объединяющих весь курс обучения. Идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения и т.д.
Основные риторические умения
Первый тип умений (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
- корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Наука риторика», «Учимся говорить», «Вежливое общение», «Правила успешного пересказа», «Учись объяснять, доказывать»;
- уместность использования несловесных (невербальных) средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренных учебником.
Второй тип умений (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:
- ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его в разделах «Учимся читать и писать», «Текст», «Правильная речь», «Поздравления»;
- уместность использования словесных и несловесных средств общения, учитывая ситуацию общения, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. ».
По мнению автора программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, курс носит сугубо практический характер. Поэтому центральное место в программе должны занимать «коммуникативные (в том числе риторические) умения.
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:
* риторический анализ устных и письменных текстов;
* риторические задачи;
* риторические игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Данная программа обеспечивает достижение необходимых предметных и метапредметных результатов курса, заложенных в ФГОС НОО.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА».
Ученик научится:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста. – различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Ученик получит возможность научиться
- быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;
- вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;
- анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;
- определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА».
У четвероклассника должны формироваться умения:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые
для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия),
последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления
– учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать
выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые
средства. – формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать в ыполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА».
У четвероклассника продолжат формироваться умения:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Содержание программы
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
В риторике как предмете филологического цикла проверяются следующие умения и навыки:
умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Учитель контролирует: умение ориентироваться в книге, произведениях разных жанров.
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Ошибки:
• искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
• неправильная постановка ударений (более 2);
• чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
• непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
• неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
• неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
• нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
• нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
• монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
• не более двух неправильных ударений;
• отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
• неточности при формулировке основной мысли произведения;
• нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.
Письменные работы по риторике проверяют, как идет процесс формирования навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, создать свой текст,
соблюдая структуру и тип текста в соответствии с правилами родного языка.Нормы оценок по риторике соответствуют общим требованиям.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные
нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, пройденного материала; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Календарно-тематическое планирование уроков риторики в 4 классе
по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» (1 час в неделю) Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
П:№п/п
Тема урока Тип урока К-во часов Дата по плану Дата по факту Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
ОБЩЕНИЕ (I часть – 16 часов)
1-2 Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься.
Урок изучения нового материала. 2 03.09
10.09 Называть компоненты речевой ситуации (П).
Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П).
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П).
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П). П:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
3 Улыбка как важное несловесное средство общения. Комбинированный урок. 1 17.09 Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П).
Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П). П:
Продуктивно мыслит.
Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
4-5 Особенности говорения.
Речевые отрезки и паузы.
Комбинированный урок. 2 24.09
01.10 Называть словесные и несловесные средства устной речи (П).
Объяснять роль пауз, логических ударений (П).
Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П).
Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П). П:
Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Л:
Воспринимает мир целостно, гармонично. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества2
6-7 Успокоить, утешить словом.
Утешить – помочь, утешить – поддержать. Комбинированный урок. 2 08.10
15.10 Называть этикетные формулы утешения (П).
Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой
ситуации (П).
Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П). Л:
Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем
окружении
П:
Осваивает выразительные особенности языка. Развитие этических чувств и эстетических потребностей.
8 Какой я слушатель. Комбинированный урок. 1 22.10 Оценивать себя как слушателя (П). Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Развитие этических чувств и эстетических потребностей. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
9 Я – читатель. Урок-исследование. 1 29.10 Оценивать себя как читателя (П). К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
Л:
Сознательно подходит к собственной творческой деятельности. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества в деятельности.
ТЕКСТ.
10 Типы текстов. Урок-проект. 1 12.11 Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П).
К и П:
Активно использует речевые средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих и коммуникативных и познавательных задач. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
11 Яркие признаки текста.
Комбинированный урок. 1 19.11 Называть признаки текста (П).
Р:
Способен к саморазвитию и самовыражению.
П:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Развитие этических чувств и эстетических потребностей. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
12 Абзацные отступы, завершающие абзац.
Комбинированный урок. 1 26.11 Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П). Л:
Испытывает нравственные и эстетические чувства, любовь к словук, к многонациональной культуре. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества.
13 Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. Комбинированный урок. 1 03.12 Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П).
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П). П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида деятельности на другую. Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
14-15 Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
Знаки-символы и знаки-копии. Урок-исследование. 2 10.12
17.12 Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П).
Различать знаки-символы и знаки-копии (П).
Называть языковые знаки (П).
Л:
Эмоционально отзывчив к восприятию новой информации.
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает. Развитие творческого потенциала ребенка\, активизация воображения и фантазии.
16-17 Опорные конспекты.
Комбинированный урок. 2 24.12
31.12 Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н).
Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н). Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества.
18 Описание – деловое и
художественное.
Вежливая оценка.
Урок-практикум. 1 14.01 Различать описания разных стилей (П).Реализовывать описания двух разных стилей (П).
Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П).
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П). Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
19-21 Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
Во-первых, во-вторых, в-третьих…
Вступление и заключение.
Комбинированный урок. 3 21.01
28.01
04.02 Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П).Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П). П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, способностей детей.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
22-23 Словарная статья.
Комбинированный урок. 2 11.02
18.02 Анализировать словарную статью (П).
Реализовывать словарную статью к новым словам (Н). Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
24-25 Рассказ.
Хочу рассказать. Урок-исследование. 2 25.02
04.03
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
26 Служба новостей, что такое информация.
Урок-исследование. 1 11.03 Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П). П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества.
27 Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
Комбинированный урок. 1 18.03 Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П).Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П). П:
Сравнивает, анализирует, обобщает. Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
28 Информационные жанры: хроника, заметка.
Комбинированный урок. 1 01.04 Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П).Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П). П:
Сравнивает, анализирует, обобщает. Развитие творческого потенциала ребенка\, активизация воображения и фантазии.
ОБОБЩЕНИЕ.
29 Говорю, пишу, читаю, слушаю.
Комбинированный урок. 1 08.04 Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П).
Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера. Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
30 Речевые жанры.
Комбинированный урок. 1 15.04 Называть изученные речевые жанры (П).
Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П).
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
31-32 Этикетные жанры и слова вежливости.
Комбинированный урок. 2 22.04
29.04 Называть этикетные речевые жанры (П).
Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П).
Л:
Эмоционально отзывчив к восприятию новой информации.
П:
Сравнивает, анализирует. Развитие навыков сотрудничества.
33-34 Этикетные диалоги, речевые привычки.
Виртуальная экскурсия. 2 06.05
13.05 Оценивать свои речевые привычки (П).
Формулировать правила эффективного общения (П).
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П). К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает. Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Реализация рабочей программы обеспечена рекомендованным МО РФ учебно-методическим комплектом, включающим:
- учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 4 класса под ред. Т. А. Ладыженской (М.: Баласс - Ювента, , 2014 г);
- методические рекомендации «Уроки риторики в школе», книга для учителя, М.: Баласс - Ювента, , 2013 г
- М.Р. Львов, «Речь младших школьников и пути их развития»
- М.И. Оморокова, «Совершенствование чтения младших школьников»
- С.П. Ефимова, М.М. Безруких, «Ребенок идет в школу»
- Программа общеобразовательных учреждений.