Статья Творчески мыслим вместе с детьми
Творчески мыслим вместе с детьми
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер).
Мы живем в стремительно меняющемся мире, а информационные технологии дают нам все новые возможности, но и много требуют от нас: быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой задач, и это касается не только профессиональной, но и бытовой жизни. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?
Я сама человек легко обучаемый и творческий, к тому же очень люблю детей. Просмотрев много информации в интернете, закончив курсы по ТРИЗ технологии мне захотелось применить все на практике. Эта эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития дошкольников около 20 лет назад.
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие . Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь.
Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В каждом ребенке есть что - то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, развивается речь, воображение.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!
Кукенова М.Н. воспитатель ГККП «Дошкольного мини-центра «Айналайын» г. Кокшетау
15