Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Экослед Человека на планете земля»

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Детский эколого-биологический центр»














Методическая разработка
занятия «Введение в образовательную программу «Экослед Человека на планете земля»




Составитель: педагог дополнительного
образования

Гульчук Марьяна Ярославовна









2016 г.
Методическая  разработка  предлагается  педагогам  дополнительного  образования,  руководителям    объединений  экологической и психологической направленности.  В  разработке  раскрываются  методика  и  практика  процесса  знакомства детей с дополнительной образовательной программой, формирования интереса обучающихся к данной образовательной программе,   развитие способности к самостоятельному осмыслению социальных и  этических аспектов   экологической ответственности каждого гражданина за экологическое благополучие родного города и края, что является залогом собственного благополучия и здоровья.
В  данной  разработке  представлен вариант вводного занятия в образовательную программу по экологии с основами этики «Экослед Человека на планете Земля» «Человек в мире: экология сотрудничества».  Занятие проводится в интерактивной форме с элементами самостоятельной работы для учащихся 15-16 лет.
Авторы «Информационного бюллетеня областного этапа ХII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» предлагают при разработке открытого занятия на тему «Введение в образовательную программу» придерживаться следующих рекомендаций:
при подготовке занятия учитывать, что оно проводится с незнакомой группой детей;
занятие должно быть профессиональным и проблемным, тщательно смоделированным (с продуманным и оправданным выбором задач, типа занятия, количеством, последовательностью и содержанием этапов), занятием взаимодействия и диалога (включение обучающихся в сотрудничество, активный поиск знаний и общение с опорой на актуальный опыт детей);
после того как будет сверстан план открытого занятия и отработано его содержание, участнику необходимо составить оптимальный список оборудования, материалов, наглядных пособий, ТСО;
детально соотнести содержание и форму проведения занятия с контекстом представляемой образовательной программы (содержание занятия должно совпадать с заявленным в блоке «Введение в программу»; возраст учащихся должен совпадать с возрастом начала освоения программы);
сформулировать конкретную, достижимую и измеримую цель занятия, правильно определить задачи и подобрать адекватные для их решения средства;
при моделировании занятия (этапов, содержания, форм деятельности и взаимодействия, плана расстановки мебели и т.д.) не забывать об особенностях дополнительного образования детей и его отличии от основного общего;
разработать развернутый план-конспект занятия (проработка нескольких вариантов проведения занятия даст возможность гибко реагировать на реальные обстоятельства и импровизировать; можно предусмотреть несколько «запасных» вопросов, упражнений или заданий, которые легко провести дополнительно или исключить);
планируя организационный этап, учесть необходимость проведения процедуры «знакомства» педагога и детей (знакомство не должно быть длительным и подробным, оно может носить традиционный, «условный», игровой характер);
обеспечить понимание и принятие детьми цели занятия (речь идет не об информировании детей о педагогической цели научным языком, а о формировании адекватных ожиданий учащихся от занятия с применением понятной детям стилистики и терминологии);
уделить особое внимание обеспечению мотивации участия детей в предлагаемой деятельности на всех этапах занятия (ребенку необходимо понять не только «что» он делает и «как» это делать, но и «зачем»);
помнить, что мотивировать ребенка можно не только его потребностью в интеллектуальной активности (получении новых знаний, умений и результата труда), но и потребностью в общении, одобрении (желании занять определенное место в системе доступных общественных отношений) и потребностью в преодолении, достижении;
убедиться в том, что на каждом этапе планируемого занятия педагогу понятна роль и действия каждого ребенка;
тщательно выбрать общую концепцию и форму проведения занятия, целесообразно расходовать отведенное время;
показать владение развивающими, эвристическими и активными методами обучения, умение создавать на занятии проблемную ситуацию. Отойти от традиционных форм ведения занятия (лекция, лабораторно-практическое занятие и т.д.), применив современные формы (ролевая, деловая игра, тренинг, конференция, консультация, игра-путешествие, дидактическая сказка и т.д.);
учитывать психолого-возрастные, физические, интеллектуальные, гендерные особенности детей, актуальные знания и навыки учащихся при подборе содержания и форм работы для основного этапа занятия (сложность заданий должна быть не выше и не ниже возможностей учащихся);
в общении с группой проявить такие качества, как искренность, доброжелательность, открытость, способность к импровизации, умение устанавливать контакт с аудиторией и получать обратную связь, не давая увести себя в сторону;
не стремиться показать на одном занятии весь арсенал педагогического мастерства (достаточно выбрать несколько оригинальных и нетривиальных, прошедших апробацию методов, форм работы, средств обучения, которые нравятся и самому педагогу);
быть готовым к наличию в группе «нестандартных» личностей, которые мешают намеченному течению занятия (как правило, такие дети очень оживляют обстановку, но становятся «фактором риска» для педагога);
исключить «угрозы», одергивания, авторитарные приказы в адрес детей и неоправданный физический контакт (контакт может быть оправдан только особенностями реализуемой формы деятельности или поощрения);
в рамках занятия выстраивать доверительные, уважительные, «субъект-субъектные» отношения с учащимися, избегать излишнего заигрывания и утрирования равной позиции;
выбрать оптимальный режим поощрения учащихся на занятии, не уменьшать и не превышать необходимый уровень похвалы, причем, поощрение должно быть адресным и аргументированным;
провести с учащимися на заключительном этапе занятия небольшой анализ, рефлексию (не только рефлексию эмоционального состояния, но и рефлексию деятельности и содержания учебного материала);
тщательно продумать план заключительного этапа занятия с тем, чтобы работа выглядела цельной и завершенной, но мотивировала бы детей на дальнейшее обучение в конкретной области знаний или деятельности.

Организаторы конкурса «Сердце отдаю детям» выделяют следующие критерии оценивания при проведении открытого занятия «Введение в образовательную программу»:

· умение поставить конкретную цель занятия, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства;

· соответствие результата поставленной цели занятия;

· завершённость всех этапов и занятия в целом, эффективность формы его проведения;

· умение пробудить интерес у детей и желание заниматься в аналогичном творческом объединении;

· умение организовать взаимодействие обучающихся между собой;

· умение включить каждого обучающихся в совместную творческую деятельность;

· культура общения с детьми.

Данные рекомендации были учтены при разработке вводного занятия «Человек в мире: экология сотрудничества».

Цель занятия: пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе «Экослед Человека на планете Земля», привлечь внимание детей к изучению и решению современных экологических проблем города, области.
Задачи занятия:
Дать первоначальные знания нового образовательного направления
Развивать умение оценивать и анализировать состояние социоприродной среды;
Содействовать формированию активной жизненной позиции и креативности при решении экологических вопросов.

Методы, используемые на занятии:
словесный;
наглядный, эмоционального стимулирования;
практический, самостоятельной работы.

Формы организации деятельности на открытом занятии:
фронтальная – просмотр и обсуждение проделанной работы;
групповая – обсуждение экологических проблем города;

Наглядно-демонстрационный и дидактический материал:
мультимедийная презентация;
прозрачный сосуд, камни, песок;
таблицы;
экологическая карта Ростова-на-Дону;
экологическая карта Ростовской области;
2 конверта с заданиями.
Материалы и оборудование:
Листы бумаги А3
Фломастеры
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Звуковые колонки
Экран

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.
Подготовка оборудования и предметно-информационной среды к занятию
Знакомство
Создание эмоционального настроя на занятие

Основной этап Изложение нового материала.
Знакомство с понятиями: «экология», «экосистема», «экологическая культура», «устойчивое развитие»
Просмотр видеоролика «Город и экология», обсуждение
Знакомство с информационными материалами о экологической ситуации в Ростове и Ростовской области
Закрепление полученных знаний

Практическая часть
Разработка и презентация проекта «Экологическая акция»

Заключительный этап. Подведение итогов.
Оценка достигнутых результатов, рефлексия.

При выборе методов, средств и форм организации деятельности на занятии были учтены возрастные особенности детей. Использование и сочетание методов и средств определены целью и задачами занятия. Структура занятия традиционная: организационный этап – знакомство с детьми, введение в тему занятия; основной этап – теоретическая часть, где происходит определение основных понятий темы и просмотр видеоматериала по теме; практическая часть, которая дает возможность применить полученные знания и попробовать свои силы в разработке актуальной экологической акции.
При традиционной структуре занятия, особое внимание следует уделить смысловому и содержательному наполнению этапов. Так, в организационной части используется яркий элемент привлечения внимания – притчу. В работе с детьми старшего школьного возраста педагогу очень важно с самых первых минут привлечь внимание к себе, пробудить познавательную активность с помощью яркого педагогического приема. Визуализация притчи как раз является таким приемом и создает необходимую атмосферу заинтересованности и активности. В процессе работы над содержанием занятия появилась идея совместить визуализацию притчи с процедурой знакомства, что наполнило данный процесс большей эмоциональностью и личностной значимостью для обучающихся.
Далее в основной части занятия определяются ключевые понятия, которые могут быть преподнесены на разных уровнях сложности, однако задачей данного занятия было дать определения в такой форме, которая была бы понятна всем обучающимся, вне зависимости от познавательных возможностей. Данная задача была реализована с помощью средств визуализации – просмотра и обсуждения видеоролика, что помогает детям с любым образовательным уровнем освоить эти понятия. Важно, что дети приходят к пониманию этого материала коллективно.
Закрепляются полученные знания проверочными вопросами и в итоге – применением полученных знаний в практической части работы, где обучающиеся проявляют себя творчески и в результате получают позитивный эмоциональный опыт общения и ощущения того, что они действительно могут решать какие-то проблемы, внести посильный вклад, могут активно участвовать, решая экологические задачи в реальных жизненных ситуациях.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводный этап – Знакомство (0,5 мин)
Здравствуйте! Меня зовут Гульчук Марьяна Ярославовна, я – руководитель объединения Детского эколого-биологического центра г.Ростова-на-Дону и работаю по программе «Экослед Человека на планете Земля», с которой сегодня хочу вас познакомлю. А тема сегодняшнего занятия «Человек в мире: экология сотрудничества».
Основной этап (25мин)
Притча о главном в жизни (3 мин)
В начале нашего занятия я хочу познакомиться с вами и поговорить о жизненных ценностях. Для этого нам понадобится ваза и стеклянные шарики, которые лежат перед вами.
- Что вы можете сказать об этой вазе? (Она пустая).
- Совершенно верно, она пустая!... Но давайте это изменим. Ия хочу чтобы вы мне в этом помогли
Сейчас мы будем передавать вазу друг другу, и каждый, у кого ваза окажется в руках, должен взять стеклянный шарик и опуская шарик в вазу называть назвать свое имя. А затем опуская каждый последующий шарик то, что является в его жизни наибольшей ценностью. Например, «Меня зовут Марьяна Ярославовна. Для меня ценностью является: 1. Семья 2. Мое здоровье 3. Здоровье мама, папы, бабушки, сестры 4. Бережное отношение к природе 5.экологическое благополучие места, где я живу.6. Моя работа Задание понятно? Ваза по кругу наполняется стеклянными шариками.
- А теперь что вы можете сказать об этой вазе? (Она полная). Точно?
- Ну а теперь? (Теперь ваза точно полная).
Теперь ваза полна! И я хотела бы объяснить, что сейчас произошло.
Ваза - это наша жизнь.
Стеклянные камушки – это самое важное в нашей жизни: наше здоровье и благополучие, которое зависит во многом от экологического благополучия города, области, страны, планеты. Стеклянные камушки – это наша семья и здоровье наших близких – всё то, что имеет для нас большое значение.
Песок – это то, что менее значимо для нас: наличие большого количества модной одежды, крутого телефона, дорогого планшета, автомобиля, возможность проводить время в дорогих ресторанах и ночных клубах, отдыхать в пятизвездочных отелях. Это всё мелкое и незначительное в нашей жизни. Песок - это все те мелкие удовольствия и проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.
Так вот, если бы я сначала засыпала в вазу песок, то в неё бы уже нельзя было поместить камни. Поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая от вас более важные вещи.
Общая презентация с основными понятиями: (5 мин).
Чтобы наилучшим образом распорядиться тем поразительным, фантастическим даром, обладателем которого является каждый из нас – жизнью – необходимо стать экологически грамотной личностью. А чтобы понять, как этого достичь, давайте попробуем разобраться, что означают основные экологические термины такие, как: экология, экосистема, экологическая культура, устойчивое развитие и добровольная простота
Итак, что такое экология? Попробуйте дать свое определение.
В 1866 году немецкий натуралист Эрнст Геккель впервые использовал термин «экология». Он образовал его от двух греческих корней: oikos (жилище), logos (наука). Со временем это понятие расширилось. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой, т.е. условиями в которых организмы живут.
Ну, теперь попробуйте дать определение понятию «Экосистема»
Экосисте
·ма, или экологи
·ческая систе
·ма (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·  жилище, местопребывание и 
·
·
·
·
·
·
·  система)  это функциональное единство и взаимодействие живых организмов и среды их обитания.

Сейчас я хочу познакомить вас с новыми терминами: экологическая культура, устойчивое развитие и принцип «добровольной простоты»
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы.
Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результаты его использования.
Гармония – соразмерность частей, слияние различных компонентов в единое целое. В Древней Греции – организованность космоса, противоположность хаосу.

Следующее понятие связано с предыдущим. Это характеристика общества, обладающего экологической культурой.
Устойчивое развитие – образ жизни мирового сообщества, при котором главной задачей является обеспечение нормальных условий для всего населения планеты без ущемления интересов последующих поколений.
И последнее понятие: принцип, позволяющий достичь общества устойчивого развития.
Добровольная простота – принцип, введенный американским ученым Тайлером Миллером, «делать и наслаждаться больше, расходуя меньше». Это то, о чем мы говорили с вами в самом начале. Если выделить самые главные в нашей жизни ценности, оказывается, что без многих излишеств и предметов роскоши, мы могли бы обойтись, научившись получать удовольствие от простых вещей.
Учитывая рассмотренные нами понятия, я бы хотела обратить ваше внимание на понимание экологии как области знаний о «доме для жизни». А наш с вами дом – это наш город Ростов-на-Дону, место, где мы родились и живем.
Видеоролик о городе и его жителях (6 мин)
Предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоролик о родном городе и его жителях «Город и экология». Во время просмотра пожалуйста обратите внимание на то, как отражены в ролике понятия, с которыми мы познакомились.
Обсуждение: Итак, мы с вами увидели ролик о нашем родном городе.
Что произвело на вас наибольшее впечатление? Что удивило? Что запомнилось?
Как мы себя чувствуем там, где живем? Видим ли мы проблемы и недостатки.
Резюме: Будьте внимательны и доброжелательны к миру вокруг вас. Многое зависит от вас. Можете взять инициативу в свои руки
Экологическая карта Ростова (3 мин)
Наш город прекрасен и горожане заслуживают уважения, но есть в нем и проблемы, на которые нельзя закрывать глаза. Перед вами экологическая карта города. Используя ее и таблицу 1, назовите зоны наибольшего загрязнения и благоприятные для проживания места Ростова-на-Дону.
Экологическая карта Ростовской области (3 мин)
Однако, как вы понимаете, забота экологически ответственной личности – не только родной город, но и родной край. Ведь экологическое благополучие и города, и края – залог здоровья каждого из нас.
В итоговом экологическом рейтинге субъектов РФ Ростовская область заняла 13-е место, поднявшись на четыре позиции по сравнению с прошлым рейтингом.  При этом Ростовская область по рейтингу стала лучшим регионом ЮФО. Эксперты к положительным сторонам экологии региона отнесли улучшение качество водоснабжения и водоотведения.
Однако любопытно, что сводный экологический индекс Дона при этом даже стал хуже – с 50 до 51.
Теперь перед вами экологическая карта Ростовской области.
Используя карту и таблицы, назовите наиболее опасные и; безопасные зоны края.
Очевидно, что в экосистеме, в которой мы с вами живем – нашем городе и крае, существуют экологические проблемы, поэтому так важно воспитывать в себе экологическую культуру, стараться соответствовать принципам общества устойчивого развития и принимать принцип Добровольной простоты.
Закрепление полученных знаний (4-5 мин)
Мы с вами познакомились с основными понятиями, открывающими двери в образовательную программу «Экослед Человека на планете Земля». Давайте вспомним, что значат эти понятия (что вы сегодня узнали, и что вам удалось запомнить). Итак, что обозначает термин «экология»? экосистема? экологическая культура? устойчивое развитие? добровольная простота?
Практическая часть (20 мин).
Разработка акции (8-10 мин).
Мы выяснили, что для собственного благополучия и здоровья, необходимо участие в подготовке и принятии решений по вопросам улучшения среды обитания и защита её от неблагоприятного воздействия.
Древняя мудрость гласит: «Чтобы изменить мир, нужно начать с себя»
Что вы можете сделать уже сейчас?
Сегодня я Вам предлагаю стать активными участниками движения за сохранение благоприятной социоприродной среды и разработать сценарий, с Вашей точки зрения, актуальной экологической акции.
Инструкция: Предлагаю разделиться на 2 группы. Каждая из групп получит конверт с заданиями и необходимые материалы для разработки акции. На разработку акции у вас – 8 -10 минут. Внимательно читайте задания. Если по ходу выполнения работы у вас будут возникать вопросы – поднимите руку, я подойду к вашей группе и обязательно разъясню все, что будет непонятно. Итак, вот, ваши конверты и можете начинать работу!

Защиты проекта акции (8 мин).
Время разработки акции закончилось. Прошу команды представить нам результаты вашей работы в виде защиты проекта акции.
На экране представлен план защиты проекта
- Давайте начнем с вашей команды!....
- Спасибо за работу! Прекрасный результат! Давайте поддержим выступившую команду аплодисментами!
- Теперь ваша очередь!.....
- Молодцы! Замечательная работа! Заслуживает аплодисментов!
Обсуждение: чем могут команды дополнить проекты друг друга??
Заключительный этап (2 мин).
Наше занятие, ребята, завершается.
Мне было бы приятно услышать, что вам больше запомнилось, понравилось?
Что нового Вы узнали?
В чём я Вам помогла разобраться, на что взглянуть по-другому?
(Что узнали? Что делали? Что понравилось?)




Используемая литература:

Алексеев С.В. Экология: наука и область образования.–СПб,1994.–435с.
Бусыгин А.Г. Десмоэкология. – Ульяновск. «Сибирская книга», 2002. – 216 с.
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 63 с.
Информационный бюллетень областного этапа ХII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». – Ростов-на-Дону, ООП ГБУ ДО РО ОЦТТУ, –2016. - 64 с.
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с.
Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. – М.: Горизонт, 2001. – 194 с.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III: Пер. с англ./Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400с
Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2015 году». – Ростов-на-Дону, 2016. – 372с.