Программа внеурочной деятельности по немецкому я зыку для 7 класса.Heima Родина .
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности в 7 классе « Heimat. Родина.» учитель Лобова С.П., ГБОУ гимназия г. Сызрань
В этом учебном году реализация ФГОС начального общего образования в части обучения иностранному языку в моей школе как и в прошлом году проходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Учебная общеобразовательная программа не позволяет уделять на уроках достаточное внимание игровым моментам, практически нет времени для постановки сценок, для разучивания песен на немецком языке. А ведь именно такая деятельность мотивирует детей на изучение языка, показывает практическую значимость владения иностранным языком для школьников. Поэтому разработанная мной программа внеурочной деятельности „ Heimat. Родина.“ является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции младших школьников, повышения мотивации изучения немецкого языка, к тому же служит популяризации немецкого языка и продолжает начатую работу в прошлом году.
Новизна программы внеурочной деятельности „ Heimat. Родина.“ заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, аудио - и видеокурсов, мультимедийных средств обучения. В представленной программе даны некоторыссылки на использованные ресурсы сети Интернет, которые каждый учитель немецкого языка может использовать в своей работе. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка. Использование на занятиях внеурочной деятельность метода проектов помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать. Первый учебный проект «Wir feiern das Erntedankfest. Мы празднуем праздник урожая.» выполняется семиклассниками и на русском языке и способствует повышению мотивации изучения языка родного и иностранного. Продукт других проектов выполняется уже на немецком языке.
Цель обучения по программе внеурочной деятельности „ Heimat. Родина.“ – развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной компетенции, а также развитие и воспитание школьников средствами немецкого языка.
Реализация комплексной коммуникативной цели предполагает решение следующих задач:
– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении , аудировании , чтении, письме);
– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну;
– развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Программа внеурочной деятельности перекликается с содержанием учебного предмета, дополняет изучаемые на уроках немецкого языка в 7 классе темы по УМК Горизонты.
Отличительной особенностью данной программы является направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских, народных и современных песен, инсценированием немецких песен, сказок, созданием атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.
Программа внеурочной деятельности „ Heimat. Родина.“ для 7 класса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
В результате освоения программы внеурочной деятельности „ Heimat. Родина.“ к концу 7 класса у обучающихся:
сформируется иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор;
будет получено представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными с речевыми партнёрами;
сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком в следующих классах.
Планируемые результаты:
К окончанию третьего года обучения по программе внеурочной деятельности школьники будут знать и уметь:
уметь пользоваться немецко – русским словарём (в том числе и в сети Интернет);
уметь бегло читать на немецком языке;
уметь отвечать на вопросы, относящиеся к разным сферам жизни ;
уметь вести диалог по образцу;
понимать на слух фразы бытового и делового общения;
уметь составить рассказ о себе и своей семье, познакомятся с нравами и обычаями страны изучаемого языка , как страны родины своих предков.
В результате изучения иностранного языка на ступени среднего общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком и глубже осознают степень родства со своим историческим народом, свою принадлежность к той или иной народности.
Знакомство с пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит в дальнейшем сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.
Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Тематический план внеурочной деятельности
в 7 классе „ Heimat. Родина.“
№
Название темы
Теория
Практика
Всего часов
1.
Wie war es im Sommer?(Prдteritum und Perfekt)
0
1
1
2.
Wozu lerne ich Deutsch.(um +zu +Infinitiv)
0
3
3
3.
Das Erntedankfest in Deutschland
1
3
4
4.
wir singen Lieder.( Immer wied
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Итого 34часа
Календарно-тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности «Твой немецкий» в 6 классе
№
Тема занятия
Кол-во часов
Планируемы результаты
Деятельность обучающихся
Предметные
метапредметные
личностные
1час
1
Песня «Guten Tag»
1
социокультурная осведомлённость ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов
активное использование речевых средств
умение работать в группе
развитие мотивов учебной деятельности
Запоминают необходимые для речевого общения фразы. Песня сопровождается танцевальными движениями
Учебный проект «Зачем я учу немецкий язык» - 3 часа
1
Поиск ответа на вопрос «Зачем я учу немецкий язык»
1
социокультурная осведомлённость, восприятие языка как общечеловеческой ценности,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Обучающиеся делятся на группы, с помощью учителя распределяют роли, проводят «мозговой штурм»
2
Создание продукта проекта
1
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации
Оформляют идеи в продукт, готовят его презентацию
3
Презентация продукта проекта
1
говорение
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Выступают перед всем классом, отвечают на вопросы
«Национальная кухня » – 7 часов
1
Кулинарные мультфильмы
1
навыки аудирования,
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке
умение работать в материальной и информационной среде,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
формирование личностного смысла учения,
освоение социальной роли обучающегося
Изучают тексты рецептов
2
Яркая наглядность
1
Разучивают стихи на русском языке с отдельными лексическими единицами на немецком
3
песня
1
Разучивают песню на немецком языке
4
Игры с буквами
1
Закрепляют знание букв в письменной и устной форме
5
Рисуем блюдо
1
Создают рисунки, закрепляя знание алфавита
6
Словарь
1
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей
использование различных способов поиска в справочных источниках и сети Интернет
развитие самостоятельности
Учатся пользоваться немецко-русским словарём (В том числе в сети Интернет)
7
Праздник аппетита
2
навыки говорения
активное использование речевых средств
развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества
Соревнуются в приготовлении национальны блюд Германии, Австрии и Швейцарии
8
«Рождество» – 4 часа
1
Праздники Рождества в Германии и России
1
восприятие основного содержания несложных аудиотекстов
готовность слушать собеседника
формирование личностного смысла учения
Просматривают обучающий мультфильм, поют песни о Рождестве
2
Учим цифры на компьютерных тренажёрах
2
языковые представления и навыки
активное средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Обучающиеся индивидуально закрепляют знание цифр с помощью заданий на компьютерах
3
4
Рисуем праздник
1
активное использование речевых средств
формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества
Тренируют употребление лексики
«Празднование Нового года» – 3 часа
1
Лексика по теме
2
языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
освоение социальной роли обучающегося
Учат названия цветов с помощью компьютерного тренажёра индивидуально
2
3
Знаешь ли ты цвета?
1
Закрепляют знание погоды на немецком языке
«Национальные немецкие костюмы. Танцы»- 5 часов
1
Основные идеи проекта
1
знакомство с образцами зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение работать в группе
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Песни, стихи о семье и о себе, обсуждают основную идею проекта
2
Подготовка материала проекта
1
умение использовать учебно-справочный материал
использование различных способов поиска информации
Собирают информацию
3
Подготовка продукта проекта
1
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы
использование знаково-символических средств представления информации
Готовят продукт – «Национальные немецкие костюмы»
4
Защита проекта
2
говорение (монологические высказывания с описаниями себя, семьи)
освоение начальных форм рефлексии
Презентуют индивидуальный продукт всему классу
«Чем мы охотно занимаемся?»- 4 часа
1
Учим немецкие глаголы
1
языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
освоение социальной роли обучающегося
Просматривают обучающий видеофильм и презентацию, учат лексические единицы
2
Диалог о любимом занятии
1
умение вести элементарный диалог, умение выполнять задания по усвоенному образцу
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Разыгрывают диалог «Что я люблю делать?»
3
Учебный проект «Поздравительная открытка»
2
письмо на немецком языке, умение выполнять задания по усвоенному образцу, перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
мотивов учебной деятельности, развитие самостоятельности
Изготавливают и подписывают открытки к 8 Марта на немецком языке, презентуют их мамам
4
«Моя Родина-Россия.» - 7 часов
1
Читаем информацию по теме
2
Чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей
овладение навыками смыслового чтения
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Читают и переводят текст сказки, готовят декорации
2
3
Манифест Екатерины II
1
активное использование речевых средств
Распределяют роли, учат слова
4
ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ
2
говорение,
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми
Учат слова, репетируют сценки
5
6
Обсуждение и выводы
2
7
15