Государство гуннов, уйсуны, канглы. Уйсуны – расселение, политическая история, общественное устройство, хозяйство, культура. Канглы – Общественный строй, расселение, политическая история.Ранняя история хунну – гунны в Европе.

СабаKтыS жоспары
План урока

П‰н
Предмет
История Казахстана
К_ні
дата






сабаKтыS №
№ занятия


Топ
класс






ТаKырып
Тема
Государство гуннов, уйсуны, канглы.
Уйсуны – расселение, политическая история, общественное устройство, хозяйство, культура. Канглы – Общественный строй, расселение, политическая история.Ранняя история хунну – гунны в Европе.


МаKсат
Цели
Білімділік Сформировать общие исторические представление о Государстве Гуннов, Уйсунов и Канглы
Дидактическая : развивать общеобразовательные навыки: умение работать с
Развивающая текстом, выделять главное основные мысли в тексте.
ДамытушылыK Т‰рбиелік прививать через деятельность трудолюбие, доводить порученное задание до конца, ответственность, самостоятельность.
Воспитывающая

СабаKтын типі (тaрпаты)
Тип урока

Изучение нового учебного материала;

СабаKтын ‰дісі
Метод обучения
лекция, словесный

Корнекілік
Оснащение
Учебник, лекция

СабаKтын барысы
Ход урока

1. БаCдарлану – мотивациялыK блок
Мотивационно – ориентировочный блок

СабаKтыS таKырыбын шыCу, жазу
Выход на тему, запись темы урока
Какие пленмён вы знаете поживавшие на территории Казахстана?
ОKу маKсатын Kою
Постановка цели, задач урока
Изучить- Уйсуны – расселение, политическая история, общественное устройство, хозяйство, культура. Канглы – Общественный строй, расселение, политическая история.Ранняя история хунну – гунны в Европе.


СабаKтыS барысымен танысу Знакомство с ходом урока

Білім жаSCыртуы
Актуализация знаний

Какие виды племен расселялись в эпоху железа на территории Казахстана?

Назовите племен трёх видов саков

Общественное устройство саков

Развитие металургия

Ювелирное искусство саков

Легенда про Томирис

Культура захоронение



2. Жана материалды мазмaндау (баяндау)
Изложение нового материала(видео)
План:
Племена хунну(гунны) на территории Казахстана. «Великое переселение народов».  
Образование державы хунну.
Политический строй хунну.
Государство гуннов. Аттила.
Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов.
В конце I тыс. до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство – «Страна Усунь». В древнекитайском языке два иероглифа, звучащие ныне «у-сунь», произносились «а-сман», т.е - «небо».
Выводы: Таким образом, на современной этнической территории Казахстана в конце I тысячелетия до н.э. – I в. н.э. в результате крупных изменений в общественно-экономической жизни, миграции племен появились раннегосударства – усуней, кангюев, хуннов. Последние, в свою очередь внесли большие изменения в этнический состав протоказахских племен.

Задание №1
1.Территория раселение племён Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Опсуждение
2.Общественый строй Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Обсуждение
3. Правители племён Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Обсуждение
4.Исторические письменые источники Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Обсуждение
Документальный фильм Гуны и правитель Атилла.
1. Используя дополнительную литературу из хрестоматии, дайте описание Аттилы.
________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2. Сделайте выводы о результатах военных походов гуннов. ______________ _______________________________________________________________ Моде основатель – гуннов. Дайте определение:
1. шаньюй _________________________________________________ 2. хунну ___________________________________________________ 3. юечжи __________________________________________________ 2. Укажите события 1. ІІІ в до н.э. ____________________________________________ 2. 188 г до н.э. ____________________________________________ 3. 56 г до н.э. _____________________________________________ 3. Опишите военную технику гуннов __________________________________
3. Рефлексия баKылау блогы
Рефлексивно – оценочный блок
Білімдерін бекіту
Закрепление знаний
Защита работы и обсуждение
Н‰тижелерді жинаKтап, Kортындылау
Обобщение результатов, подведение итогов Выставление оценок
Рефлексия
Рефлексия Что мне дал урок?
^й тапсырмасы
Домашнее задание Нарисовать одежду плмён по делению в обществе

Kолы ___________________
подпись ________________

Племена хунну на территории Казахстана. «Великое переселение народов».  
Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну. - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением китайских войск.
Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.      Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа.  В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.      Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.В 375 г. гунны под переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось "Великое переселение народов". Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.  В 434 г., власть переходит в руки Аттиле (Едил).     Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.  Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.      Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Существовала частная семейная собственность на скот.     Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, Над дымоходами устраивались лежаки или нары.      Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.     Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Среди них известны оседлые племена земледельцев.     



2. В конце I тыс. до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство – «Страна Усунь». В древнекитайском языке два иероглифа, звучащие ныне «у-сунь», произносились «а-сман», т.е - «небо».
Известно, что в 177 г. до н.э. государство признавало зависимость от хуннов, во втором веке до н.э. отделились от хуннов и сблизились с Китаем.
Итак, усуни – одно из самых крупных раннеклассовых объдинений на территории Центральной Азии. По приблизительным данным восточные границы усуней проходили через районы Бешбалыка, на западе – по рекам, Чу, и Талас, на севере достигало озера Балхаш. Ставка Чигучен (город Красной долины) находилась между Иссык-кулем и южным берегом реки Или.
Во главе государство стоял правитель с титулом – гуньмо (великий правитель).История усуней полна междоусобных войн. В 53 г. до н.э. Усунь распался на 2 части: великий гуньмо и малый гуньмо. Существовало 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул -–дуглу (являлся главой исполнительной власти). Далее, находились два «великих полководца» и три «правителя уделов» (князья). Помощники военноначальников носили титул – дарту. Были чиновники, которые ведали делами ставки гуньмо, сбором налогов, исполнением законов.
Войско «Страны Усунь» состояло из народного ополчения. Оно собиралось во время внешних войн по приказу гуньмо, который сам командовал этим войском.
Усуньское общество было неоднородным. Оно было поделено на богатую племенную родовую знать, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.
О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, обнаруженные при раскопках усуньских курганов. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Существуют письменные источники, свидетельствующие о наличии золотых и медных печатей, находившихся у усуньских военноначальников и крупных чиновников. Археологические материалы и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э. и до 3-5 вв. н.э. Однако доминирующую роль в хозяйстве усуней играло скотоводство.
Размещение разновременных поселений, зимовок и погребальных сооружений в одних и тех же местах свидетельствует о становлении пастбищно-кочевой системы. В составе стадо усуней были все виды домашних животных: овца, лошадь, корова, двугорбый верблюд, коза, мулы. Китайские хроники отмечают о развитии коневодства.
С конца IV в. н.э. до середины 6в. н.э. в степях активную роль начинают играть племена жужаней, центр империи которых находился в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуней переселиться из равнинной части Жетысу на Тянь-Шань.
Впервые о кангюях, в китайском произношении «канцзюй», упоминается в письменных источниках II в. до н.э., связанное с торговым посольством Чжан Цяня. В составленной им записке, впервые были охарактеризованы неведомые ранее Китаю государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя, которого он лично побывал.
Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кагюйцы. А.Бернштам считает их тюркоязычным народом, Б.Литвинский считает их потомками ираноязычных саков. При этом название кангюй, он истолковывает как название одного из сакских племен – «люди в кожаных одеждах». По мнению некоторых исследователей, кангюйцы принадлежат к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь к середине 1 тыс. до н.э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. В русских источниках они известны как печенеги.
О государстве Кангюев известно мало. Центр этого государства находился в Среднем течении Сырдарьи. Столицей был город Битянь. Согласно китайским источникам возникло оно в 3 в. до н.э. в результате объединения местных дахо-массагетских и исседонских племен пришлыми восточно-сакскими правителями.
Во главе кангюйского государства стоял род Уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжи. Им управлял царь, носивший титул «би» или «ябгу».







3. Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и 3 советника. Во главе подчиненных кангюйям владений стояли назначенные царем наместники.
Достаточно сильным и обширным было государство кангюев. В конце 2-1 вв. до н.э. ему подчинялись 5 «малых» владений в Средней Азии – Юени, Сусе, Фуму, Ги, Юегань и алано-сарматские объединения Арало-Каспия – Яньцай и Янь. В момент наивысшего расцвета государство кангюйцев занимало территории среднего и нижнего течения Сырдарьи до долины Таласа на востоке, Центральный и Западный Казахстан, Хорезм и большую часть междуречья Амударьи и Сырдарьи.
Основным направлением их хозяйственной деятельности было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством. Они так же занимались огородничеством. Подсобное значение имели охота, ремесла, торговля и денежное обращение. Материальная культура кангюев – это преимущественно культура оседлых земледельческих племен. Монументальные кирпичные постройки, сложные по архитектуре дворцовые комплексы, красочная настенная роспись свидетельствуют о высоком уровне развития культуры у кангюев.
В конце I тыс. н.э. на политическую арену в северо-восточной части территории Казахстана выходит хуннский союз племен. По мнению многих ученых, хунны (в западной литературе - гунны) были прототюрками и с их проникновением связано начало тюркизации. Эти события вызвали изменение антропологического типа коренного населения и распространение тюркского языка.
Образование державы хунну связывают с именем вождя Тусана Модэ. Его сын объявил себя сенгиром – «высочайшим» и начал активную деятельность по созданию державы. В источниках имеются сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями. После распада могущественного хуннского государства на южную и северную(приняли подданство Китая) части, начались походы южных хуннов на территории племен усуней. Кангюи предложили южным хуннам союз для совместной борьбы против Усунь. Правитель Кангюя пригласил в свои восточные владения (Таласскую долину) правителя хуннов Чжичжи и предоставил ему право командовать своим войском. Данное соглашение было закреплено брачным союзом Чжичжи с царевной Кангюя. Кангюйский царь хотел с помощью хуннов разгромить усуней., однако предводитель хуннов не смог разгромить усуней, что привело к разрыву отношений. Чжичжи был изгнан из ставки царя Кангюя (он убил дочь кангюйского князя, именитых людей и несколько сот простого народа, бросив их в реку Талас). Чжичжи ушел в верховья Таласа, стал строить себе город. Между тем, против него выступили китайцы, город был уничтожен, его люди обезглавлены. По мнению Л.Гумилева, хуннское политическое образование представляло собой кочевую империю. Итак, во главе хуннской державы стоял император, именовавшийся «Рожденным небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великим сенгиром». В некоторых источниках правителя хуннов называют – шаньюй («величайший»). Престонаследие было в форме завещания, при этом часто власть передавалась сыну. Наблюдались случаи узурпации власти и выбора правителя. Шаньюй выполнял военные, дипломатические, культовые функции.
Правителя выбирали из рода Си, только представители, которого могли претендовать на занятие престола. К знатным родам в хуннском обществе относились – Лань, Хуянь, Сюйбу, на представительницах которого мог жениться правитель.
У хуннов был очень сложный бюрократический аппарат. Пять высших классов чиновников могли занимать исключительно родственники правителя. К ним относились «мудрые князья», «лули князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Дальше шел ранг чинов, которые занимали члены знатных родов – «левых» (старших) и «правых» (младших). Особое положение занимало служилая знать, их называли «кутлуг». Они были помощниками вельмож и выполняли работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника , каждый из которых имел свою дружину. Хунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляла подвижная и маневренная конница.
Источники сообщают, что у хуннов существовал совет старейшин и народное собрание, которое собиралось три раза в году. В источниках так же упоминаются налоги, как средство эксплуатации низов. В хуннском обществе были рабы, в основном из числа военнопленных и подвластных племен. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.
Широкое развитие у хуннов получило ремесло, высокого уровня достигли керамическое производство и ювелирное искусство. Одежда у хуннов изготовлялась в основном из кожи и шерсти, использовали также китайский шелк и хлопчатобумажную ткань.
Выводы: Таким образом, на современной этнической территории Казахстана в конце I тысячелетия до н.э. – I в. н.э. в результате крупных изменений в общественно-экономической жизни, миграции племен появились раннегосударства – усуней, кангюев, хуннов. Последние, в свою очередь внесли большие изменения в этнический состав протоказахских племен.

Задание №1
1.Территория раселение племён Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Опсуждение
2.Общественый строй Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Обсуждение
3. Правители племён Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Обсуждение
4.Исторические письменые источники Гуннов,Уйсунов и Кангюев
Обсуждение

1. Используя дополнительную литературу из хрестоматии, дайте описание Аттилы.
________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2. Сделайте выводы о результатах военных походов гуннов. ______________ _______________________________________________________________ Моде основатель – гуннов. Дайте определение:
1. шаньюй _________________________________________________ 2. хунну ___________________________________________________ 3. юечжи __________________________________________________ 2. Укажите события 1. ІІІ в до н.э. ____________________________________________ 2. 188 г до н.э. ____________________________________________ 3. 56 г до н.э. _____________________________________________ 3. Опишите военную технику гуннов __________________________________
15