Внеклассное чтение. 3 класс. Тема: Литературная игра по книгам Н.Носова.

Учитель Рязанская Елена Владимировна,
МАОУ «МСОШ №16»
Внеклассное чтение.
3 класс.
Тема: Литературная игра по книгам Н.Носова.
Цели:
1.Обобщить знания детей по творчеству Н.Носова.
2.Продолжить работу по развитию связной устной речи, способствовать развитию внимания.
3. Воспитывать умение работать в группе, принимать решение, честность.
Оборудование:
ИКТ.
Выставка книг.
Карточки с заданием.

Ход урока:
- Урок внеклассного чтения. Сегодня наш урок посвящается творчеству Н.Носова, его юбилею. 23 ноября Н.Носову исполнилось бы 100 лет.
- Что знаете о творчестве Н.Носова?
- Ему исполняется 100 лет, а мы знаем и помним этого писателя. Любим его рассказы, повести, сказки.
- О биографии Н.Носова расскажет
Н.Носов родился в г. Киеве. Отец - актер кино, мама – домохозяйка. В семье было четверо детей. Какое-то время семья жила в маленьком посёлке Ирпень, потом снова вернулась в Киев. В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к 20 годам всё же поступил на режиссерский факультет, где уже учился его старший брат Пётр. Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром, художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта. В литературу, как говорил и писал Носов, пришёл он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы.
- Они сразу полюбились детям. Читая рассказы, можно не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное.
- Рассмотрите выставку книг. Есть ли лишние? Какие? Почему? Что общего в этих книгах?
- А какие книги написал Н.Носов?
- Когда Н.Носову было 30 лет, вышла книга «Затейники». Многие герои его рассказов – это обычные мальчики и девочки. Это фантазёры и выдумщики. Носов по-доброму смеётся на их проказами, высмеивает их нелепые шалости. Это просто ребята, которые не могут найти занятия по интересам. Один из ярких героев сказок Носова – это Незнайка.
- Вспомните, из скольких частей состоит сказка о Незнайке?
- Разные художники изображали героев книг Носова. Это и художник А.М.Каневский, А. Лаптев, А.Хвольсон. Полюбившийся герой сразу стал героем на многих детских сладостях: конфетах, шоколадках.
- Дело деда продолжил внук Игорь Носов. Книги этого писателя вы можете взять в библиотеке.
- Что запомнили о биографии Носова?
- Итак, сегодня мы празднуем юбилей Носова и проводим литературную игру. Только соревноваться вы будете не в силе, а в знаниях рассказов, повестей и сказок Носова. Для этого мы разделимся на 7 групп. В каждой группе выберите капитана. Каждая команда придумывает название, связанное с названиями книг Н.Носова. Ваша задача состоит не только в том, чтобы вспомнить творчество Носова, но и умение работать в группе.
- Членами жюри будут наши гости. И в конце урока мы узнаем, какая команда выиграла.
- На доске листики. Капитан каждой команды выходит к доске и берёт любой листик.
1 тур. «Литературная разминка».
- Вашим домашним заданием было прочитать рассказы Н.Носова. Представитель каждой команды расскажет о том произведении, которое вы прочитали.
2 тур. «Восстанови слово».
-Вспомните, в каких рассказах встречаются эти имена мальчиков?
АШМКИ (МИШКА)
СЯКОТ (КОСТЯ)
АБКОБ (БОБКА)
КАСТСИ (СТАСИК)
ДЯЛОВО (ВОЛОДЯ)
ИАВДК (ВАДИК)
КИАЛПВ (ПАВЛИК)
3 тур. «Смешные истории».
- С кем случались эти забавные истории?
Поменял чемоданы в поезде и потерял щенка? (Мишка «Дружок»)
Принял стук вороны за вора. (Костя и Витя «Тук-тук-тук»)
Испугался шляпы. (Вовка и Вадик «Живая шляпа»)
Застрял в ящике комода. ( Вовка «Находчивость»)
Испугался волка под одеялом. (Валя и Петя «Затейники»)
Уронил в колодец чайник и ведро. (Мишка «Мишкина каша») Сказал, что дедушка спит на коврике. (Барбос «Бобик в гостях у Барбоса»)
4 тур. «Занятия и увлечения».
- Чем занимались эти персонажи?
Пилюлькин (врач)
Тюбик (рисовал)
Винтик и Шпунтик (изобретатели)
Цветик (поэт)
Гусля (музыкант)
Штучкин (режиссёр)
Знайка (учёный)
5 тур. « Из какого это произведения»
Лежали они на кровати, лежали, пригрелись, да и заснули. Не услышали даже, как дедушка с работы пришёл. Он увидел на своей кровати двух псов, снял со стены плётку и замахнулся на них. («Бобик в гостях у Барбоса»)

Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменах, да и то не всегда. («Клякса»)

Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось. («Федина задача»)

Он пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя. («Приключения Незнайки и его друзей»)

Подумать только, как быстро время летит! Не успел он оглянуться, как каникулы кончились, и пришла пора идти в школу. Целое лето он только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. («Витя Малеев в школе и дома»)

Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить. («Мишкина каша»)

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду всё было готово.(«На горке»)
6 тур. «Собери пословицу».
-Расположите слова пословиц и поговорок в правильном порядке.
- Подумайте, к какому произведению подходят пословицы и поговорки.

У глаза страха велики (У страха глаза велики. «Живая шляпа»)
Тень страшит и робкого (Робкого и тень страшит. «Тук-тук-тук»)
Раз семь один отмерь отрежь (Семь раз отмерь- один отрежь. «Мишкина каша»)
Дружно не будет берись грузно (Берись дружно- не будет грузно. «Заплатка»)
Слов да мало много дела (Много слов, да мало дела. «Фантазёры»)
Кашу сам заварил, сам и расхлёбывай (Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. «Огурцы»)
Много да толку звону мало ( Звону много, да толку мало. «Бобик в гостях у Барбоса»)

7 тур. «Я учусь у героя».
- Чему можно научиться у героев книг Носова?

Пришивать заплатку . (Бобка «Заплатка»)
Не бояться милиционеров (Алик «Милиционер»)
Как правильно решать задачу (Федя «Федина задача»)
Не терять вещи (Мишка «Дружок»)
Не обманывать, не лгать (Мишка и Стасик «Фантазёры»)
Много читать, узнавать интересное («Знайка «Приключения Незнайки») Быть верным другом (Шпунтик «Приключения Незнайки»)

Задания для капитанов.
Вспомните название рассказа:
«Живая (шляпа)
«Мишкина(каша)
«Три(охотника)
Федина(задача)
Шурик у(дедушки)
Про(репку)

Восстановите название рассказов:
ж р о у к д («Дружок»)
а з к а з м а («Замазка»)
к а р к а и с(«Карасик»)

Выбери правильный вариант ответа:
Рассказ «Мишкина каша» - воду из колодца не поднимали:
чайником
ведром
самоваром (+)
кружкой

Рассказ «Карасик» - на что променял Виталик карасика?
фонарик
конфета
монета
свисток (+)

«Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные:
школьные
солдатские (+)
спортивные
джинсовые

Рассказ «Шурик у дедушки». Кого не было в банке с рыбой после рыбалки?
пескари
щука(+)
окуньки
ершик

Рассказ «Ступеньки». На какой ступеньке остановился Петя?
4-й
5-й (+)
6-й
7-й

Задание на выбор лучшего капитана.
Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке (калоша)
Из чего можно сделать электрический звонок? (телефон)
С каким оружием не страшна даже живая шляпа? (кочерга и лыжная палка)
Итог урока.
- Победителем вышла команда
- Сколько лет исполняется Н.Носову?
- В чём особенности творчества Носова?

Рефлексия.
-Подведём итог. (Плоды. Цветок. Листик)
- Урок окончен.

15