Вариация на тему рассказов Драгунского В.Ю.













«Зимние каникулы»
Рассказ
Вариация на тему рассказов Драгунского В.Ю.












Автор работы:
Варванин Михаил
г.о. Тольятти
МБУ «Лицей № 19»
3 Д класс







Руководитель:
Летуновская Светлана Петровна
учитель начальных классов
МБУ «Лицей № 19»


г. Тольятти
2016


Оглавление
Введение3
Предисловие автора4
Рассказ «Зимние каникулы»5
Заключение11
Список используемой литературы13















Введение
Цель моей работы состояла в том, чтобы написать самостоятельное литературное произведение в жанре рассказа. Рассказ – это «малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста прозаическое произведение» [Литературный энциклопедический словарь, М., 1987, С. 318].
Исходя из имеющейся цели, я поставил перед собой следующие задачи:
Изучение основ написания рассказа (введение, развитие сюжета, кульминация, развязка).
Формулировка главной идеи рассказа.
Анализ рассказов цикла «Денискины рассказы» Драгунского В.Ю. с точки зрения изученных основ написания литературного произведения в жанре рассказа.
Цикл «Денискины рассказы» был выбран для анализа, как наиболее характерный и яркий пример литературного произведения в жанре детского рассказа, и с точки зрения структуры рассказа, и с точки зрения его содержания, и наиболее подходящий для понимания второклассником. Именно во втором классе происходит действие в части рассказов цикла.
После внимательного анализа этих рассказов я приступил к формулировке главной идеи своего произведения. Это был мой первый в жизни опыт написания рассказа, и оказалось, что сформулировать главную идею не так-то просто. Поэтому я решил пойти необычным путем и написать рассказ для цикла «Денискины рассказы», про Дениску Кораблева, подражая языку автора. Тут идея лежала на поверхности – у нас как раз были зимние каникулы. Зимние каникулы и легли в основу моего рассказа. А для создания атмосферы того времени, я решил использовать в своем произведении названия всех рассказов цикла «Денискины рассказы».
В итоге, результатом моей работы стало самостоятельное литературное произведение в жанре рассказа, с использованием в тексте названий пятидесяти трех рассказов из цикла «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
Предисловие автора
Моя первая в жизни серьезная прочитанная книга - "Денискины рассказы" Виктора Драгунского. Тогда серьезность книги для меня заключалась в ее размере – «Денискины рассказы» были большой и толстой книгой. С тех пор Драгунский стал моим любимым писателем, и, вновь и вновь открывая и перечитывая эту книгу, я серьезно начал задумываться о том, чтобы попробовать себя в роли писателя. Эта книга очень сильно меня вдохновляла, и в какой-то момент я решился взяться за перо и написать свой первый в жизни рассказ. Так как это мой первый опыт, я решил, что мой первый рассказ будет тоже, как и у Драгунского, про Дениску, и станет как будто бы еще одним рассказом в цикле «Денискины рассказы». Я постарался написать рассказ в стилистике Драгунского, языком того времени и той эпохи. Но, так как я не жил тогда и не знаю каких-то тонкостей того времени, я взял названия пятидесяти трех рассказов Драгунского и уже вокруг них сплел свой самостоятельный сюжет. Мой рассказ является полностью самостоятельным произведением, с использованием в тексте исключительно названий рассказов В. Драгунского:
«Он живой и светится...»
Надо иметь чувство юмораСлава Ивана КозловскогоКрасный шарик в синем небеКот в сапогахСражение у чистой речкиДруг детстваДымка и АнтонСиний кинжалМотогонки по отвестной стенеТретье место в стиле баттерфляйСверху вниз, наискосок!Англичанин ПавляСмерть шпиона ГадюкинаСтарый мореходЗапах неба и мохорочкиДвадцать лет под кроватьюДевочка на шареРасскажите мне про СингапурЧто я люблю… и чего не люблю!Что любит МишкаПрофессор кислых щейГлавные рекиЗеленчатые леопардыУдивительный деньРовно 25 килоЗдоровая мысльПохотитель собак«Где это видано, где это слыхано…»Куриный бульон… БЫАрбузный переулокСлон и радиоНе хуже вас, цирковыхМой знакомый медведьГусиное горлоРыцариНа Садовой большое движениеЧеловек с голубым лицомРабочие дробят каменьХитрый способКак я гостил у дяди МишиБелые амадиныЧики-брыкПодзорная трубаДядя Павел истопникФантомасПриключение«Тиха украинская ночь…»Сестра моя КсенияПоют колёса — тра-та-таСлониха Лялька


Зимние каникулы
Рассказ
Ура, наступили зимние каникулы! Пора снеговиков, новогодних елок, и дедов морозов с подарками. У нас в школе тоже была сегодня елка. Все пришли туда в разных красивых костюмах. Представление было очень интересным. Кого только не было на сцене в актовом зале: и кот в сапогах, и рыцари, и какой-то человек с голубым лицом без волос, наверное, инопланетянин. У него еще был очень интересный костюм. Он был сделан из какой-то мягкой переливающейся заграничной ткани непонятного цвета - создавалось впечатление, что он живой и светится. Надо иметь чувство юмора, чтобы не испугаться такого, если встретишь его случайно где-нибудь в подворотне. Но если бы не этот костюм, я бы точно подумал, что это Фантомас. Завершающим номером выступал Ваня Козловский. Все ему долго аплодировали. После победы в городском вокальном конкурсе слава Ивана Козловского гремит по всей школе.
Когда шли назад, у замерзшего пруда мы с Мишкой решили поиграть в сражение у чистой речки, как в кинокартине «Алые звезды», которую мы смотрели всем классом в «Художественном» в пятницу. Мы нисколько не боялись, что лед в пруду проломится, потому что, после того, как я занял третье место в стиле баттерфляй на тренировке по плаванию (ну, когда еще папа как-то странно уткнулся в газету, когда это узнал), мы с Мишкой вообще перестали бояться каких-либо водоемов - я всегда с легкостью спасу Мишку. Мы стали играть. Мишка был старым мореходом. А мне досталась роль шпиона Гадюкина. Мне очень нравилось играть именно в него. Особенно мне нравилось изображать смерть шпиона Гадюкина. Я становился на край старого сарая, закрывал глаза и, после того, как Мишка понарошку протыкал меня синим кинжалом из сосульки, падал головой вниз в кучу снега. Она была очень глубокой, а снег был мягкий и пушистый, как подушка с перьями, и мне совсем не было больно.
Рядом с прудом есть огромная ледяная горка. Как только мы ни катались с нее, а все никак не могли остановиться. Горка была настолько крутая, что мы с Мишкой даже стали играть в мотогонки по отвесной стене. Для этого мы взяли старые автомобильные резиновые покрышки, которые валялись рядом. Мы изображали чехословацких каскадёров, вставали на покрышки двумя ногами и катились сверху вниз-наискосок. В какой-то момент Мишка не удержался, задел меня рукой, я тоже не удержался на ногах, и начал стремительно падать. Сначала моя голова, а затем ровно 25 килограмм моего живого тела встретились со льдом. Я лежал на льду, а в голове у меня что-то звенело. Надо мной стоял Мишка. А над Мишкой я увидел красный шарик в синем небе.
- Смотри, Мишка, какой шар в небе – говорю, - неужели кто-то уже празднует Новый год? И что это за девочка на шаре?
- Где шар?! Какая девочка?! - закричал в ужасе Мишка, - вставай Дениска, что с тобой?!
И начал трясти меня. Тут надо мной склонился еще кто-то. Я понял, что это дядя Павел истопник. Он расстегнул мне воротник, чтобы мне не сдавливало горло, и начал растирать щеки снегом. Я смотрел на яркие звезды и глубоко дышал. Я чувствовал в воздухе запах неба и мохорочки, которую обычно курил дядя Павел. Это дало результаты - моя голова почти сразу перестала гудеть. Красные шарики в небе куда-то быстро исчезли, я спокойно встал, мы поблагодарили дядю Пашу и пошли в сторону дома в Арбузный переулок.
Пришел я домой весь красный. Бабушка потрогала мой лоб, потом посмотрела горло и проворчала:
- Горло-то краснющее, краснющее, прямо-таки гусиное горло, у тебя, кажется, ангина, будем лечить.
- Бабушка, гусиного горла не бывает, бывает гусиная кожа, ты перепутала, - поправляю я.
- Иди мой руки, профессор кислых щей, - ответила недовольно она.
В гостях у нас в тот день был папин друг - моряк англичанин Павля. Его корабль грузился в Ленинграде, а он на ночном поезде приехал к нам в Москву. Он объехал весь мир, знал про разные страны очень много интересного и рассказывал удивительные вещи. В последний раз он рассказывал про каких-то зеленчатых леопардов и про белых амадин. Зеленчатых леопардов я почему-то в энциклопедии так и не нашел, а белыми амадинами оказались такие маленькие-маленькие белые птички с блестящими клюквенными клювиками и величиной с полпальца, из Южной Африки.
Я попросил:
- Дядя Павля, а расскажите мне про Сингапур.
Но мама сказала:
- Никаких Сингапуров! Мед, чай, куриный бульон и в кровать.
«Эх, вот бы пробраться на корабль к дяде Павле и уплыть с ним в дальние страны, - подумал я. - Все-таки сегодня был удивительный день».
Весь оставшийся вечер я провел в постели, пил молоко с плавающей в нем пенкой и ел мед. Мед мне нравился гораздо больше молока, но я все равно никак не вылечивался. Зато очень быстро и крепко уснул.
На следующее утро папа сказал:
- Дениска, сегодня последний день зимних каникул, а мы ведь так и не сходили в цирк. Живо собирайся, постараемся успеть на утреннее представление.
Ах, как люблю я ходить в цирк! Я, папа, и сестра моя Ксения часто ходим в цирк на Цветном бульваре. Мы ходим туда пешком по Бульварному кольцу, потому что на Садовой большое движение. В цирке я люблю смотреть, как моя знакомая слониха Лялька катает на себе ребят. А мой знакомый медведь Ваня ревет таблицу умножения. А еще в цирке есть интересный номер – слон и радио, когда Лялька берет маленький радиоприемник прямо себе под хобот, в свой огромный рот, а дрессировщик подносит ей ко рту микрофон, и она как будто разговаривает. Обычно в этот момент толпа громко ахает - где это видано, где это слыхано, чтобы слоны сами разговаривали! А слониха глядит на эту удивленную толпу с улыбкой и продолжает разговаривать:
- Начинаем производственную гимнастику!
Очень смешно. Все хохочут, животы надрывают, стонут от смеха.
«Эх, куда бы пойти учиться на дрессировщика слонов, - думаю. - Что я, дрессировщиком бы не мог быть? Еще как мог бы, не хуже вас, цирковых».
Еще очень люблю смотреть на фокусника. Особенно нравится номер один - похититель собак. Это когда собаки у него из ящика исчезают. Посадит их в ящик, потом говорит:
- Але-оп! Чики-брык!
Все ахают, не поймут, куда они исчезают. Но я-то знаю этот хитрый способ - там под ящиком в полу - дверца. Туда собаки и спускаются. А потом выходят через главный вход на манеж. Обычным зрителям это не видно. Но у меня всегда с собой в цирке подзорная труба. Эту подзорную трубу мне подарил дядя Миша - папин брат из Киева. Я специально ее беру в цирк, потому что на первый ряд всегда билеты проданы заранее, и нам достаются места только на галёрке. Дядя Миша ее принес из армии, он там был наводчиком, поэтому она специальная, военная, восьмикратная, защитного цвета. Дядя Миша подарил мне ее, потому что она у него пролежала двадцать лет под кроватью после армии, а он о ней даже и не вспомнил.
Говорит:
- В армии надоела.
Я часто вспоминаю, как гостил у дяди Миши под Киевом. Он живет рядом с железной дорогой. Очень часто по ней проходят поезда, и если не убрать ложку из стакана, она будет побрякивать, пока поезд не пройдет. Тиха украинская ночь, только у поезда в тишине поют колеса-тра-та-та. Ну и псы - Дымка и Антон, лениво потявкивают среди ночи на идущих мимо чужаков. Зато днем дома у Дяди Миши очень шумно, там рядом какие-то шахты, и целый день в них рабочие дробят камень. Поэтому от этого шума я старался укрыться где-нибудь на реке. Главные реки Украины – это Днепр и Дон. Днепр как раз протекает через Киев и деревню, где живет дядя Миша. Замечательное тогда лето я провел на Украине! Не лето, а целое приключение длиною в три месяца.
После цирка во дворе я встретил Мишку. Мишка строил крепость. И вот мы начали строить крепость вдвоем. Мы возились с ней до вечера.
- И чего не люблю я так зиму, - сказал я вслух. Мне на самом деле почему-то ужасно не нравилась зима. - Вроде бы и снегу полно, и катайся, на чем хочешь - лыжах, санках, коньках, а не лежит душа.
И тут Мишка неожиданно сказал:
- А хочешь, я скажу тебе, что я люблю?
- Ну, говори, - отвечаю.
Мне было интересно, что любит Мишка.
- Я люблю все, чем мы сейчас занимаемся вместе с тобой - строим крепость, катаемся на горке, ходим в цирк, театр, ездим в лес, на рыбалку. И неважно, какое это время года. Главное, что мы с тобой - друзья.
И стало мне хорошо от Мишкиных теплых слов.
- Пойдем играть на горку, - говорит Мишка.
Это была очень здоровая мысль. Хорошо, что есть такие друзья, как Мишка, и у нас есть такая крепкая дружба. Мишка мой самый лучший и верный друг детства!
Эти мысли приятно грели меня. И хоть зимние каникулы закончились, и завтра надо было идти в школу, я совсем не расстроился.






Заключение
В ходе подготовки к написанию рассказа я очень близко познакомился с творчеством Драгунского В.Ю., прочитал все 69 рассказов цикла "Денискины рассказы". Я внимательно изучил биографию писателя, проследил его жизненный и творческий путь. На собственном опыте я понял, что труд писателя совершенно не такой, каким кажется на первый взгляд, - легкий и беззаботный. Труд писателя очень серьезный и морально тяжелый. Писатель должен пережить вместе с героем все его трудности и проблемы, прочувствовать все его тонкости характера, а это совсем не просто, учитывая, что герои бывают не всегда положительные. Только в этом случае у писателя получится создать интересный и реалистичный персонаж. И только в этом случае рассказ будет правдоподобным, а персонажи - интересными.
Создавая свой первый рассказ, я понял, что работа писателя не сводится просто к слепому переписыванию на бумагу своих мыслей. Чтобы написать даже небольшой рассказ, писатель должен проделать огромный объем подготовительной работы. Он должен составить полное описание персонажа, начиная от его положения и заканчивая его любимым цветом. Писатель должен знать как можно больше о своем герое, вплоть до его любимых блюд. Чем больше писатель знает об этом, тем больше персонаж оживает и для писателя, и для читателя. Писатель должен придерживаться вещей, которые он знает, на протяжении всего произведения. У каждого персонажа должны быть хоть какие-то недостатки, проблемы, неуверенность. Персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей. Но самое главное, с чего должен писатель начать подготовку к написанию рассказа, это решить, о чем будет рассказ и какова главная идея.
Также я узнал, что рассказ - это не просто беспорядочное изложение каких-то событий. У рассказа есть свои основы, которые писатель должен соблюдать. Это: введение (главные лица, место действия, время, погода), первичное действие (что послужило началом), развитие сюжета (события, ведущие к кульминации или поворотному моменту), кульминация (наиболее интенсивный, поворотный момент истории), завершение действия (заключение истории), развязка (окончание истории с решением центрального конфликта или нет).
В зависимости от того, насколько тщательно писатель наметил сюжет и персонажей, процесс написания может быть легче или сложнее. Но, в целом, написание рассказа - очень трудоемкий процесс. По мере написания рассказа писатель может направить сюжет в другом направлении, чем планировал ранее, или может существенно изменить или удалить действующее лицо. Писатель должен прислушиваться к своим персонажам, если они говорят сделать что-то другое, - возможно, это то, что надо.
Когда рассказ закончен, это еще не означает, что вся работа выполнена. Дальше его надо отредактировать. Его надо перечитать, исправить автоматические, логические и семантические ошибки. В общем, убедиться, что действие, персонажи и их проблемы вводятся в рассказ и решаются соответствующим образом.
Результатом моей работы стало написание самостоятельного литературного произведения в жанре рассказа, а также получение новых обширных теоретических знаний, которые будут использованы мною в дальнейшем при написании новых рассказов, уже с полностью самостоятельными сюжетами.









Список используемой литературы
Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы», М., АСТ, 2011.
Литературный энциклопедический словарь, М., 1987.