Экологический проект по трудовому воспитанию (макетирование)
Подготовили воспитатели:
Сюткина А.А
Коновалова И.А
Актуальность проблемы:
« Любовь к Родине начинается с любви к природе». В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкиваетсякаждыйдень. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых и т.д. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская, деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Мы считаем если ребенок в дошкольном возрасте участвует в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учитьсянаблюдать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. По этому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как ведущему способу познания окружающего мира.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы
- воспитатели
- родители.
Вид проекта:
Долгосрочный познавательно-исследовательский. С 1 сентября по 30 апреля 2013 года.
Цель проекта:
Воспитывать бережное отношение к природе и животным; расширять и систематизировать знания детей о животных разных континентов и их характерных особенностях; развивать познавательный интерес детей к живой и не живой природе.
Задачи проекта:
- уточнение и конкретизация представление о животных и морских обитателях;
- стимулирование любознательности;
- формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения;
Продукты проекта:
Макеты « Лес, точно терем расписной», « В деревне», « Дворец морского царя», « В царстве льда и холода», « Жаркая Африка ». Рисунки, оригами, исследовательские работы, выставка, дидактические и экологические игры, коллекции, лабораторные и опытные зоны в группах, фонотека «Звуки природы».Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
Подготовительный: постановка целей и задач, определение и направление объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Обобщающий ( заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Предполагаемый результат:
- Создание и выставка макетов « Лес, точно терем расписной», « В деревне»,
« Дворец морского царя», « В царстве льда и холода», « Жаркая Африка ».
- дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению мира природы.
- дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
- у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- к экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.
Макетирование:
Макет - отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объектов.
Макетирование способствует развитию речи: при изготовление макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым наполняют свои словарный запас.
Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, форме материалами развивает чувства, активирует мелкую моторику рук.
Макет – это результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство.
Перспективно – тематическое планирование
Сентябрь – октябрь
Тема: «В деревне»
Цель: Упражнять детей в работе с различными материалами. Учить сочетать форму и цвет при составление макета. Упражнять в умении объединять свои поделки в единое целое. Воспитывать подготовительный интерес, творческое отношение к труду. Расширять словарный запас: активизировать внимание, память, воображение, развивать мелкую моторику.
Материал: природный (опилки), пластилин, цветные нити, крупа, коробки, клей.Тема: « Лес, точно терем расписной».
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, видеть и любоваться красотой леса и ее обитателей, учить передавать свои впечатления в поделках, использую природный материал; воспитывать любовь к родному краю; воспитыватьчувство коллективизма, доброжелательно отношение к труду, пополнить словарный запас.
Материал: природный ( сухие ветки, шишки, иголки, кора, мох и т.д ).
Интеграция областей:
1.Познание.
а) Беседа « Наши спутники и друзья» Т.А. Шорыгина стр.4.
2.Социализация.
а) Воспитывать желание ухода за домашними животными, кормить их.
3. Коммуникация.
а) Викторина « О домашних животных» Т.А. Шорыгина стр. 62.
б)Сюжетно ролевой досуг « Домашние животные».
4. Физическая культура.
а) Физминутка «Приключение в деревне» Т.А. Шорыгина стр. 202.
б) Упражнение для стоп « Козочка» Т.А. Шорыгина стр. 70
5. Музыка.
а) Слушанье живых звуков домашних животных.
6. Труд.
а) Убирать рабочее место после изготовления атрибутов к макету.
7.Чтение художественной литературы.
а) Стихии рассказы о домашних животных.
б) Загадки о домашних животных.
в) Народные приметы.
г) Пословицы и поговорки.
8. Художественное творчество.
а) Лепка «Фигурки домашних животных»
б) Аппликация «Фруктовый сад»
в) Конструирование из бросового материала.
9. Развивающая среда.
а) Рассматривание иллюстраций «Скотный двор», картинки с домашними животными.
10. Работа с родителями.
а) Чтение сказок и рассказов о домашних животных.
б) Наблюдение за повадками, внешним видом и условиями содержания домашних животных.
в) Выставка « Животные в доме».
Ноябрь – декабрь.
Тема: « Лес, точно терем расписной».
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, видеть и любоваться красотой леса и ее обитателей, учить передавать свои впечатления в поделках, использую природный материал; воспитывать любовь к родному краю; воспитывать чувство коллективизма, доброжелательно отношение к труду, пополнить словарный запас.
Материал: природный ( сухие ветки, шишки, иголки, кора, мох и т.д ).
Интеграция областей:
1.Познание.
а) Занятие « Наш дом – природа» Н. А. Рыжова стр. 18 и 44.
б) Беседа « Отходы в доходы» Н.А. Рыжова стр. 30.
в) Наблюдение « Экскурсия в лес»
2.Социализация.
а) Воспитывать желание помочь и наносность вред природе.
б) Игра «Если бы я был деревом». « Узнай дружка по голосу».
3. Коммуникация.
а) Общение взрослого с детьми во время коллективного труда.
б) Рассматривание и беседа с детьми по иллюстрациям «Лес».
4. Физическая культура:
а) Физминутка «Прогулка в лесу» Л.А. Пенькова стр. 72 «Дождик», «Жук».
б) Подвижная игра «Медведи идут на охоту». Л.А. Пеньковастр 147.
5. Музыка.
а) Слушанье живых звуков природы ( шум листвы, шум дождя, пение птиц.)
6. Труд.
а) Убирать рабочее место после изготовления атрибутов к макету.
7. Чтение художественной литературы.
а) О животных нашего леса.
б) Стихи о деревьях.
8. Художественное творчество.
а) «Лес, точно терем расписной» ИЗО.
б) «Деревья» аппликация.
в) Лепка «Фигурки животных».
9.Развивающая среда.
а) Иллюстрации различных пород деревьев, гербарии.
б) Дидактическая игра с какого дерева лист.
в) Игра «Найди лишнее сдлво».
10. Чтение художественной литературы.
а) Экскурсия в лес « Люби свой край и воспевай»,
б) Чтение рассказов и стихов о природе и животных.
в) Привлечь родителей к изготовлению макета.
г) Выставка плакатов «Берегите лес».
Январь – февраль.
Тема: « Дворец морского царя» (макет морского дна).
Цель: уточнять представления детей о море, его обитателях, о рельефе морского дна. Закреплять умение подбирать детали, скреплять их с помощью клея, формировать дружеское отношение между детьми, желание оказывать помощь.
Материал: ткань, камни, ракушки.
Интеграция областей:
1.Познание.
а) Составление рассказов на тему: «Аквариум–дом для рыбок»)б) Речевое упражнение « Игра со словом» (подбор сравнение определение
2.Социализация.
а) Воспитывать желание ухода за аквариумными рыбками, кормить их.
3. Коммуникация.
а) Сюжетно – дидактическая игра « По морям, по волнам». Л.П. Пенькова стр.40
б) «Ветер по морю гулял» - тренинговая, адаптивная игра – придумывание. Л.П. Пенькова стр. 39
4. Физическая культура.
а) Дыхательные упражнения «Ныряние», «Ветер»
б) Подвижная игра «Море волнуется»
5. Музыка.
а) Слушанье живых звуков моря, морского прибоя, дельфинов.
6. Труд.
а) Убирать рабочее место после изготовления атрибутов к макету.
7. Чтение художественной литературы.
а) Чтение сказок и рассказов о животных и рыбок.
б) Чтение энциклопедий.
в) Загадки.
8.Художественное творчество.
а) Лепка «Фигур морских обитателей».
б) Лепка «Водоросли».
в) Аппликация «Растения подводного мира».
9. Развивающая среда.
а) Рассматривание иллюстраций жителей морей и океанов.
б) Дидактическая игра «Четвертый Лишний».
в) Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
10. Работа с родителями.
а) Чтение, изготовление, просмотр фильмов, передач.
Март.
Тема: « В царстве льда и холода».
Цель: Закрепить знания о животных Крайнего Севера и тундры, их приспособленность к среде обитания. Уточнить представление детей о свойствах поделочного материала. Пополнить словарный запас (северное сияние, ягель, айсберг).
Материал: Природный и бросовый. Ткань, бумага, пенопласт.
Интеграция областей:
1.Познание.
а) Рассматривание географических карт, атласов, иллюстраций.
б) Речевое упражнение «Расскажи о севере».
в) Наблюдение за снегом и льдом.
2.Социализация.
а) Воспитывать интерес у детей к животным Крайнего Севера.
3. Коммуникация.
а) Сюжетно – дидактическая игра « Узнай, кто я». Л.П. Пенькова стр.40
б) «Умка вырос» - придумай каким он стал.
4. Физическая культура.
а) Дыхательные упражнения «Ныряние», «Ветер»
б) Подвижная игра «Море волнуется»
5. Музыка.
а) Слушанье живых звуков природы.
6. Труд.
а) Убирать рабочее место после изготовления атрибутов к макету.
7. Чтение художественной литературы.
а) Чтение сказок и рассказов о животных и рыбок.
б) Чтение энциклопедий.
в) Загадки.
8.Художественное творчество.
а) Лепка «Фигуры обитателей Крайнего Севера».
б) Рисование «Животные Крайнего Севера».
в) Аппликация «Льдина и снег».
9. Развивающая среда.
а) Рассматривание иллюстраций животных.
б) Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
10. Работа с родителями.
а) Чтение, изготовление, просмотр фильмов, передач.
Апрель.
Тема: « Жаркая Африка »
Цель: Познакомить с самым жарким континентом – Африкой; Объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны»; Рассказать о природных зонах Африки: тропических экваториальных лесах, саваннах, пустынях. Объяснить, как животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера; Воспитывать любознательность; Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Обогащение словаря: африканский материк джунгли, саванна, пустыня, оазисы, хобот, бивни, влажный тропический климат, джунгли, экватор, дебри, колибри, хлебное дерево, орхидея, лианы, бамбук, муравьед, верблюд, верблюжья колючка, грызуны, пустыня, мозолистые подошвы, экватор, влага, колючки, хищники, хобот, копыта, саванна, сезон дождей, засушливый сезон, баобаб, самец, самка. Материал: природный , пластилин, цветные ткани, клей.
Интеграция областей:
1.Познание.
а) Беседа « Наши спутники и друзья» Т.А. Шорыгина стр.4.
2.Социализация.
а) Воспитывать интерес к животным Африки, уважительное и бережное отношение к природе.
3. Коммуникация.
а) Викторина «О животных жарких стран » Т.А. Шорыгина стр. 62.
б) Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Животный мир жарких стран М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» Почему у слонёнка нос длинный по мотивам сказки Редьярда ,Киплинга
4. Физическая культура:
а) Физминутка «Приключение в Африке » Т.А. Шорыгина стр. 202.
5. Музыка.
а) Слушанье живых звуков животных.
6. Труд.
а) Убирать рабочее место после изготовления атрибутов к макету.
7.Чтение художественной литературы.
а) И.Н. Приходкин
б) Книга «Кто живёт в Африке».
в) Толстой «Лев и собачка»
г) К. Чуковский «Айболит»
д) Н.Сладков «Разноцветная земля»
е) Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню»
8. Художественное творчество.
а) Аппликация из цветных ниток: «Хищные кошки Африки».
б) Рисование «Животные жарких стран»
в). Рисование: «Жил – был тигр».
9. Развивающая среда.
а) Рассматривание иллюстраций «Животные Африки» Светлана Вохринцева.
10. Работа с родителями.
а) Чтение сказок и рассказов о животных жарких стран.
б) Наблюдение за повадками, внешним видом и условиями содержания животных жарких старан.
в) Выставка « Животные жарких стран».