Рабочая программа По внеурочной деятельности Азбука нравственности
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Азбука нравственности»
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главная есть наука о том, как жить, делая
меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н.Толстой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Азбука нравственности» составлена на основе программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями.
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Курс «Азбука нравственности рассчитан на 101 час, из них в 1 классе – 33ч., 2-3 классы – 34 ч. (с нагрузкой 1 раз в неделю плюс 2 часа дополнительно, которые учитель может использовать по усмотрению: пропустить, заменить) во внеурочное время.
Цель программы:
- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
Задачи программы:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
4.Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Содержание курса включает в себя следующие разделы:
- « Я и школа»;
- «Я и окружающие»;
- «Я и семья»;
- «Я и природа»;
- «Я и книга»;
- «Я и животные»;
- «Я и здоровье».
1 класс. (33 ч. + 2 ч. дополнительно)
«Я и школа» (2 ч.)
Здравствуй школа! Вот и стали мы учениками…
«Я и окружающие»(19 ч.)
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!» Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это Я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчёлке. Как у зайчонка зуб болел. Приглашаем гостей.
«Я и семья»(1ч.)
Поезд везёт подарки мамам.
«Я и природа»(5 ч.)
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
«Я и книга»(4 ч.)
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк». К. И. Чуковский и его произведения « Краденое солнце».
«Я и животные»(1 ч.)
Нам нравится гулять по зоопарку…
«Я и здоровье»(3 ч.)
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. На рыбалке.
2 класс (34 ч. + 2 ч. дополнительно)
«Я и школа»(1ч.)
О культуре поведения в школе.
«Я и окружающие»(12 ч.)
Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.
«Я и семья»(2 ч.)
Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме.
«Я и природа» (8 ч.)
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
«Я и книга»(8 ч.)
Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
«Я и животные» (2 ч.)
Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
«Я и здоровье»(3 ч.)
Тише, пожалуйста!,,, Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
3 класс (34 ч. + 2 ч. дополнительно)
«Я и окружающие»(11ч.)
О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».
«Я и семья»(1ч.)
Роза для мамы
«Я и природа»(7 ч.)
И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.
«Я и книга»(10 ч.)
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Нейзнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.
«Я и животные»(4 ч.)
О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.
«Я и здоровье»(3 ч.)
Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
Личностные, метапредметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
3.Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
1 класс
№
п\п Дата
Тема Кол-во часов Раздел Воспитание качеств
План Факт Теория практика 1. Здравствуй, школа! 1 Я и школа Ответственности, самостоятельности
2. Вот и стали мы учениками… 1 Я и школа Бережного отношения к школьным принадлежностям.
3. Учимся работать в команде. 1 Я и окружающие Чувства коллективизма.
4. О хорошем и плохом. 1 Я и окружающие Умения находить выход из неприятных ситуаций.
5. Клуб «Выручайка» 1 Я и окружающие Доброты, стремления приходить на помощь.
6.
О дружбе. 1 Я и окружающие Желания быть другом.
7. В царстве Мойдодыра. 1 Я и окружающие Потребности в соблюдении гигиенических правил
8. «Здравствуй!» 1 Я и окружающие Умения слышать и понимать окружающих
9. Венок Осени. 1 Я и природа Умение видеть красоту природы, восхищаться ею
10. Профессий много есть на свете. 1 Я и окружающие Уважения к людям, своим трудом приносящим пользу обществу
11. В мире любимых сказок. 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы, доброты и отзывчивости
12. Учимся приходить на помощь.. 1 Я и окружающие Стремление приходить на помощь, быть чутким и отзывчивым
13. О рабочих руках и трудолюбии. 1 Я и окружающие Желания быть созидателем
14. Зайкина избушка. 1 Я и окружающие Справедливости, доброты, отзывчивости
15. Учимся вежливости. 1 Я и окружающие Стремления быть вежливым и добрым
16. Новогодняя сказка. 1 Я и окружающие Бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания.
17. Познакомьтесь: это Я! 1 Я и окружающие Стремления к изучению себя как личности
18. Снегурочка. 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
19. Сказка о солнечном зайчике 1 Я и окружающие Доброты, отзывчивости
20. Учимся быть добрыми. 1 Я и окружающие Бережного отношения к вещам
21. ПО страницам русской народной сказки «лиса и Волк». 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
22. Когда люди радуются. 1 Я и окружающие Стремления быть полезным окружающим
23. Я расту! 1 Я и окружающие Умения отличать хорошие поступки от неблаговидных
24. Поезд везёт подарки мамам. 1 Я и семья Любви и уважения к маме
25. Сказка о весёлой пчёлке. 1 Я и окружающие Доброжелательности, заботливости, желания помочь
26. Клуб любителей природы. 1 Я и природа Бережного отношения к природе.
27.
Как у зайчонка зуб болел. 1 Я и окружающие Сострадания.
28.
Приглашаем гостей. 1 Я и окружающие Доброжелательности.
29. В городе Лекарственных растений. 1 Я и природа Бережного отношения к природе.
30. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. 1 Я и природа Бережного отношения к природе.
31. На пороге лета. 1 Я и здоровье Стремления к здоровому образу жизни
32. О рыбалке. 1 Я и здоровье Стремления к здоровому образу жизни
33. К. И. Чуковский и его произведения. 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
Солнышко. Я и природа Любви к неживой природе.
Нам нравится гулять по зоопарку… Я и животные Культуры поведения в зоопарке.
ИТОГО 33 2 класс
№
п\п Дата Тема Кол-во часов Раздел Воспитание качеств
План Факт теория практ
ика 1. О культуре поведения в школе 1 Я и школа Культуры общения
2. Под крышей дома моего 1 Я и семья Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи
3. Времена года 1 Я и природа Умение видеть красоту природы, восхищаться ею
4. Отправляемся в путешествие 1 Я и природа Бережного отношения к природе
5. Узнай меня! 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
6. Не надо больше ссорится 1 Я и окружающие Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим
7. Учимся дружить 1 Я и окружающие Умения находить способы примирения; толерантности, дружелюбия
8. Белый пёс в сиреневый цветочек 1 Я и животные Доброты, отзывчивости, любви к животным, опрятности
9. Учимся обсуждать проблему 1 Я и окружающие Доброты, справедливости, желания приходить на помощь
10.
Во саду ли в огороде 1 Я и природа Бережного отношения к земле
11. Слушаем сказку 1 Я и окружающие Стремления быть нужным, полезным окружающим
12. Поговорим о собаках 1 Я и животные Доброжелательного отношения к животным
13.
Тише, пожалуйста!.. 1 Я и здоровье Толерантности
14. Занимательный журнал «Имена» 1 Я и окружающие Уважительного отношения к имени
15. Колечко красоты 1 Я и окружающие Стремление к внутреннему самосовершенствованию
16. Девочка и разбойники 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы,искать выход из любой жизненной ситуации
17. Экскурсия в медицинский кабинет 1 Я и здоровье Уважения к труду медицинского работника
18. Зима в лесу 1 Я и природа Умения замечать красоту природы
19. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка» 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
20. Для чего нам нужны глазки 1 Я и здоровье Стремления к соблюдению гигиены глаз
21. И снова сказка 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
22. Давайте, друзья, поговорим о маме 1 Я и семья Чувства любви и уважения к маме
23. Лепим снеговика 1 Я и природа Наблюдательности, интереса к изучению природы
24. Цветик-семицветик 1 Я и окружающие Доброты, отзывчивости
25. Волшебники и волшебные предметы 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
26. Животные с книжных страниц 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
27. Спешим на помощь к бабке Ёжке 1 Я и окружающие Доброты, отзывчивости
28. День космонавтики 1 Я и окружающие Гордости за наших соотечественников – первых космонавтов
29. Тропинка 1 Я и природа Бережного отношения к природе
30. Ох уж этот вечер!.. 1 Я и окружающие Доброты, отзывчивости, сочувствия
31. Сказочные фанты 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
32. И снова сказочные фанты 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы.
33. Школа насекомых 1 Я и природа Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд
34. Кем быть? 1 Я и окружающие Уважение к труду
Лето в загадках Я и природа Стремление к здоровому образу жизни
О профессиях и трудолюбии Я и окружающие Уважения к людям различных профессий
ИТОГО 34
3 класс
№
п\п Дата Тема Кол-во часов Раздел Воспитание качеств
План Факт теория практика 1. Путешествие в сказку 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
2. И снова об осени… 1 Я и природа Умения восхищаться красотой природы
3. О себе, о дружбе, о друзьях… 1 Я и окружающие умения понимать особенности переживаний другого
4. О добре и зле 1 Я и окружающие Стремления к самосовершенствованию
5. Посылка от сказочных героев 1 Я и книга Любви к чтению художественной литературы
6. Письмо дедушки Морфея 1 Я и здоровье Стремления к здоровому образу жизни
7. Эдуард Успенский 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
8. Выглянуло солнышко… 1 Я и природа Толерантного отношения к осенним невзгодам
9. О кошках и собаках 1 Я и животные Доброго отношения и чувства ответственности за домашнего питомца
10. «У камина» 1 Я и окружающие Умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания, отзывчивости
11. Клуб «Выручайка» 1 Я и окружающие Интереса к чтению художественной литературы; стремления приходить на помощь нуждающимся
12. Слушаем сказку 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
13. О животном не очень приятном 1 Я и животные Терпимого отношения к лягушкам и жабам
14. В гости к друзьям из Простоквашино 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
15. Что за праздник без цветов… 1 Я и природа Умения видеть красоту цветов и восхищаться ею
16. В мире профессий 1 Я и окружающие Уважения к труду
17. Наши страхи 1 Я и здоровье Умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки
18. Что такое зима? 1 Я и окружающие Умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою
19. Знаменитые малыши. Незнайка. 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
20. Экзотические животные 1 Я и животные Доброжелательного отношения к представителям фауны
21. Зимушка-зима 1 Я и природа Чувства любования красотой русской природы
22. Зимние забавы 1 Я и здоровье Стремления к здоровому жизни
23. Да здравствуют книги! 1 Я и книга Умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим их
24. Роза для мамы 1 Я и семья Уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности
25. Принцессы Шарля Перро 1 Я и окружающие Лучших женских качеств
26. Клуб «Белая ворона» 1 Я и книга Любви к чтении.художественной литературы
27. И снова клуб «Белая ворона» 1 Я и книга Любви к чтении.художественной литературы
28. Бабочек весёлый хоровод 1 Я и природа Бережного отношения к окружающей среде
29. Театр кошек Юрия Куклачёва 1 Я и животные Любви к домашним животным
30. Учимся работать в микрогруппе 1 Я и окружающие Доброжелательности, сплочённости, толерантности
31. Фея Фантаста 1 Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
32. Хлеб – наше богатство 1 Я и окружающие Бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб
33. Берегите время! 1 Я и окружающие Бережного отношения ко времени
34. Цветочная карусель 1 Я и природа Любви к природе
В гостях у белочки Я и природа Бережного отношения к природе
«Ромашка» Я и окружающие Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма
ИТОГО 34 4. Информационно – методическое обеспечение
А.Г. Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.
Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.
Закон РФ «Об образовании».
Интернет – ресурсы
Мультимедийный фонд
Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (стандарт второго поколения).
В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПК и ПРО, 2010 г.
5. Предполагаемая результативность программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.
7. Сострадать животным, не обижать их.
8. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
9. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
10. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Замечать красоту природы.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
4. Быть сострадательными к чужому горю.
5. Не обижать животных и птиц.
6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
8.Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
9.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
10.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.