Рабочая программа по внеурочной деятельности Азбука нравственности. 1 класс.


Учитель начальных классов
МБОУ Поваровской СОШ
Коротова М. А.
2014-2015 уч.г.Рабочая программа по внеурочной деятельности .Направление: духовно – нравственное.
Название курса: «Азбука нравственности»
Форма организации: ролевые игры.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное , социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация у существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации. Складывающейся в окружающем социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В 1 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы, инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно – воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель и задачи программы
Цель данного курса: формирование у учащихся способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи:
осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития ;формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду педагога, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия. Тренировка сенсорных взаимодействий;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в данной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в этом направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть активным, непассивным – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят духовно – нравственный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
утренники;
ролевая игра социального характера.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, итого: 33 ч.
2-й год обучения 1 час в неделю, итого: 34 ч.
3-й год обучения 1час в неделю, итого: 34 ч.
4-й год обучения 1час в неделю, итого: 34 ч.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, курс включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Тематическое планирование. 1 год обучения - (33 часа)
№ Тема занятия Кол-во часов
1. Вводное занятие. Я иду в школу. 1ч
2 Режим дня – основа жизни человека.( беседа – игра) 1ч
3. Чистота – залог здоровья.(кукольное представление) 1ч
4. Ты не один на свете. 1ч
5. Помни о других. 1ч
6. Вместе учимся и отдыхаем. Что такое утренник? Рождение замысла проекта - утренника «Посвящение в школьники» 1ч
7. Репетиция утренника. Распределение ролей. 1ч
8. Отработка действий и речевого материала по сценарию. 1ч
9. Утренник «Посвящение в школьники». Презентация проекта. 1ч
10. Любить всё живое. 1ч
11. Улица полна неожиданностей. (правила поведения на улице) 1ч
12. Мы идем в театр. (творческое задание) 1ч
13. Практикум по этикету в вопросах и ответах по теме «В театре» 1ч
14. Поведение дома. (ситуативные задачи, тест) 1ч
15. Старших надо уважать. (спектакль вместе с родителями) 1ч
16. Просто я работаю волшебником. (творческая мастерская) 1ч
17. Идём в гости. (устный журнал) 1ч
18. Наши бабушки, наши дедушки. (тематическая праздничная встреча) 1ч
19. Волшебные слова. 1ч
20. В царстве вежливости и доброты. (театрализованная игра) 1ч
21. Мамины помощники. 1ч
22. Рождение замысла проекта - утренника «Прощание с Азбукой». Распределение ролей. 1ч
23. Репетиция утренника. Подготовка костюмов. Работа над проектом. 1ч
24. Отработка действий и речевого материала по сценарию. Работа над проектом. 1ч
25. Утренник «Прощание с Азбукой». Презентация проекта. 1ч
26. Посиделки с друзьями. 1ч
27. О, счастливчик! (игровой практикум) 1ч
28. Игротека школы леди и джентельмена. 1ч
29. Рождение замысла проекта «Наша дружная семья», утренника «Прощание с 1 классом». 1ч
30. Репетиция утренника. Распределение ролей. Подготовка костюмов. Работа над проектом. 1ч
31. Отработка действий и речевого материала по сценарию. Работа над проектом. 1ч
32. Презентация проекта «Наша дружная семья» 1ч
33. Утренник «Прощание с 1 классом». 1ч
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с понятиями «младший школьник», «классный коллектив». Обращение к учителю и одноклассникам. Изучение правил техники безопасности и этических норм поведения.
Тема 2. Режим дня – основа жизни человека.( беседа – игра). Необходимость соблюдения режима дня. Привитие умения правильно распределять время на работу и отдых. Цена времени.
Тема 3. Чистота – залог здоровья.(кукольное представление). Правила личной гигиены. Необходимость их соблюдения.
Тема 4. Ты не один на свете. Рассказы: С. Баруздин «За обедом», В. Осеева «Долг», Ю. Ермолаев «Лучший друг». Обсуждение произведений. Выработка правильной жизненной позиции.
Тема 5. Помни о других. Что должны усвоить дети: живёшь среди людей, твои поступки могут радовать и огорчать.
Тема 6. Вместе учимся и отдыхаем. Что такое утренник? Рождение замысла проекта - утренника «Посвящение в школьники»
Тема 7. Репетиция утренника. Распределение ролей.
Тема 8. Отработка действий и речевого материала по сценарию.
Тема 9. Утренник «Посвящение в школьники». Презентация проекта.
Тема 10. Любить всё живое. Рассказы: В. Осеева «Собака яростно лаяла», Р. Фраерман «Мальчик в лесу», В. Чаплина «Мушка». Какую помощь ждут от нас питомцы? Что нужно делать для охраны животных? Зачем их надо охранять? Рассказы детей о своих питомцах.
Тема 11. Улица полна неожиданностей. (правила поведения на улице)
Тема 12. Мы идем в театр. (творческое задание) Правила поведения в театре. Изготовление программы и билета для спектакля «Помогла» по произведению Г. Ладонщикова. Распределение ролей .Тема 13. Практикум по этикету в вопросах и ответах по теме «В театре». Проверка знаний правил этикета при посещении театров. Концертов и т.д.
Тема 14. Поведение дома. (ситуативные задачи, тест). Обсуждение двух ситуаций поведения детей дома. Тест «Узнай о себе больше».
Тема 15. Старших надо уважать. (спектакль вместе с родителями). Спектакль «Помогла». Дискуссия на тему.
Тема 16. Просто я работаю волшебником. (творческая мастерская) Культура поведения в семье. Выставка «Умей красиво подарить». Истории семьи. Изготовление поздравительной открытки «Раскладные цветы».
Тема 17. Идём в гости. (устный журнал). Правила поведения в гостях. Из истории хороших манер. Инструкция …как не надо дарить подарки.
Тема 18. Наши бабушки, наши дедушки. (тематическая праздничная встреча)/ счастливые минуты общения с детьми. Забота о ближних. Рассказы детей о том, что умеют их бабушки и дедушки. Концертная программа для бабушек и дедушек.
Тема 19. Волшебные слова. Сила волшебных слов. Игра «Волшебные слова»( в рассказ учителя дети должны вставлять вежливые слова). Произведения: С. Маршака «Ежели вы вежливы», А. Барто «Любочка».
Тема 20. В царстве вежливости и доброты. (театрализованная игра). Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Тема 21. Мамины помощники. Уважение к матери. Навыки уборки дома. Эстафета «Составь букет». Конкурсная программа. Частушки.
Тема 22. Рождение замысла проекта - утренника «Прощание с Азбукой». Распределение ролей.
Тема 23. Репетиция утренника. Распределение ролей.
Тема 24. Отработка действий и речевого материала по сценарию. Работа над проектом.
Тема 25. Утренник «Прощание с Азбукой». Презентация проекта.
Тема 26. Посиделки с друзьями. Культура поведения за столом. Как организовать праздник, развлечения для гостей?
Тема 27. О, счастливчик! (игровой практикум). Культура трудовых навыков. Развитие желания эстетизировать свой быт. Культура рабочего места дома и в школе.
Тема 28. Игротека школы леди и джентельмена. Правила культурного общения мальчиков и девочек.
Тема 29. Рождение замысла проекта «Наша дружная семья», утренника «Прощание с 1 классом».
Тема 30. Репетиция утренника. Распределение ролей. Подготовка костюмов. Работа над проектом.
Тема 31. Отработка действий и речевого материала по сценарию. Работа над проектом.
Тема 32. Презентация проекта «Наша дружная семья»
Тема 33. Утренник «Прощание с 1 классом».
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
Литература.
Азбука нравственного воспитания под редакцией И. А. Каирова, москва «Просвещение», 1985
О. В. Павлова, Как себя вести в школе и дома. Волгоград «Учитель», 2007
О. С. Богданова, В. И. Петрова. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Москва «Просвещение», 1972
Д. В. Григорьев. П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «просвещение», 2010
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2010
Е. С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва «Просвещение», 2010
Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. Москва «Просвещение», 2010