Рабочая программа кружка Школа юного экскурсовода
МБОУ СОШ № 19 г.Дербента.
Программа деятельности кружка
«Школа юного экскурсовода»
Руководитель :З.А.Ахмедова
г. Дербент, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предлагается учащимся школы, интересующимся историей родного города. Программа предназначена для дополнительного образования учащихся начальных и средних классов.
Дербент - уникальный памятник древнего зодчества.
Объекты культурного наследия, расположенные на территории города Дербента, включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия в номинацию «Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента».
Архитектурно-ландшафтный ансамбль «Древний Дербент» включает в себя крепость с цитаделью, старую часть города и множество культовых и гражданских зданий, возраст которых разнится от 100 до 2000 лет. Общая история города, начиная с первого укрепленного поселения, насчитывает пять тысячелетий. Земля, которую занимает Дербентский музей-заповедник, таит в себе глубокую историческую память.
Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был создан в 1989 году. Он охватывает территорию вместе с охранными зонами, равную 2044 га, на которой сосредоточено более 449 памятников истории и культуры федерального и регионального значения. Большинство из них относятся к жилой застройке, общественным зданиям, памятникам археологии, есть в их числе и памятники культовой (мусульманской и православной) архитектуры, датированные IV-XX вв. Здесь соединились восхитительный по красоте природный ландшафт и архитектурные творения великих зодчих. Под защитой мощных городских стен, хорошо сохранились утопающие в зелени семисотлетних платанов древние Джума-мечеть и медресе, храмы, великолепные средневековые бани и караван-сараи, огромные подземные водохранилища и древние фонтаны, впечатляющие ханские дворцы и мавзолеи.
В Государственном музее-заповеднике для посетителей открыты семь музеев - музей «Боевая слава», музей «Природа Прикаспия», музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства», музей «Культуры и быта древнего Дербента», Музей истории мировых культур и религий, мемориальный «Дом-музей А.А.Бестужева-Марлинского», историко-архитектурный комплекс «Цитадель Нарын-кала» в котором развернуты две экспозиции: «Древний Дербент и народы Прикаспия» и картинная галерея «История Дербента в живописных полотнах», «Музей Петра I».
Освоение природного и культурного наследия родного края является необходимым условием просветительско – воспитательной деятельности современной школы, обеспечивающей духовно-нравственное становление подрастающего поколения.
Цель программы – познакомить детей с музейным пространством нашего древнего города, привить любовь к школе, родному краю, к Родине. Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела.
Предметом программы является городская и музейная экскурсии, разворачиваемые в четырех стадиях проявления: осмысление экскурсии как специфической формы освоения действительности и нравственно-эстетического воспитания; разработка экскурсионных тем; освоение (подготовка) существующей экскурсионной тематики юным экскурсоводом; проведение экскурсии.
Программа рассчитана для учащихся младшего и среднего звена, так именно в этом возрасте у ребенка широкий круг интересов, и он владеет необходимыми начальными знаниями для освоения нового пласта навыков и умений. Есть желание, но нет знаний необходимых навыков, чтобы реализовать желаемое. И тут необходима помощь взрослого, который поможет ребенку в этом.
Цикл занятий рассчитан на возраст 10-15 лет (учащиеся средней школы).
Цели и задачи программы.
Цель программы – изучение истории родного города, подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий по городу, крепости Нарын – кала, музеям города.
освоение учащимися техники разработки, подготовки и ведения городской и музейной экскурсий.
Задача программы – через изучение истории родного города, лучше знать и понимать историю страны.
Углублённое знакомство учащихся с историей родного города, его достопримечательностями, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания.
Прикосновение к судьбам земляков усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, вызывает искреннее глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь.
Приобретённые в ходе работы над экскурсией знания и навыки будут полезными, какую бы профессию в будущем не избрали школьники.
Методы, средства, приёмы и
формы познавательной деятельности учащихся.
Экскурсоводом может быть ученик, который заинтересован историей родного города, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.
Изучение местной истории предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работы с разнообразными источниками.
Основными методами преподавания следует считать:
– объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала – лекции),
– метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио),
– частично-поисковый (метод работы с дополнительной литературой, с первоисточниками),
– метод упражнения (работа над речью, отработка и сдача экскурсии).
Формы работы коллективные и индивидуальные:
беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.
Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода.
Учащиеся должны овладеть приёмами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии; методикой ведения экскурсии.
Задачи:
Формирование исторического сознания обучающихся и расширение их кругозора;
Развитие музейной культуры;
Развитие познавательных интересов и способностей детей;
Развитие коммуникативных, презентационных качеств и организаторских способностей;
Приобретение навыков сотрудничества;
Овладение практическими навыками экскурсионной деятельности;
Активное усвоение обучающимися природной и историко-культурной сред.
Основная идея,лежащая в основе предлагаемой программы, - индивидуальное усвоение каждым ребенком основ экскурсионной деятельности через изучение истории родного города и коллективного участия в практической деятельности школьного кружка, что должно явиться стартовой площадкой для определения в подростковом возрасте своей программы самосовершенствования, самореализации.
Теоретическая частьвключает в себя:
Историю экскурсионной деятельности;
Выездные занятия в музеи г. Дербента;
Знакомство с сущностью экскурсии, видами экскурсий и особенностями ведения;
Основные экскурсионные приемы;
Принципы подбора материала и разработку экскурсионной темы.
Практическая часть– самостоятельная и коллективная разработка текстов экскурсий; проведение экскурсий по школе, городу; проведение виртуальной экскурсии и «рост» учащихся через освоение ими основных навыков экскурсионной деятельности и ее ведение как внутри ОУ, так и с выходом на территорию города.
Занятия планируются проводить 2 раза в неделю 1 ч. (в учебные дни в соответствии с основным расписанием учебных занятий), т.е. 76 часов в год. Программа рассчитана на два учебных года.
Содержание и структура программы курса.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 2 часа в неделю.
Обучение предусматривает изучение родного города, его музеев и проведение экскурсий, а также участие в городских краеведческих конференциях и мероприятиях.
Программа предусматривает различные формы занятий: практикум, экскурсия,тренинг, лекция. Это поможет учащимся применять свои знания в различных видах и способах деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся должны:
Искать и отбирать нужную информацию по определенной теме, пользоваться справочными изданиями, интернетом, литературой и историческими источниками (мемуарами и т.д.) по избранной тематике.
Учиться составлять из отобранной информации свой собственный текст (развиваем письменную речь).
Учиться произносить длинные монологические тексты перед аудиторией, содержательные, но не скучные, совмещая свой рассказ с показом иллюстраций и реальных объектов.
Учиться умению внимательно слушать и понимать вопросы слушателей, быстро отвечать на них.
Учиться планировать свою работу, организовывать себя, распределять время (в процессе подготовки экскурсии на месте).
Учиться оценивать свою работу: осуществлять рефлексию своей деятельности, анализировать свои ошибки. Учиться фиксировать свой опыт в письменном виде.
Знать здания, улицы, застройки города, их историю, архитектуру, культурную жизнь, связанную с объектами города.
Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений, наций.
1-ый год обучения – «экскурсовод – любитель»:
Проявляет интерес к экскурсионной деятельности, приобретает конкретные умения и навыки;
Пробует свои силы в самых различных видах общественно – полезной деятельности, проявляя знания, умения, приобретенные на занятиях в данном объединении;
Стремиться расширить, углубить знания, развивать умения.
2-ой год обучения – «экскурсовод – умелец»:
Проявляет устойчивый интерес к экскурсионной деятельности;
Овладел минимумом знаний, умений, навыков экскурсионной деятельности, постоянно их обогащает, совершенствует путем самообразования и продолжения занятий в данном объединении;
Практически и творчески реализует имеющиеся знания, умения в обогащении содержания экскурсионной деятельности (выступает инициатором, организатором общественно-значимых дел);
Передает свою увлеченность, опыт (знания и умения) сверстникам, младшим товарищам.
3-ий год обучения – «экскурсовод – мастер»:
Организатор «Школы Знаний, Умений и Навыков» для начинающих «экскурсоводов-любителей»;
Консультант одного из видов экскурсионной деятельности;
Инициатор-организатор, творческий участник новых форм экскурсионной деятельности и общественно-значимых дел;
Профессионал, т.к. получил знания, умения в области экскурсионного дела, постоянно готовит себя к определенной деятельности, проверяя индивидуальные возможности творческой деятельности и т.д.
Продолжение обучения планируется через расширение и углубление изучаемого теоретического материала, усложнение практических заданий (поиск новых форм экскурсионной деятельности).
Ожидаемые результаты
создание системы патриотического воспитания в школе, базой которой должен стать музей школы;
включение учащихся в экскурсионную, туристическую, музейную работу по изучению прошлого своего города;
3. расширение и совершенствование информационной пропаганды патриотического воспитания (радиопередачи, видеоматериалы, фоторепортажи, видеофильмы).
Документы и материалы,
с учетом которых составлена программа:
Федеральный закон «Об образовании».
Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».
Должностная инструкция руководителя творческого объединения.
Инструкция по ТБ.
Образовательная программа МОУ СОШ № 12 на 2010 – 2011 год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА.
Кружковая работа по истории и обществоведению. Сборник статей. Составитель Простов М.П. М., 1984.
Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М., 1974.
Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.
Школьное краеведение. Информационно-методический бюллетень экспериментального краеведения, этнографии, экскурсий Министерства образования России. М., 1993
Щеглова Т.К. Школьное краеведение. Методика сбора устных исторических источников. М., 1993.
«Дербент – музей под открытым небом» А.М. Ибрагимов, Махачкала.2015г.
Учебно-методический план.
1-ый год обучения (экскурсовод – любитель)
№ п/пТемы занятий Количество часов
Теория Практика Всего
1. Организационное:
собеседование, выяснение мотивов учащихся изучить данную деятельность
2 - 2
2. Вводное занятие:
рассказ о формах проведения занятий, их содержании, целях и задачах, понятие «экскурсовод – любитель», вводный инструктаж по технике безопасности.
2 - 2
3. Экскурсионная деятельность:
Экскурсия вчера и сегодня;
Экскурсия, ее сущность, цели и задачи;
Виды экскурсий и особенности их ведения;
Экскурсионные приемы. Показ и рассказ;
Разработка экскурсионной темы;
Проведение экскурсий;
Выездные занятия на базе музеев города.
12
2
2
2
1
1
-
14 58
-
4
6
4
4
23
17 70
2
6
8
5
5
23
21
4. Итоговое занятие.
- 2 2
Итого за год
16 60 76
Основное содержание образовательного процесса.
I год обучения (экскурсовод-любитель).№ Темы занятий Содержание работы
1. Организационные вопросы Собеседование с ребятами, желающими заниматься в кружке, мотивация к экскурсионной работе
2. Вводное занятие.
«Экскурсовод-любитель» Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа о планах работы, их содержании и формах проведения, лекции с элементами беседы, использование видео-материалов по темам, рассказ о том, кто такой «экскурсовод-любитель».
3. Экскурсионная деятельность Знакомство с историей экскурсионного дела, профессиональными терминами с примерами экскурсий по музеям города. Обсуждение проводимых экскурсий (что понравилось или нет и почему?)
4. Экскурсия и её цели, задачи Тема включает одно теоретическое и два практических занятия. Теория -лекция-рассказ о том , что такое экскурсия, признаки экскурсии: наличие экскурсионной группы, квалифицированный экскурсовод, протяженность экскурсии во времени и пространстве, целенаправленность. Использование видеоматериалов по этой работе.
1-ое практическое занятие - выбор ребятами тем, работа в подгруппах, определить цели и задачи экскурсий, обсуждение наработанного материала всеми членами кружка.
2-ое занятие - выездное.
Посещение музея ПетраI.
5. Виды экскурсий и особенности их проведения Теоретическое занятие о двух видах экскурсий: обзорной и тематической, состав экскурсантов: детская, взрослая, смешанная аудитория, экскурсия для местных, иногородних посетителей.
Практические занятия-3
На 1-ом и 2-ом члены кружка разрабатывают планы для проведения тематических экскурсий, обсуждают собранные материалы.
И проводят «мини-экскурсии» с последующим обсуждением.
3-е-выездное. Посещение дома - музея
Бестужева-Марлинского.
6. Экскурсионные приемы: показ и рассказ Теоретическая часть-лекция на определенную тему с использованием приемов проведения экскурсии (руководитель).
Практическая часть-2 занятия.
Выбрав одну из экспозиции, провести по ней мини-экскурсию (работа по группам) с последующим обсуждением.
7. Разработка экскурсионной темы Теоретическая часть-лекция-беседа (45мин.) о рабочих документах, материалах, используемых экскурсоводами (методические указания по теме экскурсии, контрольный тест экскурсии, список литературы, «портфель экскурсовода», индивидуальный текст экскурсий)
Практическая часть - 2 занятия.
Оба будут включать подготовку необходимой документации и материалов в соответствии с выбранной ребятами темой экскурсии по городу, школе с последующим обсуждением.
8. Проведение экскурсий на крепость «Нарын –кала» 10 занятий
На первых члены кружка прослушают профессионального экскурсовода, а затем с ними будут проводиться тренинги работниками музея – заповедника с последующим обсуждением.
9. Выездные занятия на базе музеев города: музея «Природа Прикаспия», музея «Ковра и декоративно-прикладного искусства», музея «Культуры и быта древнего Дербента», Музея истории мировых культур и религий Проводятся 4 теоретических и 6 практических занятий.
Теоретические - посещение музеев Практические занятия - проведение экскурсий для ребят школы, ветеранов, гостей.
10. Итоговое занятие Круглый стол «Особенности экскурсионной работы в настоящее время», анкетирование «Что мне нравится в экскурсионной работе»
Требования и оценка знаний и умений.
I год обучения.№ Темы занятий Требования к обучающимся и оценка их знаний и умений.
1. Организационные вопросы. Цель - выяснить желания и возможности, а также мотивацию желающих заниматься в кружке.
2. Вводное занятие, «экскурсовод-любитель» Цель - познакомиться с основными темами, формами и содержанием планируемых занятий, а также с требованиями, критериями оценки знаний и умений.
3. Экскурсионная деятельность Цель – развитие музейной культуры, знакомство с историей экскурсионного дела в России, ознакомление с профессиональными терминами.
Оценка знаний - викторина «Отличия экскурсий вчера и сегодня».
4. Экскурсия. Ее сущность, цели и задачи. Цель – формирование исторического сознания обучающихся, расширение их кругозора, развитие познавательных интересов. В итоге кружковцы должны знать, что такое экскурсия, ее признаки, уметь самостоятельно определить ее цели и задачи, а также цели и задачи своих экскурсий, работая в подгруппах.
Оценка знаний и умений обсуждается коллективом.
5. Виды экскурсий и особенности их ведения. Цель- расширение кругозора обучающихся, развитие их музейной культуры, познавательных способностей, приобретение навыков сотрудничества, т.к. работа идет по группам. В итоге ребята должны знать, какие виды экскурсий существуют и по каким признакам классифицируются, уметь применять на практике полученные знания.
Оценка знаний будет осуществляться на практических занятиях, а умение- с помощью коллективного обсуждения.
6. Экскурсионные приемы, показ и рассказ Цель- развитие познавательных интересов и способностей детей, развитие музейной культуры, овладение навыками экскурсионной работы. В итоге цикла занятий ребята должны знать основные экскурсионные приемы: показ и рассказ, уметь реализовывать их на практике, выполняя конкретные задания в подгруппах с помощью руководителя.
Оценка знаний осуществляется на практических занятиях, а умений с помощью коллективного обсуждения итогов выполнения заданий в подгруппах.
7. Разработка экскурсионной темы Цель - расширить знания по экскурсионной деятельности и закрепить их.
Необходимо знать, какие рабочие документы и материалы нужны экскурсоводу и уметь их подготовить в соответствии с выбранной темой.
Оценка знаний осуществляется на практических занятиях, а умений с помощью коллективного обсуждения.
8. Проведение экскурсий Цель-развитие коммуникативных качеств. Члены кружка должны уметь проводить музейные и городские экскурсии как внутри учебной группы, так и для других слоев населения.
Умения - оценка осуществляется с помощью коллективного обсуждения по итогам проведения экскурсий и на основе отзывов экскурсантов.
9. Выездные занятия на базе других общественных и государственных музеев Цель - активное освоение обучающимися окружающей историко-культурной среды. В итоге занятий по этой теме члены объединения должны узнать об опыте экскурсионной деятельности ровесников из других учебных заведений.
Уметь проводить экскурсию по микрорайону, школе.
Оценка знаний осуществляется на практических занятиях.
Оценка умений - коллективное обсуждение, анализ отзывов на проведенные экскурсии.