Опорный конспект для учащихся 10-11 классов по обществознанию Социальная сфера жизни общества

 6: «Социальная сфера жизни общества» (4 часов)
ОК-10
Урок 9 «Социальные институты и общности. Социальные отношения».

Социальные отношения и взаимоотношения

Социальные отношения – отношения, возникающие между группами людей (или внутри группы), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.














Социальная общность – совокупность людей, характеризующаяся единством признаков.



СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ






Признаки



Виды







- сходство;
- близость условий жизнедеятельности;
- общие потребности;
- совместная деятельность;
- внутренние нормы поведения;
- система управления;
- активность группы;
- социальная идентификация (самопричисление).


Фиксированные в социальной структуре

Нефиксированные в социальной структуре




статусные группы
- элита
- безработные
функциональные группы
- профессии
территориальные группы
- городские
сельские
северяне

толпа
аудитория СМИ
зарождающиеся коллективы

Формы социальной общности: группы, организации.


Группы и организации
А) Группа - это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе.











Б) Формальная организация – большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (магазин, фирма, школа, больница).

В) Бюрократия - (франц.) власть канцелярии, специфическая форма социальных организаций в обществе, стремящаяся подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления.

Г) Добровольное объединение Д) Благотворительные организации

Социальный статус личности

Социальный статус - положение личности в обществе.




Атрибутивные
- принадлежность к какой – либо группе.
Функциональные
- деятельность, ее направленность.
Оценочные
- престиж.
Нормативные
- нормы поведения.
Возраст.
Пол.
Происхождение.
Профессия.
Семейное положение.
Национальность.
Раса.
Образование.
Квалификация.
Ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в обществе, обладая определенным социальным статусом.





ХАРАКТЕРИСТИКИ


множество;
разноплановость;
качество выполнения ролевого набора.












Система социальной стратификации

Стратификация - упорядочение социальных слоев (страт (лат.) – «слой») (расслоение по определенному критерию).

! В основе стратификации социальное неравенство.




Социальная мобильность










((










Отклоняющееся поведение и социальный контроль































Социальные институты

















СЕМЬЯ
это группа людей, связанная прямыми родственными отношениями. Взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

РОДСТВО
это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами.

БРАК
получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.

КЛАНЫ
крупные родственные связи.






Этнические общности и национальные отношения
















Домашнее задание

1. Учить ОК-10.
2. Ознакомится с CD- материалами к ОК-10.
3. Прочитать «ЧиО» по теме.
4. Создать презентацию по темам:
«Рабовладельческая система стратификации».
«Кастовая система стратификации».
«Сословная система стратификации».
«Классовая система стратификации».
«Девиантное поведение, пути воздействия».
«Социальный институт общества семья».
«Национальные отношения: формы и виды, пути решения национальных проблем».
«Природа социального конфликта, его классификация. Пути решения конфликтов».
«Социальные процессы в современной России».
5. Подготовиться к зачету.



ТЕСТ
1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
1) дети
2) пожилые люди
3) мужчины
4) молодежь
2. Предотвратить межнациональные конфликты можно через
1) создание национально однородных государств.
2) компактное расселение людей одной национальности в пре делах многонационального государства.
3) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности.
4) последовательное наращивание военного потенциала государства.
3. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.
В. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.
4. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
А. Социальные отношения включают в себя отношения между обществом и природой.
Б. Отношения межличностные, межгрупповые, межнациональные - все это социальные отношения.
5. Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называется ...
6. Вставьте пропущенное слово.
"На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли ...."
7. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью в отличие от семьи демократического (партнерского) типа?
1) отец семейства занимает главенствующее положение.
2) главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.
3) представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство
4) взрослые дети живут отдельно от родителей.
5) отношения между супругами строятся на взаимном уважении.
6) женщина находится в подчинении у мужчины.
(Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания.)
8. Социальное неравенство проявляется в ...
(Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания.)
1) различиях между людьми по способностям и интересам
2) привилегиях для отдельных групп
3) возрастных ограничениях участия в выборах
4) ограничениях в правах отдельных социальных групп
5) зачислении в высшие учебные заведения на конкурсной основе
9. Перемещение человека или группы в обществе выражается в социологии понятием:
1) «социальная адаптация»
2) «социальная мобильность»
3) «социальная дифференциация»
4) «социальная стратификация»
10. Разделение общества на различные социальные группы называется:
1) социальной стратификацией
2) социальной мобильностью
3) общественным распадом
4) социальной дискриминацией
11. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними называется:
1) классом
2) социальным институтом
3) социальной структурой
4) социальной группой
12.Устойчивая группа людей с небольшим числом постоянно взаимодействующих между собой членов называется:
1) социумом
2) малой социальной группой
3) классом
4) социальным слоем
13. К исторически сложившимся этническим общностям относятся:
1) классы 3) народности
2) государства 4) маргиналы
14. Нации, народности, племена это:
1) демографические группы
2) этнические группы
3) объединения людей по признаку кровного родства
4) классовые общности
15. Дополните список. К основным социальным нормам, регулирующим отношения между людьми, относятся нормы:
1) религиозные 3) моральные 2) политические 4) ..

16. Дополните список. К основным социальным нормам, регулирующим отношения между людьми, относятся нормы:
1) правовые
2) эстетические
3) политические
4).
17. Социальная стратификация это:
1) распад общества
2) рост среднего класса
3) разделение общества на различные социальные группы
4) рост возможностей перемещаться из одной группы в другую
18. Переход человека из одной социальной группы в другую называется в социологии:
1)социализацией
2) расселением
3) социальной мобильностью
4) социальной коммуникацией
19. К нисходящей социальной мобильности относится:
1) переход с военной службы на гражданскую
2) переезд из города в сельскую местность
3) переход с руководящей должности на рядовую работу
4) переход с государственного предприятия в частное
20. Социальная мобильность это: .
1) революционные преобразования в обществе
2) переход людей из одной социальной группы в другую
3) усиление социального неравенства
4) расширение связей между различными странами
21. Нация в отличие от класса:
1) является этнической общностью
2) сформировалась на ранних этапах истории человечества
3) служит базой возникновения государства
4) является большой группой людей
22. Наиболее развитая культурно-историческая этническая общность:
1) класс 3) нация
2) этнос 4) народность
23. Общность исторического пути, территории, литературного языка, экономических связей и духовной культуры является важнейшим признаком:
1) класса
2) нации
3) народа
4) народности
24. Какой из перечисленных признаков присущ понятию «нация»:
1) государственный суверенитет
2) наличие управления
3) общность исторического пути
4) разделение властей
25. Семья это:
1) социальная группа 3) социальный институт
2) малая группа 4) все перечисленное
26. Основными функциями семьи являются:
1) рождение и содержание детей
2) накопление и передача собственности
3) поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи
4) все перечисленное
27. Молодежь это:
1) социально-классовая общность
2) социально-этническая общность
3) социально-демографическая общность
4) социально-культурная общность
28. Общность исторического пути, территории, экономических связей, литературного языка и духовной культуры является важнейшим признаком такой этнической общности, как:
1) племя
2)нация
3) народ
4)народность
29. Какое из утверждений Аи Б верно:
А. Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами.
Б. Национальные интересы требуют от нации сохранения ее неповторимости, уникальности.
30. К числу причин кризиса современной семьи относят:
1) увеличение рождаемости
2) усиление вмешательства государства в сферу семейных отношений
3) рост трудовой занятости женщин вне дома
4) отсутствие законов, регулирующих брачно-семейные отношения
31. Какое из утверждений Аи Б верно:
А. Современное западное общество отказалось от семейных ценностей, сделав выбор в пользу личной свободы.
В, Семья остается одной из высших ценностей западного общества.


СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Социальное окружение, в котором мы существуем, состоит не просто из какого-то бессистемного набора событий и действий. В поведении людей, во взаимоотношениях, в которые они вступают, наблюдается некая глубинная повторяемость. На все наши действия оказывают влияние существующие в обществе отношения. В то же время своими действиями мы создаем (а также до некоторой степени изменяем) эти общественные отношения.
Социальные отношения это отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества. В структуре любого отношения выделяются:
субъекты (стороны, между которыми возникают отношения);
объект (то, по поводу чего возникают отношения между субъектами);
потребности (отношения «субъект объект»);
интересы (отношения «субъект субъект»);
ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).
Если объектом может быть любое материальное или духовное образование (например, объект собственности), то субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Это обусловлено тем, что социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок, т. е. в них проявляются типичные требования людей к каждому единичному человеческому взаимодействию.
Социальные отношения складываются между группами людей, и даже когда в социальные отношения вступают отдельные личности или отношения возникают между личностью и группой, личностью и обществом, мы не можем рассматривать эту личность обособленно, вне общности или общества, которые побудили в ней определенные мотивы, социальные интересы и повлияли на формирование ее ценностей.
Под социальной общностью понимают реально существующую совокупность людей, которую характеризует единство признаков. Она может включать в себя несколько человек или десятки миллионов людей, может быть кратковременной или устойчивой на протяжении столетий (например, нации, классы).
Существует ряд признаков для выделения общности как субъекта социальных отношений:
сходство, близость условий жизнедеятельности людей;
общность потребностей индивидов;
наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью;
формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представление о целях общности, нравственности и др.;
укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления активностью группы;
социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Социальные общности подразделяются на:
1) фиксированные в социальной структуре общества: статусные группы (элита, безработные и т. п.); функциональные группы (шахтеры, учителя, военные и т. п.); территориальные, поселенческие общности (городские и сельские);
2) нефиксированные в социальной структуре массовые образования: толпа, аудитории средств массовой информации, зарождающиеся коллективные движения.
Всякая зрелая общность выступает в качестве социального субъекта активной силы общества. Зрелые общности оказывают разнообразные формы влияния на другие ассоциации и общество в целом. По другим критериям выделяют следующие социальные общности: социально-классовые, социально-демографические, социально-территориальные.
Поэтому под социальной структурой понимают упорядоченные в одно целое отдельные части общества, строение, внутреннее устройство, основу социальной организации.

ГРУППАИ ОРГАНИЗАЦИЯ
Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семью, где мы родились), а также разнообразным организациям гораздо большего размера таким как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение.
Группа это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от нечленов. Группы могут быть разного размера от интимных, таких как семья, до больших коллективов, таких как спортивные клубы.
Не все группы, к которым мы принадлежим, одинаково важны для нас. Некоторые группы воздействуют на многие аспекты нашей жизни и приводят нас к личным и близким связям с другими. Такие группы называют первичными группами (семья, группа друзей). Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения по большей части носят обезличенный характер. Индивиды во вторичных группах не имеют близких отношений друг с другом и обычно собираются вместе со специфическими практическими целями (комитеты, клубы).
В действительных жизненных ситуациях различия между первичными и вторичными группами выражены не столь отчетливо.
Формальные организации. Большинство из нас появились на свет в родильных домах. Практически все мы учимся или учились в школе, после окончания которой многие поступают в вузы. Мы можем работать в фирмах, банках или государственных учреждениях. В течение всей нашей жизни мы также будем зависеть от организаций, если хотим общаться с другими людьми посредством писем или телефона, иметь свет и тепло в своих домах, а также получать информацию и развлечения, читая газеты, слушая радио или смотря телевизор.
Организация это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей. Организации по большей части «спроектированы» учреждены с определенными целями и располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей. Здания, в которых функционируют больницы, школы или фирмы, являются в основном специально приспособленными.
Легко понять, почему организации так важны для нас. Сегодня мы все гораздо более взаимозависимы, чем когда-либо раньше. Многие наши потребности удовлетворяются теми, кого мы никогда не встретим в жизни и кто, может быть, живет за многие тысячи километров от нас. Поэтому требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, каковую и выполняют организации.
Бюрократия (фр. bureaucrate фр. bureau бюро, канцелярия и rp. kratos власть, господство, букв, господство канцелярии):
1) специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), в которых центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов; с конца XIX в. бюрократия Универсальная форма социальных организаций; бюрократия проявляет тенденцию к произволу, формализму, стремление подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления;
2) узкий, привилегированный чиновничье-административный слой.
Все современные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. Слово «бюрократия» было введено в середине XVIII в. Оно означает «власть чиновников». Вначале это слово применялось только по отношению к правительственным учреждениям, но постепенно его значение расширилось и теперь применяется к любым большим организациям.
Наиболее точную и общепринятую оценку бюрократии дал М. Вебер. Согласно его точке зрения, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Тем не менее Вебер считает, что бюрократии присущи некоторые крупные недостатки, оказывающие серьезное влияние на природу общественной жизни.
Кроме названных ассоциаций (первичные группы и бюрократические организации), давно существуют добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи.
За последние сто лет число и разнообразие групп взаимопомощи значительно возросло. Существуют ассоциации домовладельцев, анонимных алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и сотни других. Право образовывать эти группы далеко не всегда было закреплено законодательно. Во многих странах такие организации рабочих сталкивались с враждебным отношением со стороны властей и иногда даже запрещались. В большинстве обществ шла борьба за право образовывать группы согласно свободно выбранным интересам и целям.
Группы взаимопомощи образуют люди, находящиеся в одинаковом положении и собирающиеся вместе, чтобы оказать друг другу помощь в реализации общих интересов или чтобы справиться с общими проблемами. Такие группы, как правило, являются неиерархическими; в них отсутствуют фиксированные должности, связываемые с бюрократиями. Членство в группах зачастую непостоянное; члены групп могут посетить одно или несколько собраний, а затем покинуть группу. Обычно эти группы зависят от членских взносов или пожертвований и не имеют фиксированных видов дохода. Если существуют оплачиваемые функционеры, их заработок, как правило, мал по сравнению с заработками их коллег в организациях.
Две основные характерные черты групп взаимопомощи можно обозначить как совместное участие и разработка проектов. Совместное участие означает сбор и накопление информации и опыта путем личного или иных контактов.
Группы взаимопомощи оказывают влияние как на своих членов, так и на окружающих. Разработка проектов обычно заключается в совместной деятельности, направленной на решение тех или иных задач.
Ясно, что группы взаимопомощи в некотором отношении являются противоположностью бюрократии: области их деятельности лежат вне бюрократических организаций, люди в них взаимодействуют на основе равенства и сотрудничества.
Таким образом, социальные группы являются основной формой социальных общностей.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение личности положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида.
Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. Это понятие показывает то, что личность может делать, и то, что она делает; каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими (индивидами, группами, обществом в целом).
Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций ролей (например, учителя, шофера, отца, дочери и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понимают положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.д. Иными словами, речь идет о правах и обязанностях индивида.
Человек в течение своей жизни исполняет множество ролей и подчиняется множеству ролевых предписаний. клинике он больной, в театре зритель, на службе занимает определенную должность и т. д. Можно сделать вывод о том, что социальная роль это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, которые он должен выполнить, занимая определенное положение в обществе, т. е. обладая определенным социальным статусом.
Но индивид не только обладает определенным социальным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, и называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.
Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности, это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, впоследствии известный американский социолог Питирим Сорокин. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т. д.). Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Описывая социальное неравенство, социологи говорят о социальной стратификации. Стратификация может быть определена как различия между группами людей. Для большей наглядности стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов. Общества также состоят из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу.
Различают четыре основные системы стратификации: бовладельческую, кастовую, сословную и классовую.
Система социальной стратификации
Рабство это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других. Правовые нормы, регулировавшие отношения рабовладения в различных обществах, отличались весьма существенно. Иногда по закону рабы были лишены почти всех прав так было на юге США, в других же случаях положение рабов скорее напоминало положение слуг.
Причинами распада систем, основанных на рабском труде, было отчасти сопротивление рабов, а отчасти большая эффективность экономических и других стимулов по сравнению с прямым принуждением. Рабство, попросту говоря, было не слишком продуктивным.
Касты прежде всего ассоциируются с культурами полуострова Индостан. Сам термин «каста» означает «раса», или «чистая порода».
Кастовая система очень сложна, и структура ее меняется от региона к региону, меняется до такой степени, что фактически представляет собой даже не единую систему в полном смысле слова, а набор отдаленно связанных между собой верований и обычаев.
Понятие касты иногда используется вне контекста индийской культуры, в случаях, когда две или более этнические группы отделены друг от друга, в первую очередь, из соображений чистоты расы.
Сословия были частью европейской феодальной системы. Они существовали также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия состояли из страт (лат. stratum слой), обладавших различными правами и обязанностями, многие из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и мелкопоместного дворянства. К другому сословию относились священнослужители. Те же, кого позже стали называть «третьим сословием», принадлежали к простому народу. Это были крепостные и свободные крестьяне, купцы и ремесленники. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми.
Классы. Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабовладельческих, сословных и кастовых. Эти особенности можно сформулировать следующим образом:
1) в отличие от других типов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных установок;
2) классовая принадлежность достигается индивидом хотя бы отчасти, а не просто «дается» при рождении;
3) классы связаны с различиями в экономическом положении группы людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля за ними;
4) классовая система проявляется в основном в крупномасштабных отношениях безличного характера.
Классы можно определить как большие группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, который они ведут. Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий.
Наиболее влиятельные теоретические подходы были разработаны К. Марксом и М. Вебером. Их идеи легли в основу почти всех последующих стратификационных теорий.
Для Маркса класс это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. До возникновения современной промышленности основными средствами производства были земля и орудия, использовавшиеся в земледелии и скотоводстве. В современных индустриальных обществах более важное значение приобретают фабрики, офисы, промышленное оборудование, а также капитал, необходимый для их приобретения.
По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах о классе собственников на средства производства и о классе тех, кто не имеет собственности. Помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы. Это классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались.
Эта концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.
Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких определяющих факторов в первую очередь относятся мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного человека выполнять ту или иную работу.
Помимо класса Вебер выделяет еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому партия. Понятие статуса связано с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Отличительные черты конкретного статуса могут меняться независимо от классового деления; при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным.
Если классовая принадлежность характеристика объективная, то статус, напротив, зависит от субъективных оценок людьми социальных различий. Классы связаны с экономическими факторами собственностью и доходами, статус определяется различными стилями жизни соответствующих групп.
В современных обществах, указывает Вебер, важным инструментом власти становятся партии, которые оказывают влияние на стратификацию, независимо от класса и статуса. «Партия» определяется как группа людей, которые работают вместе, потому что у них общие истоки, цели и интересы. Статус и партийная принадлежность могут весьма существенно влиять на экономические условия жизни отдельных людей и групп, а следовательно классов.
Социальная мобильность. Изучая стратификацию, мы должны учитывать не только различия между экономическими или профессиональными положениями, но и то, что происходит с людьми, занимающими эти положения. Термин «социальная мобильность» обозначает перемещение отдельных людей или ГРУПП по социально-экономическим позициям. «Вертикальная мобильность» означает движение вверх или вниз по социально-экономической шкале. О тех, кто приобретает новую собственность, чьи доходы и статус повышаются, говорят, что для них характерно социальное продвижение, восходящая мобильность, а о тех, чье положение изменяется в противоположном направлении, нисходящая мобильность. В современных обществах распространена также горизонтальная мобильность, которая означает географическое перемещение между районами, городами и т. д. Вертикальная и горизонтальная мобильность нередко сочетаются.
Социальное перемещение осуществляется стихийно или с помощью социальных институтов, регулирующей функции государства.
Наряду с выделением вертикальной и горизонтальной мобильности (по П. Сорокину) называют индивидуальную мобильность, которая связана с переходами индивида лз одной общности в другую, и групповую мобильность, когда речь идет об изменении самой системы критериев стратификации. Причинами последних изменений могут выступать экономические факторы (появление новых форм собственности, хозяйствования), политические процессы (появление новых партий, движений, новых политических общностей), демографические, миграционные и т. п.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Мы неоднократно подчеркивали, что социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих
поведение в соответствии с ситуацией. Скажем, движение на дороге невозможно, если водители не соблюдают правила дорожного движения. Нормы, которым мы следуем в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.
Изучение отклоняющегося поведения одна из самых увлекательных задач социологии. Эта область сложна для анализа, потому что типов нарушений правил так же много, как много социальных норм и ценностей. Кроме того, нормы различных культур, а также субкультур в рамках одного общества существенно различаются.
Девиацию (лат. deviatio отклонение) можно определить как несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. Ни в одном обществе невозможно разделить всех на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству из нас случалось нарушать общепринятые правила поведения.
Область, охватываемая понятием «девиантное поведение», очень широка. Отклонение бывает не только в индивидуальном поведении, но и в групповом.
Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам, потому что вследствие процесса социализации нам привычно поступать именно так. Возьмем, к примеру, овладение правилами языка. Использование языка означает знание различных правил грамматики и орфографии. В основном мы используем эти правила без труда, не думая, поскольку усвоили их еще в раннем детстве. Только позже, изучая иностранный язык, человек начинает понимать, как много правил следует выучить, чтобы сказать даже простейшую фразу.
Другой иллюстрацией могут быть нормы, регулирующие взаимодействие в социальных столкновениях. Соблюдение позиции гражданского невнимания к посторонним, такт в отношениях с друзьями все это делается в соответствии с определенными правилами.
Другой тип норм те, следуя которым, мы сознательно верим, что предписываемое ими поведение истинно. В частности, это верно для норм поведения на дороге. Водители безоговорочно принимают, что они должны придерживаться нужной стороны дороги и т. п., потому что, если бы большинство из них эти правила не соблюдали, то дороги стали бы несравненно более опасными, чем сейчас.
Гораздо меньшее согласие наблюдается относительно других правил дорожного движения, например ограничения скорости. Лишь немногие из водителей строго придерживаются этих ограничений. С установленной скоростью они будут ехать только тогда, когда знают или предполагают, что рядом постовая служба, но как только они узнают, что контроля нет, многие тут же превышают установленную законом скорость.
Этот пример обращает наше внимание на один из важнейших аспектов проблемы конформности и отклонения. Все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими от неконформности. Санкция любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными (поощрение за конформность) или негативными (наказание за неконформное поведение). Санкции могут быть формальными и неформальными. Формальные санкции имеют место там, где существует группа или организация, задачей которой является гарантированное соблюдение норм. Неформальные санкции менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность.
Большинство типов формальных санкций в современных обществах связано с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами. Органы внутренних дел также являются организациями, в чьи обязанности входит привлечение преступников к суду, последующее заключение в тюрьму. К формальным негативным санкциям относятся штрафы, тюремное заключение и казнь. Позитивные формальные санкции представлены награждениями, свидетельствами о профессиональных, научных успехах и др.
Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке, похлопывании по спине и т. п. Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование индивида. И хотя формальные санкции более эффективны и явны, неформальные санкции имеют фундаментальное значение для создания конформности в соблюдении норм. Потребность сохранить расположение друзей, семьи, коллег, желание избежать насмешки, стыда, отторжения часто определяет поведение людей в значительно большей степени, чем формальное поощрение или наказание.
Нормы, определяемые властями в качестве принципов, которым должны следовать граждане, это законы. Существуют формальные санкции, которые применяются против людей, не проявляющих конформности. Где есть законы, там всегда найдутся и преступления, поскольку преступление можно определить как любой способ поведения, нарушающий закон. Природа криминального поведения, серьезность различных преступлений и способы, которыми криминальные действия пресекаются государственной властью, существенно изменились за последние два-три века. Причины этого можно найти в замещении традиционных обществ, основанных на принципах общины, индустриальными социальными системами, где большинство людей живут в более анонимных условиях, чем в традиционных системах.
Ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения преступлению, не говоря уже об отклонении от норм. Так, есть попытки объяснить девиацию с биологической и психологической позиций; в основе названного поведения также видели особенности исторически сложившейся культурной традиции и системы ценностей. Для нас особый интерес представляют собственно социологические теории, так как преступления связаны с социальными институтами общества. Одним из наиболее важных аспектов социологического подхода является подчеркивание взаимосвязи конформности и отклонений в различных социальных контекстах. Так, Роберт К. Мер-тон исходил из концепции аномии, предложенной впервые одним из основателей социологии Э. Дюркгеймом (1858 1917), и создал теорию девиаций, получившую общее признание. Дюркгейм развивал понятие аномии в связи с тезисом, что в современных обществах традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. Аномия возникает, когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения. В этих областях люди испытывают тревоги, страх перед неопределенностью, поэтому аномия может стать одним из социальных факторов, влияющих на предрасположенность к самоубийству.
К. Мертон модифицировал понятие аномии для обозначения напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Так, во многих обществах общепринятые ценности ориентируют человека на продвижение вперед, на «делание денег», т. е. на материальный успех. В качестве средств для достижения этой цели предполагаются самодисциплина и интенсивная работа. Согласно этим положениям, люди, действительно работающие, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. В действительности это не так, поскольку большинство людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, располагают ограниченными перспективами роста.
Те, кто не преуспел, сталкиваются с осуждением своей очевидной неспособности добиться материального успеха. В такой ситуации возникает большое искушение «продвинуться» любыми средствами, законными или незаконными.
Несмотря на то что преступление только одна категория девиантного поведения как целого, оно охватывает такое многообразие видов деятельности - от взятой и неоплаченной плитки шоколада до массового убийства, что кажется совершенно невозможным создать единую теорию, которая могла бы объяснить все формы криминальной деятельности. Каждая из них вносит вклад в понимание либо каких-то аспектов, либо каких-то видов преступлений.
Было бы серьезной ошибкой рассматривать отклонения только в негативном смысле. Любое общество, учитывающее разные ценности и интересы людей, должно найти место для тех индивидов или групп, чьи действия не соответствуют нормам, соблюдаемым большинством. Люди, развивающие новые идеи в политике, науке, искусстве или других областях человеческой деятельности, часто воспринимаются враждебно и недоверчиво теми, кто следует традиционным принципам. Отклонение от господствующих норм требует мужества и решимости. Часто оно имеет принципиальное значение для перемен, которые затем оказываются полезными для всех.
Некоторые считают, что насилие неизбежно в обществе, где не существует жестких поведенческих правил. Но если пристально изучить эту точку зрения, она не выглядит логически последовательной. В некоторых обществах, где имеется широкая гамма индивидуальных свобод и к отклоняющемуся поведению относятся терпимо, уровень преступности низкий. С другой стороны, государства, в которых область индивидуальных свобод строго ограничена, демонстрируют высокий уровень насилия.
Общество, которое терпимо относится к девиантному поведению, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией. Однако избежать дезинтеграции возможно только тогда, когда индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства не очень велики и у населения есть шанс жить насыщенной и полноценной жизнью. Если свобода не сбалансирована равенством и если многие лишены возможности самореализации, отклоняющееся поведение принимает социально деструктивные формы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОБЩНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Важнейшим элементом социальной структуры общества являются соци-
Социальные институты представляют собой определенные установления, обычаи, порядки. Для того чтобы возник и развивался социальный институт, нужны особые условия:
1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества, выступает главной предпосылкой становления нового института;
2) должны быть в наличии средства удовлетворения этой потребности, т. е. сложившаяся система необходимых для общества действий, регулирующих новую потребность;
3) чтобы институт мог реально выполнить свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять;
4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима особая культурная среда присущая только ему особая система правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту;
5) в каждом социальном институте есть своя система ценностей и норм, которая определяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, как действовать в той или иной системе отношений. Например, в офисе следует вести себя деловито и официально, а на семейной вечеринке дружески, непринужденно.
Следовательно, институт это специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общежития и регулируемое сводом социальных норм.
Явные функции институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей и декларированы. Латентные функции институтов те, которые осуществляются на самом деле. Состояние институтов является индикатором (значимым показателем) социальной стабильности всей общественной системы: общество стабильно тогда, когда функции институтов понятны, очевидны, неизменны.
В обществах переходного типа происходит изменение общественных потребностей, что требует изменить структуру социальных институтов и наделить существовавшие ранее институты не свойственными им функциями. В современном российском обществе прежние потребности как бы меняют «знак» раньше институты реализовывали общественные, коллективные функции защиты, а теперь от них требуют защиты интересов индивида.
Институционализация это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование множества специальных институтов, с другой каждый институциональный комплекс, например семья, реализует целую гамму базовых потребностей в коммуникации, в производстве услуг, в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.
Приведем несколько примеров социальных институтов.
Семья, родство, брак.
В обществе любого типа почти каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоят (или состояли) в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи различаются весьма существенно.
Семья это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Родство (родственные узы) это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).
В большинстве развитых стран родственные связи для практических целей ограничиваются небольшим числом близких родственников. Однако во многих культурах, особенно малых, родственные отношения имеют огромное значение в различных областях жизни. В некоторых таких обществах каждый человек считается родственником всех остальных или, по крайней мере, верит в это.
Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Кланы. В большинстве обществ традиционного типа существуют крупные родственные группы, связи между членами которых выходят за рамки обычных прямых семейных родственных связей. Важное место среди групп такого типа занимают кланы. Клан представляет собой группу, все члены которой считают, что они происходят (по мужской или по женской линии) от общего предка, давшего начало клану несколько поколений назад. Они расценивают себя и расцениваются остальными как коллектив, наделенный специфическими чертами. К таким группам относились шотландские кланы. Существует много африканских и тихоокеанских обществ, где эта родовая организация сохраняет свое значение и до настоящего времени.
Как правило, члены одного и того же клана обладают схожими религиозными верованиями, имеют экономические обязательства друг перед другом и живут в одной и той же местности. Обычно кланы довольно невелики по размерам, но иногда объединяют сотни и даже тысячи людей. Членство в клане зачастую оказывает влияние почти на все стороны жизни человека.
Семейные отношения. Среди круга отношений, связывающих родственников, прежде всего выделяется семейное родство. Практически во всех обществах мы можем выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В большинстве обществ традиционного типа, даже при отсутствии кланов, нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех и более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей и т. д.
Семьи, как нуклеарные, так и сложные, по отношению к индивиду могут подразделяться на родительские и репродуктивные. К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей.
К основным функциям семьи относятся:
сексуальное регулирование,
репродуктивная,
социально-воспитательная,
статусная,
эмоционально-психологическая.
Одним из важнейших показателей типологизации семей выступает воспитание детей. По данному критерию можно выделить три типа семейных структур:
авторитарный тип основывается на авторитете родителей (прежде всего, в силу традиций, отца);
либеральный тип строится на самоопределении личности, независимо от традиций, привычек, устоявшихся догм;
демократический тип характеризуется постепенным привитием ребенку таких черт, как сопричастность судьбам других людей, приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям.

МОЛОДЕЖЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. В конечном счете, преодолев (не без трудностей) и ограниченность классового подхода в определении молодежи, и узкоэмпирические понятия, характерные для многих западных школ и направлений, постепенно сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. И важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные и теми и другими социально-психологические свойства.
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного устройства, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
Учитывая относительность самостоятельности молодежи как социально-демографической группы, удается, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодежные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, стало принято подразделять на две большие группы.
К первой группе относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе; анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).
Молодежь характеризуется прежде всего теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно определяют (детерминируют) ее в самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. То есть речь идет о потенциальных силах молодежи. Отличительное социальное качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент его становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.
Другой характеристикой молодежи является то, что конкретные условия бытия этой группы определяют специфику молодежного сознания, дилектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых зависимостей, лежащих в основе молодежных проблем.
Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей. Мотивационная сфера молодежного сознания является сложным системным образованием и рассматривается как продукт непосредственных условий ее жизнедеятельности в процессе становления молодого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни.
К своеобразию особенностей социального состава молодежи (в силу ее переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести:
наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной деятельностью;
социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения; образуемые таким путем социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т. д.) существенно различаются.
Молодежь не является саморазвивающейся системой. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем ей присущи специфические общественные функции воспроизводственная, трансляционная, инновационная.

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, выделяющими и
обособляющими данную группу людей. Члены этнических групп считают себя отличающимися в культурном отношении от остальных социальных сообществ, и таким же образом воспринимаются остальными группами в обществе. Для выделения этнических групп может служить множество различных характеристик, но чаще всего используются язык, история или происхождение, религия и т. д. Этнические различия являются полностью приобретенными.
Большинство современных обществ включает огромное количество различных этнических групп. Эти общества, как индустриальные, так и неиндустриальные, являются плюралистическими. Плюралистические общества это такие общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга.
Этнические различия редко «нейтральны». Они часто связаны со значительным неравенством в распределении богатства и власти, а также с противоречиями между этническими группами.
Меньшинства. Понятие «этнические меньшинства», или просто «меньшинства», широко используется в социологии и включает в себя более чем просто количественные данные. Меньшинство, в социологическом понимании, обладает следующими чертами:
1) его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими вследствие дискриминации со стороны остальных;
2) члены меньшинства испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;
3) этнические меньшинства обычно в какой-то степени физически и социально изолированы от остального общества.
Раса. Физические отличия по цвету кожи или другим характеристикам обычно называют расовыми отличиями. Между людьми существуют очевидные физические различия, и некоторые из них передаются по наследству; но вопрос, почему именно какие-то определенные из них, а не другие становятся основанием для социальной дискриминации и предрассудков, не имеет никакого отношения к биологии. Расовые различия ' необходимо понимать как физические вариации, определяемые членами какой-либо группы или общества как этнически важные.
Например, различия в цвете кожи часто считаются в этом смысле важными, а в цвете волос нет. Расизм означает ложное предписывание врожденных характеристик личности или поведения индивидам, обладающим определенными внешними физическими признаками. Расист человек, верящий, что может существовать биологическое объяснение чертам превосходства или неполноценности, предположительно свойственным людям данного физического типа.
Социологические концепции, применяемые к этническим конфликтам на универсальном уровне, это этноцентризм, групповые барьеры и перераспределение ресурсов. Этноцентризм подозрительное отношение к чужакам в сочетании со стремлением оценивать все остальные культуры в терминах своей собственной.
Этноцентризм часто сочетается с групповыми барьерами. «Установление барьеров» представляет собой процесс, в ходе которого группы сохраняют границы, отделяющие их от остальных.
Иногда группы, равные по влиянию, взаимно устанавливают барьеры: их члены держатся изолированно друг от друга, но ни одна из групп не доминирует над другой. Однако более обычной является ситуация, когда члены одной группы занимают преимущественное положение по отношению к другой этнической группе или группам. В таких обстоятельствах возникновение барьеров сочетается с перераспределением ресурсов, другими словами, с неравенством в распределении богатства и материальных благ. Это может происходить в различных ситуациях, например в случае завоевания одной группы другой или при получении одной этнической группой экономического господства над другими. Этнические барьеры дают возможность защиты привилегированного положения доминирующей группы.
Переход общества к индустриальным формам организации экономики, которым соответствует формирование государства современного типа, приводит к размыванию этнической обособленности различных групп и складыванию социальной общности иного типа нации. Введение этого понятия было вызвано необходимостью обозначить формирование нового типа социальной общности людей, который складывался под воздействием индустриальных форм труда и развития рыночного хозяйства в рамках одной страны.
Под нацией понимают большую группу людей (социальную общность), проживающих на общей территории, связанных общностью экономической жизни, языка, национальных черт характера и культуры. В отличие от народности, нация более устойчивая общность людей. Ключевым признаком нации, определяющим ее суть, является культура (в ее материальном и духовном выражениях). Нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, имеет свои культурные особенности и традиции. Принадлежность человека к той или иной нации и определяется таким понятием, как «национальность».
В развитии наций четко выделяются две тенденции. Первая связана с интернационализацией на основе экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных этнических общностей, которое не исключает суверенитета и равноправия.
Это процесс сближения, объединения суверенных государств, примером которого является Европейский Союз. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, а также наличие глобальных проблем, усиление культурного и научного обменов.
Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации наций и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме:
национализма идеологического, политического, психологического и социального обособления и противопоставления одной нации другим;
шовинизма неприязни, а зачастую ненависти к другим народам.
Перед каждым государством и обществом в целом возникают вопросы, относящиеся к расово-этническим аспекта их функционирования и требующие следующих шагов:
сочетания национальных и интернациональных интересов, т. е. нахождения оптимальных форм соотношения национального и интернационального;
признания права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства;
приоритетности прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если говорить о самом общем определении конфликта, то его можно было бы дать следующим образом: конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные. Разумеется, конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций и невозможность сведения их окончательно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. И все же исторический опыт и социальная практика позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах.
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон. Иными словами можно говорить о следующих формах взаимоотношения сторон:
форма компромисса, т. е. соглашение, достигнутое путем взаимных уступок;
форма экстремизма, т. е. приверженность к крайним взглядам и действиям;
толерантность, т. е. терпимость во взглядах и оценках, снисходительность в определении мотивации действий отдельного индивида или группы.
Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов. Итак, конфликт это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Современное Российское общество – это сложное соединение прошлого и настоящего, переплетение разнообразных интересов, объективных и субъективных факторов, сочетание накопившихся ранее противоречий и новых противоречий настоящего периода.
Начатые в стране реформы вызвали глубокие перемены в обществе, затронув все стороны жизни людей. И прежде всего это касается социальной сферы: идет процесс формирования неизвестной для советского периода и во многом для российской социальной традиции стратификационной системы, принципиальное изменение составляющих прежней социальной структуры общества; на месте сверхцентрализованного государства возникли независимые государства, стала суверенным, независимым государством и Российская Федерация; этот процесс оказался весьма болезненным для большинства граждан, что сказалось на социальном самосознании и многих социальных общностей, и отдельных индивидов.
Задачи преобразований в огромной стране, переживающей глубокий социально-экономический, политический и духовный кризис, оказались чрезвычайно сложными. Реформы затронули интересы людей всех слоев и групп, а также отдельных индивидов, но прежде всего тех, в чьих руках была реальная власть и кто от имени народа распоряжался общественным богатством. Усилилось противодействие со стороны не желавшей перемен части бюрократического слоя, а также со стороны тех социальных сил, которые приспособились к прежней системе, гарантировавшей им минимум материальных благ независимо от трудового вклада.
Дальнейшее углубление кризиса проявилось: 1) в снижении жизненного уровня подавляющего большинства граждан (от социальных групп, занимавших в прежней системе высокое социальное положение, например деятелей науки, искусства, образования и т. п., до социальных общностей, всегда живших на грани возможного, но имевших от общества социальные гарантии, например низкооплачиваемые работники, пенсионеры, учащиеся и т. п.); 2) в падении производства, обострении всего комплекса социальных проблем. Одним из ярких подтверждений тому является складывающаяся ситуация в системе, еще некогда стабильно развивающейся, в образовании.
Одними из определяющих факторов эволюции социальной сферы являются:
уменьшение численности населения Российской Федерации. В настоящее время РФ занимает 6-е место в мире по численности населения. В то же время, если в 1990 г. население РФ составляло 148,1 млн человек, то в 1998 г. только 146,6 млн человек;
изменение численности и состава экономически активного населения (занятое в экономике население и безработные). Статистические данные фиксируют снижение его количественного состава с 75 млн человек в начале 90-х годов (70 % населения) до 66,8 млн человек в 1998 т. (61 % населения). Вместе с тем неоднозначно изменилось соотношение занятых в экономике и безработных в составе экономически активного населения. Если численность занятых уменьшилась с 71 млн человек (66,7 % населения) до 57,8 млн человек (52,9 % населения), то количественные покатели безработных, наоборот, значительно возросли с 3,9 млн человек (5,2 % населения) до 8,9 млн человек (13,3 % населения). Такая структура занятости населения свидетельствует о кризисных моментах в развитии экономики и отражает достаточно низкий уровень вос-требованности трудовых ресурсов в стране;
решающим фактором социальной структуризации в России стал фактор собственности; в российском обществе произошло деление экономически активного населения на наемных работников и предпринимателей собственников средств производства и обращения. Наемные работники составляют абсолютное большинство занятых в экономике. Значительная часть наемных работников заняты в государственном секторе, и в силу кризиса именно они в наибольшей степени испытывают его последствия. В основном наемные работники госсектора имеют самый низкий уровень оплаты. Другая часть занятых в государственном секторе обладают акциями своего предприятия, они в какой-то степени являются одновременно работниками и собственниками своего предприятия. Однако в условиях российской реальности дивиденды работников-совладельцев оказались мизерными. Наряду с этим в стране происходит становление крупного, среднего и малого бизнеса, что создает условия для формирования новых классовых общностей;
существенно изменилась структура собственности; с одной стороны, резко сократилась численность работающих на государственных предприятиях с 82,6 % занятого населения до 38,1 %. С другой стороны, существенно возросли количественные показатели занятых на частных предприятиях (в том числе и с участием иностранных владельцев);
важнейшей тенденцией развития отраслевой структуры в экономически развитых странах является перемещение рабочей силы в услугопроизводящий сектор экономики. В последнее десятилетие в России происходили аналогичные процессы. Так, если в 1990 г. в сфере материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство) было занято 41,7 млн человек, то в 1998 г. этот показатель составлял 28,2 млн человек. Вместе с тем процентное отношение занятых в этих отраслях ко всему занятому населению еще не соответствует аналогичным показателям в постиндустриальных странах. К концу XX столетия удельный вес занятых в материальном производстве в России составлял 44,2 % (в развитых странах, как правило, 25 30 %).
Вышеперечисленные тенденции развития свидетельствуют о том, что Россия относится к числу стран с переходным типом экономических и социальных отношений. Это определяет некоторую размытость границ между социальными группами, их нестабильность и повышенную мобильность. Вместе с тем общая направленность эволюции социальной структуры современного российского общества во многом совпадает с мировыми тенденциями.









13PAGE 15


13PAGE 14415










Матриархальная
Патриархальная
Нуклеарная (одно поколение)
Расширенная (несколько)
Родительские (в которой рождается)
Репродуктивные (которую образует)


сексуальное регулирование
репродуктивная
социально – воспитательная
статусная
эмоционально – психологическая

Виды социальных институтов инсьинститутов

Институционализация
процесс готовности общества к появлению нового социального института и реализация его появления.


+
Плюрализм.
Интернационализация.
Дифференциация.
Интеграция.
Толерантность.

Условия создания
потребность во всем обществе
средства удовлетворения этой потребности
выделение ресурсов обществом
система правил поведения присущая данному институту
система ценностей и норм.

Социальные институты
элемент социальной структуры, представляющей собой определенные обычаем порядки, устои, созданные для удовлетворения человеческого общежития.


Дискриминация.
Расизм.
Апартеид.
Национализм.
Шовинизм.
Геноцид.
Этноцентризм.

Отношения между этническими общностями

Раса
группа, отличающаяся по цвету кожи и физиологическому строению.

Национальность
социальная общность, проживающая на общей территории, связанной экономической жизнью, языком, культурой.

Этнические меньшинства
группа с невыгодным положением, изолированная от остального общества с чувством сопричастности к своей нации.

Этнические общности
группы, отличающиеся культурными обычаями, мировоззрением, языком, историей, религией.

Функции

Классификация

Групповая мобильность

Студент НИИ Студент МГУКИ

Индивидуальная мобильность

Горизонтальная мобильность
означает движение внутри группы без изменения экономического положения.

Вертикальная мобильность
означает движение вверх или вниз по социально – экономической шкале.






Социальная мобильность – перемещение отдельных людей или групп по социально–экономическим позициям.

Рабовладельческая.
Кастовая.
Классовая.

Основные системы

Социальный статус

Ролевой набор

оценка обществом престиж

Степень выполнения

оценка обществом авторитет

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

потребности, интересы, ценности

потребности, интересы, ценности

потребности, интересы, ценности

потребности, интересы, ценности

субъект

группа

объект

субъект

субъект

ФУНКЦИИ

Близкие отношения.
Сильное воздействие на личность.





Отсутствие близких отношений.
Совместное решение практических целей.

Вторичные:
партии;
клубы;
комитеты.




Первичные:
семья;
друзья;
рабочий коллектив.




Влияние
санкции
корректировка
общественное осуждение
государственные наказания

Причины

биологическое объяснение
психологическое объяснение
социологическое объяснение
конфликт господствующей культуры и культуры какой либо группы (субкультурой)

+ нейтральное

инициатива чудачество преступление
новаторство эксцентричность правонарушение
изобретение раздоры
скандалы
коррупция
алкоголизм
наркомания
терроризм
проституция

Характер

Отклоняющееся поведение (девиация)

Поведение, соответствующее социальным нормам

Устанавливаются самим обществом

Поведение

Влияние социальной нормы

обычаи (традиции)
правовые
моральные
эстетические
политические
религиозные
бытовые

Результат влияния
знание социальных норм человеком
осознание социальных норм человеком
мотив (желание следовать)
действие (реальное поведение)



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615