«Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Муниципальное образовательное бюджетное Учреждение Лицей №6 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Конспект урока
на тему
«Имена существительные,
которые имеют форму только
единственного числа»
(5 класс по программе «Школа 2100»)
Составил учитель
русского языка и литературы
Исанова И.Г
Мелеуз, 2013г.
Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
1) М/п (метапредметная): извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),
перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему),
владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).
2) 6ЛР (знание о языке как речевой деятельности): опознавать имена существительные, имеющие формы только единственного числа,
определять их тематическую принадлежность,
различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного).
3) 3ЛР (овладение умениями различных видов устной и письменной речи): находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.
Оборудование.
1) Учебник «Русский язык. 5 кл.»: учеб. для образоват.учреждений: в 2-х кн. Кн. 2/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2012.
2) Презентация к уроку prezent_rus_5kl_ur96 (сайт «Образовательная система «Школа 2100»)
3) Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашней работы. Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
- Сегодняшний урок начнем с проверки домашнего задания:
1) прослушивание вопросных планов, составленных учениками по заданию к упражнению 399;
2) устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».
Примерный вопросный план
1. Что обозначает имя существительное в единственном числе и во множественном числе?
2. С помощью чего передается изменение имя существительного по числам?
3. Что собой представляет форма двойственного числа имени существительного?
4. Какие группы имен существительных имеют форму только множественного числа?
Примерный рассказ на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».
В русском языке одним из непостоянных морфологических признаков имени существительного является категория числа. Имя существительное имеет форму единственного числа, когда предмет единичен, например: стол, окно. Имя существительное имеет форму множественного числа, когда предметов два и более, например: столы, окна.
Изменение имя существительного по числам передается с помощью окончаний: месяц – месяцы, вечер – вечера.
В древнерусском языке существовала особая форма двойственного числа, которая употреблялась для обозначения двух предметов, например: стол – единственное число, стола – двойственное число, что обозначало «два стола»; столы – множественное число. Когда формы двойственного числа стали исчезать из языка, дольше всего они сохранялись у слов, называющих парные предметы: глаза, бока, рога, рукава. Эти формы сохранились до нашего времени, но уже как формы именительного падежа множественного числа.
Еще есть имена существительные, имеющие форму только множественного числа. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы – очки, брюки; вещества – чернила, сливки; явления природы – сумерки, заморозки; события – именины; отрезки времени – каникулы, сутки; игры – жмурки, шахматы; географические названия – Альпы, Карпаты.III. Мотивация целеполагания и определение цели урока.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
1) Проблемная ситуация. Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.
Работа с презентацией (prezent_rus_5kl_ur96).
- В своих лингвистических рассказах вы говорили о такой грамматической категории, как число. Давайте понаблюдаем еще. Посмотрите на картинки и скажите, что на них нарисовано.
(На картинках - молоко, сахар, рис.)
- Что общего у этих слов?
(Эти слова обозначают вещества.)
- Можно ли подсчитать эти предметы?
(Нет. Эти предметы нельзя подсчитать.) - Попробуйте «взвесить» или «налить» эти вещества.
(Налить молока, взвесить два-три килограмма сахара, четыре тонны риса).
- Какое число вы получили?
(Получилось двойственное число.)
- Попробуйте образовать от этих слов форму множественного числа. С какой проблемой вы столкнулись?
(Проблема состоит в том, что форму множественного числа от данных слов образовать нельзя.)
- Сделайте вывод из сложившейся ситуации.
(У данных слов нет формы множественного числа.)
3) Формулировка темы урока и его целей обучающимися (при участии учителя).
- В начале урока мы говорили, что у имен существительных есть формы единственного и множественного числа, есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. Такие существительные можно распределить по тематическим группам. Сейчас перед нами слова, у которых нет формы множественного числа. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Что узнаем нового? Сформулируйте цель нашего урока.
(Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа и выделять группы таких слов).
- Давайте сравним вашу формулировку с формулировкой в учебнике на стр.223 к параграфу №45 (Обучающиеся читают).
IV. Деятельность обучающихся по освоению первичных знаний и умений по теме урока.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию (текст в схему).
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
1) Первичная деятельность учеников по добыванию знаний на основе наблюдения над учебным (языковым) материалом.
-Прочитайте слова (работа с презентацией - prezent_rus_5kl_ur96).
Человечество, человек, родственник, родня, железка, железо, листок, листва, горох, горошина.
-Выпишите в одну колонку существительные, которые можно подсчитать, в другую – обозначающие предметы, которые нельзя подсчитать.
- Давайте посмотрим, на какие группы вы разбили слова.
Слова можно разбить на две группы. Первая – в ней то, что подсчитать нельзя, во второй - можно
человечество человек
родня родственник
железо железка
листва лист
горох горошина
- Попробуйте образовать от слов каждой группы формы другого числа.
От слов первой группы образовать форму множественного числа нельзя, а вот от слов второй группы можно. Человек – люди, родственник – родственники, железка – железки, лист – листы, горошина – горошины.
2) Предварительные выводы и их обобщение в графической форме (схема, таблицы и т.п.).
- Какой вывод вы можете сделать?
В русском языке есть имена существительные, имеющие форму
только единственного числа.
- В самом деле, в русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Примеры таких существительных представлены на слайде (продолжение работы с презентацией).
Масло, смелость, детвора, нефть, доброта, золото, синева, мебель, студенчество.
Разделите слова на тематические группы, продолжите ряды слов своими примерами.
1. Названия веществ: мало, нефть, золото (рис, сахар, молоко)
2. Названия совокупности чего-либо: детвора, мебель, студенчество (крестьянство, молодежь, старьё)
3. Названия отвлечённых понятий: смелость, доброта, синева (любовь, храбрость, злоба)
-Давайте попробуем составить схему-опору по теме урока «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» Поработайте в парах.
(После работы в парах на доске записываются несколько схем-опор).
V. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
- Сейчас проверим на практике, как можно использовать полученные знания о тематических группах. Например, упражнение 401 (развивается умение подбирать существительные только единственного числа). (Читается задание). Подсказка: слово должно называть либо совокупность чеголибо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).
Дети - детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие); горошина – горох (продукт); молочный – молоко (продукт); нефтяник – нефть (вещество);пшеничный – пшеница (продукт); добряк – доброта (отвлеченное понятие); смельчак – смелость (отвлеченное понятие);синеет – синева (отвлеченное понятие); удалец – удаль (отвлеченное понятие);масленка – масло (продукт).
(Упражнение выполняется устно)
- Это задание было легким, и делали мы его все вместе. Усложним. Сейчас каждый из вас, выполняя упражнение 403 (развивается умение находить в тексте и группировать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа) самостоятельно выпишет имена существительные по группам: 1) имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа;
2) имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
3) имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Затем мы проведем взаимопроверку, а потом вместе поразмышляем о смысле данного стихотворения.
1) Имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа – простор, бор, ствол, смола, даль, чаща, муравейник, белка, стрелка, сосна, лес, старик, след, год, игла, шишка, муравей;2) Имена существительные, имеющие форму только множественного числа – ворота;
3) Имена существительные, имеющие форму только единственного числа – кров, полумрак, зной, кора, глушь, сушь, вышина, детство.(Далее обучающиеся рассуждают о смысле стихотворения - вечной красоте природы, о состоянии души героя, который размышляет о прожитой жизни, лес для него – мир его детства...).
- После плодотворной практической работы перейдем к обобщению. Теперь мы все знаем о такой категории, как число имён существительных. Попробуем наши знания преобразовать в таблицу, т.е. систематизировать.
(Коллективное составление обобщающей таблицы «Число имён существительных».)
- Заполните таблицу.
Число Значение Пример
(Обучающиеся заполняют таблицу)
Число Значение Пример
Ед.ч. – мн.ч. один предмет – много предметов друг – друзья, лес – леса
Только мн.ч. 1) составные («парные») предметы
2) вещества (продукты)
3) явления природы
4) события
5) отрезки времени
6) игры очки, клещи
духи, рожки
заморозки, сумерки
крестины, проводы
сутки, будни
шашки, прятки
Только ед.ч. 1) вещества (продукты)
2) совокупность
3) отвлечённые понятия золото, мясо
молодежь, старьё
отвага, баловство
- Проверьте себя (проецируется на экран таблица). Вы справились с этим заданием.
VI. Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
1) Рефлексия обучающихся (Я ЗНАЮ…; Я УМЕЮ…).
- Наш урок подходит к концу, и хотелось бы подвести итог. Сделать его нам поможет фраза: «Я знаю ключевые слова сегодняшней темы…». Продолжите мое предложение.
Имена существительные только единственного числа, тематические группы имен существительных только единственного числа: 1) вещества (продукты); 2) совокупность; 3) отвлечённые понятия и т.д.
2) Оценивание обучающимися своей учебной работы на уроке (в рамках первичной проверки сформированности умений).
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
3) Оценивание учителем достижений учеников на уроке (общая оценка коллективного труда на уроке; оценка учебной деятельности учеников в парах и группах; индивидуальная оценка, выставленная отдельным ученикам).
VII. Домашнее задание упражнение 405 (учитель предлагает дополнить каждую группу тремя-четырьмя словами). Остальные задания выполняются в полном объеме.