Урок «Святыня Дмитровской земли» (история Борисоглебского монастыря)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище №20 Московской области









Методическая разработка урока по учебному пособию «Духовное краеведение Подмосковья».

Тема: «Святыня Дмитровской земли»
(история Борисоглебского монастыря)







Выполнила:
Янбекова Любовь Александровна
Преподаватель истории
ГБОУ НПО ПУ№20 МО











Дмитров 2014


Цель: дать учащимся знания об истории монастыря на их малой родине;
приблизить детей к пониманию того, что есть духовные корни;
воспитывать чувство патриотизма, личной ответственности за происходящее вокруг.

Основные понятия: историческая память, святые князья Борис и Глеб, Борисоглебский монастырь, христианский подвиг, кротость, милосердие, Великомученик Дмитрий Солунский, христианские добродетели, Георгий Победоносец.

Темы: Тема 11. Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Борисоглебский монастырь. Святые князья Борис и Глеб: «О великомученике Дмитрии Солунском», «О святых князьях Борисе и Глебе», «Добрый воин Георгий Победоносец».

Средства: использованные материалы пособия: стр. 162 задание №1, 2(беседа), стр. 163 задание 4

Оформление урока: выставка книг по православной тематике; видео «Земля Дмитровская»;






























«Святыня Дмитровской земли»
(история Борисоглебского монастыря)

...Ты вдаль взгляни: над синими холмами Увидишь вдруг ожившую мечту, Как дым костра в безветрие, как пламя, Как песня, храм струится в высоту.
Вера Яворская


Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала: Урок начинается с гимна города Дмитров (видео), все учащиеся встают.

Над былинными просторами
Чередой летят века.
И на все четыре стороны
Слава края велика:
Били Дмитровские ратники
Крестоносцев и орду,
И фашистские стервятники
Здесь нашли свою беду.

Дмитровский край,
Песенный край,
Краше тебя не знаю
Дивной Руси
Сказочный край,
Наша земля святая.

Как сестра и брат родимые,
Так Москва и Дмитров-град,
Сколько раз сестру любимую
Защищал собою брат.
Обгоревший да израненный,
Он вступал в неравный бой,
Чтоб гордиться белокаменной
Златоглавою Москвой.

Здесь летят легенды долами,
Величавы и вольны
Край сверкает днями новыми
В голубых глазах Дубны.
Колокольным звоном славятся
И посады и поля.
Несравненная красавица
Древнерусская земля!


Учитель:
Мы не случайно начинаем урок с гимна нашего родного края. Ведь наш разговор пойдёт сегодня о городе Дмитров и об одной из его святынь - Борисоглебском монастыре, который имеет древнюю и славную историю.
Уже название нашего города позволяет узнать новое из истории христианской православной культуры. Это – имя святого великомученика Дмитрия Солунского.

Рассказ о великомученике Дмитрии Солунском.


Будущий святой родился от благочестивой четы тайных христиан. И был долгожданным и вымоленным у Господа ребенком. Его отец был проконсулом  Фессалоник. С младенческих лет Димитрий воспитывался в вере Христовой. Юношей он получил хорошее образование и отличался благовоспитанностью. В ту пору шло очередное и очень ожесточенное гонение на христиан (303–311 гг.). В 305 году император Максимиан Галерий, ярый ненавистник христиан, призвал Димитрия к себе и, убедившись в его способностях, назначил вместо отца проконсулом (градоначальником) Фессалоник. Максимиан хотел, чтобы Димитрий гнал христиан. Но произошло обратное: Димитрий стал для Солуни вторым апостолом Павлом. Он повсюду учил жителей христианской вере. Его горячие проповеди и дела милосердия снискали ему искреннюю любовь горожан. Это стало известно Максимиану. Он пришел в ярость. На обратном пути из похода в Причерноморье император решил посетить Солунь и лично во всем убедиться. Димитрий же раздал все имение нищим и, пребывая в пламенной молитве, готовился претерпеть страдания за Господа, Которого так любил и к Которому стремился всей душой.

Исповедник Христов Димитрий встретил правителя мужественно и непоколебимо. Максимиан негодовал. Он приказал немедленно заточить Димитрия в темницу, а сам, утомленный длительным походом, поспешил развлечься на гладиаторских поединках. Один из его любимцев, германец Лий, был настолько могуч и свиреп, что расправлялся со всеми соперниками почти без труда. Особой забавой было для Лия убивать христиан, которых из темниц выводили к нему на расправу. Лий сбрасывал страдальцев на копья под гул и одобрение неистовствующей толпы. Один смелый юноша-христианин по имени Нестор пришел к Димитрию в темницу и просил его благословения сразиться с Лием. Святой осенил крестным знамением чело и грудь Нестора и сказал: «И Лия одолеешь, и за Христа будешь замучен». Нестор вышел на поединок, как Давид на Голиафа, и победил, сбросив Лия на копья. И тут же был обезглавлен по приказу императора (память св. мученика Нестора 9 ноября по новому стилю). В тот же день рассвирепевший Максимиан приказал воинам пронзить копьями и Димитрия.
Лупп, верный слуга святого Димитрия, после мученической его кончины взял мантию и перстень святого, смочив их кровью Христова страдальца. От этих святынь сразу стали происходить многие чудеса и исцеления. Вскоре и Лупп был схвачен и казнен. Верный слуга вслед за своим господином также сподобился мученической смерти за Господа Иисуса Христа.  При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, а еще через сто лет при строительстве нового храма на месте обветшавшего были обретены нетленные мощи святого великомученика. Чудес по молитвам Димитрия Солунского невозможно исчесть. Святой многократно защищал родную Солунь от неприятелей, спасал город от голода и разрушений. Известен случай, когда святой Димитрий чудесно освободил пленниц, вышивавших его лик по приказу их хозяина, который желал поглумиться над святым образом. В мгновение ока женщины оказались у раки святого вместе с вышитой ими иконой. В это время в храме служили всенощную в день памяти великомученика Димитрия.



Проблемный вопрос: Как же случилось, что в честь христианского святого из далекого греческого города Солуни был назван один из городов московского края?
Чтение учебника «Духовное краеведение Подмосковья» стр. 157-158.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.







2.Однна из главных достопримечательностей Дмитровского района - Борисоглебский монастырь. Давайте обратимся к истории этого храма.





Согласно преданию, Борисоглебский монастырь был основан Юрием Долгоруким почти одновременно с основанием Дмитрова в 1154 году. Однако, скорее всего, он возник не раньше третьей четверти XV века. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. В 1841 году под приделом Борисоглебского собора монастыря был найден крест, на котором была выбита дата его установки – 1462 год. Есть также версия, что Борисоглебский Дмитровский монастырь возник в 1380-е годы.
В 1537 году в монастыре был построен одноглавый собор во имя святых князей Бориса и Глеба. В 1610 году пострадал от отряда гетмана Я.Сапеги. В 1652 году монастырь стал подмосковной резиденцией митрополита Новгородского Никона, ставшего в том же году патриархом, однако тот вскоре охладел к этой обители и перенес свою резиденцию в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1656 г. Прасковья Чаплина, жена стольника Алексея Чаплина, пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия. После сильного пожара в 1672 году Борисоглебский монастырь был перестроен в камне. В 1689 году были построены стены и башни. С 1664 по 1682 год монастырь был самостоятельным, затем до 1725 года он был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю, а с 1725 года вновь стал независимым. В 1777 году здесь открылось духовное училище. На рубеже XIX-XX веков были проведены ремонтно-восстановительные работы. До конца XIX века в монастыре вели рукописную летопись.
После революции 1917 года на базе Борисоглебского монастыря была создана трудовая артель. В первой половине 1920-х годов монастырь стал женским. В 1926 г. на территории разместился Музей Дмитровского края, однако в 30-х годах многие сотрудники музея были репрессированы.



В 1932 году в связи со строительством канала Москва-Волга (переименованного в 1947 г. в Канал имени Москвы), здесь было размещено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (одного из подразделений ГУЛАГа). В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещалась воинская часть. После войны – различные организации, склады и жилье.
В 1993 году началось возрождение монастыря.

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Чтение ученицей стихотворения «Диво дивное»

Диво дивное,   чудо чудное: Пусть для Родины   время трудное, – Но не сказкою,   не былинами Белый храм встает   над руинами. Божий храм встает   в волю вольную, Ах, и песнь поет –   колокольную!.. До небес плывет   песня плавная – Оживает Русь   Православная

Класс отвечает на вопросы (беседа): О чем стихотворение? Что имел ввиду автор стихотворения в строчках «До небес плывет песня плавная – Оживает Русь Православная»? Что вы чувствуете, когда слышите колокольный звон?




Закрепление. Подведение итогов урока:
1) Рассмотри илл. 176. Расскажи, какой эпизод из жизни святого георгия изображен на иконе?
2) Что нового узнали вы о своём родном крае?
3)Как вы думаете, почему в последнее время люди так потянулись в храм? (звучат рассуждения учащихся)

Вывод: Стремясь обрести благодать, мы часто отправляемся за тридевять земель, не задумываясь о том, что не меньшую благодать мы можем обрести совсем рядом. Давайте же будем внимательнее относиться к тому, что милостью Божией имеем на родной Дмитровской земле.

Д/З: составить маршрут духовного краеведения «Имена православных храмов Дмитровского района»
































Список использованной литературы.

Шевченко, Людмила Леонидовна. Духовное краеведение Подмосковья: (история и культура религии (Православие)): учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области / Л.Л. Шевченко; М-во образования Моск. обл.; ред. Л.Н. Антонова.- 3-е изд.- М.: Центр поддержки культур.-ист. традиций Отечества, 2005.- 256 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15