Урок 6. История развития вычислительной техники. Поколения компьютера


Информатика, 6 «А» класс
Учитель: Ермагамбетов А.М.
Сабақ /урок №6
мерзімі/дата: 12.10.2016
Урок 6. История развития вычислительной техники. Поколения компьютера
Цель урока:
• формировать знания учащихся по истории развития вычислительной техники, эволюции компьютера.
Учащиеся должны знать: историю развития вычислительных устройств; основные даты и достижения электронного этапа развития ВТ; поколения ЭВМ, их характеристики и элементную базу.
Учащиеся должны уметь: определять соответствие элементов аналитической машины устройствам современного компьютера; приводить примеры ЭВМ разных поколений, характеризовать их.
Ход урока
Организационный момент
Постановка целей и задач урока
Актуализация знаний
Какие устройства для вычислений вам известны?
Кого раньше называли компьютерами?
Как назывался первый электронный компьютер?
На два последних вопроса ученики не знают ответа. Выводится тема урока «Поколения компьютера».
Изучение нового материала
Как вы думаете, что появилось раньше - компьютер или слово, обозначающее это устройство?
Изначально компьютером называли людей, которые проводили вычисления. И лишь после появления настоящего компьютера это слово стало ассоциироваться только с устройством, а не с человеком.
Пока не был создан компьютер, древние люди искали способы облегчения расчетов. Появлялись такие учетные устройства, как абак, счеты, соробан (демонстрация иллюстраций и объяснение принципов счета).
Фактически при использовании счетов или абака человек считал сам. Отнести абак и счеты к вычислительной технике нельзя.
В 1822 году конструктор Чарльз Томас создал первый механический калькулятор - арифмометр.
В 1833 году английский математик Чарльз Бэббидж начал создание аналитической машины. Ее считают прообразом современных компьютеров.
Программу для аналитической машины написала Ада Лавлейс.
В 1890 году для ускорения обработки результатов переписи населения американец Герман Холлерит создал табулятор. В 1924 году на базе предприятия, производившего электромеханические машины Холлерита, была создана фирма IBM.
В 1937 году заработала машина Z1 - дипломный проект немецкого студента Конрада Цузе. Создана она была полностью на механической основе, работала по программе. Z1 обрабатывала 22-значные, двоичные числа.
Работа в группах.
Ученики делятся на пять групп - по количеству поколений компьютера (существующих и будущих).
В каждой группе находится по ученику, подготовившему рассказ о компьютерах одного из поколений.
Дополнительно ученики в сети Интернет проводят поиск и отбор информации о своем поколении компьютера.
По мере изучения материала каждая группа заполняет таблицу (по своему поколению).
Поколение
(год) Основа
ЭВМ Размеры
ЭВМ Скорость
работы Возможность
программирования Применение
Если ученики владеют навыками работы с электронными документами, то заполнение таблицы проводится в компьютерной программе. В противном случае ученики заполняют бумажный вариант.
Афиширование (по одному представителю от группы).
V Закрепление изученного материала
Учащиеся продолжают исследовательскую работу. Для закрепления используются задания из раздела учебника «Практическая работа за компьютером». Ученики, выполняющие задания Уровней А и В, изучают информацию по теме урока, создают электронный конспект или конспект в рабочей тетради. Так как материала по данной теме в сети Интернет очень много, учителю целесообразно следить за тем, чтобы во время работы ученики не распылялись, а работали с 2-3 источниками.
Результатом выполнения задания Уровня С становится информационный продукт, который ученики презентуют всему классу. Это послужит хорошим стимулом для выбора учащимися более сложных практических заданий и стремления к созданию собственных программных продуктов (начало проектной деятельПодведение итогов
Ученики демонстрируют свои программные продукты, делается краткий обзор поколений компьютера.
Учитель оценивает домашнюю работу (индивидуальное задание), работу в группах, выполнение практических заданий за компьютером (оценок может быть три).
Домашнее задание
Изучить текст §6, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания. Задание 12 (Опишите, каким будет компьютер V поколения.) предполагает возможность творческого решения - создание рисунка, написание эссе и т.п.
Для самопроверки ответить на вопросы теста.
Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §6:
1.С 2. D З.С 4. А 5. D 6. А 7. В 8. С 9. А 10. С