Мастер — класс. Урок развития речи. Тема: Устное сочинение Свидание с природой
МБОУ ВесеннинскаяООШ.
Урок литературы.
УЧИТЕЛЬ Крикунова Л.Ю.
Тема. Сочинение – описание пейзажа «Свидание с природой» (устно и письменно).
Цель: сформировать умение подбирать материалы к сочинению - описанию природы, углубить знания о средствах художественно й выразительности, воспитать умение видеть прекрасное в природе и искусстве.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, репродукции картин художников – пейзажистов, аудиозапись произведений Чайковского.
«Все весны дыханием согрето»
Ф. Тютчев
I. Сейчас говорить мы будем о весне – времени года, приносящем обновление природе.Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится.
Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним.
Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…
Весна
Небо синее
Воздух прозрачный
Свежесть чистая
Журавли возвращаются
Почки пробуждаются
Ручьи журчат
Зелень изумрудная
- И получился у вас пейзаж
Пейзаж – описание природы.
Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.
Весна – это…
Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека , его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света,
Весну воды,
Весну первой зелени,
Весну человека!
(Демонстрация репродукции картин художников)
Звучит музыка Чайковского.
«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали».
«Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»
В этом мы убедимся, послушав стихи русских поэтов о весне
Ученики читают стихи:
- Плещеева «Уж тает снег…»;
- Тютчев «Еще в полях белеет снег»;
- Жемчужников «О чем задумался февраль»;
- Мазин «Однажды я думал…»;
- Баратынский «Весна, весна, как воздух чист…»
Творческое задание.
С чего же, по вашему мнению, начинается весна?
Продолжите рассуждение на основе впечатлений от прочитанных стихотоворений и личных наблюдений.
Весна начинается с неба.
Сначала оно светлеет
И чистой голубизною
Стекает к земле седой.
Весна начинается с криков
Веселых стай воробьиных,
Которые неумолчно,
Взахлеб о весне твердят.
Весна начинается с взглядов,
Оттаявших после стужи.
Весна начинается в сердце,
Где ясная тишина.
А может, ее начало
В той первой огромной луже?
Не знаю, но всем понятно:
Она началась, весна.
О. ЛебедушкинаТворческое задание
Поучимся у художников слова описывать природу
Определите в стихотворении Фета потерянные эпитеты
Уж верба вся …
Раскинулась кругом;
Опять весна …
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
… сны.
Везде …
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою …
Народ, чему-то рад.
Какой-то … жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
Творческое задание
Составьте синквейн со словами «ВЕСНА, ЖУРАВЛИ, ЦВЕТЕНЬЕ, СОЛНЦЕ, КАПЕЛЬ»
Весна.
Долгожданная цветущая.
Шумит, волнует, обновляет.
Дарит людям радость.
Счастье.
Цветенье.
Весеннее, ароматное.
Волнует, впечатляет, пьянит.
Радует глаз.
Весна.
Журавли
Стройные, красивые.
Летят, курлычут, радуются.
Дарят людям счастье.
Надежда.
- Обсудим, какими могут быть темы сочинений.
- Какие весенние моменты вы можете выбрать для описания.
(Свидание с природой, Солнечный день, пробуждающиеся деревья, тихий розовый закат, свежий ветер)
- Какие места можно описать?
(Лес, парк, сквер, улицу, школьный парк, дерево под окном)
- Подберите интересные названия для своих сочинений.
- Составьте устное сочинение на избранную тему.
- Теперь напишите сочинение письменно (дети пишут сочинение под музыку Чайковского).
Домашнее задание:
завершить работу над сочинением