Подготовка к ОГЭ. Пишем сочинение на лингвистическую тему.
Подготовка к ОГЭ.
Пишем сочинение на лингвистическую тему.
(1)Первое путешествие Андерсен совершил по Каттегату, заполненному сотнями парусных кораблей. (2)Это была очень весёлая поездка. (3)В то время в Каттегате появились первые пароходы «Дания» и «Каледония». (4)Они вызвали ураган негодования среди шкиперов парусных кораблей, и, когда пароходы, надымив на весь пролив, смущённо проходили сквозь строй парусников, их подвергали неслыханным насмешкам. (5)Шкипера посылали им в рупор самые отборные проклятья. (6)Их обзывали «трубочистами», «дымовозами», «копчёными хвостами». (7)Эта жестокая морская распря очень забавляла Андерсена.
(8)Позже начались «настоящие путешествия» Андерсена. (9)Он много раз объездил всю Европу, был в Малой Азии и даже в Африке.
(10)Он познакомился в Париже с Виктором Гюго и великой артисткой Рашель, беседовал с Бальзаком, был в гостях у Гейне.
(11)Дюма водил Андерсена по дешёвым парижским театрам, а однажды Андерсен видел, как Дюма писал свой очередной роман, то громко переругиваясь с его героями, то покатываясь от хохота. (12)Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини и Лист играли для Андерсена свои вещи.
(13)В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье. (14)Во дворе заунывно играл шарманщик-итальянец, за окном в сумерках блистал огонь маяка, мимо дома проплывали, выходя из Темзы в море, неуклюжие пароходы, а отдалённый берег реки, казалось, горел, как торф: дымили лондонские заводы и доки. (15)Диккенс Андерсену сказал, что его дом полон детей, хлопнул в ладоши, и тотчас несколько мальчиков и девочек – сыновей и дочерей Диккенса – вбежали в комнату, окружили Андерсена и расцеловали его в благодарность за сказки.
(16)Однажды Андерсен проезжал в дилижансе по Италии.
(17)Была весенняя ночь, полная крупных звёзд. (18)Когда в дилижанс село несколько деревенских девушек, было так темно, что пассажиры не могли рассмотреть друг друга. (19)Несмотря на это, между ними начался шутливый разговор. (20)Он начал рассказывать девушкам о них самих. (21) Он говорил о них, как о сказочных принцессах, восхвалял их зелёные загадочные глаза, душистые косы, рдеющие губы и тяжёлые ресницы, и каждая девушка была по-своему прелестна в описании Андерсена и по-своему счастлива.
(22)Девушки смущённо смеялись, но, несмотря на темноту, Андерсен заметил, как у некоторых из них блестели на глазах слёзы. (23)То были слёзы благодарности доброму и странному попутчику.
(24)Одна из девушек попросила Андерсена, чтобы он описал им самого себя. (25)Андерсен был некрасив и знал это. (26)Но сейчас он изобразил себя стройным, бледным и обаятельным молодым человеком с душой, трепещущей от ожидания любви.
(27)Наконец дилижанс остановился в глухом городке, куда ехали девушки. (28)Они расстались с Андерсеном, причём каждая горячо и нежно поцеловала на прощание удивительного незнакомца.
(29)Дилижанс тронулся. (30)Лес шумел за его окнами. (31)Фыркали лошади, низкие итальянские созвездия пылали над головой. (32)И Андерсен был счастлив так, как, может быть, ещё никогда не был счастлив в жизни. (33)Он благословлял дорожные неожиданности, мимолётные и милые встречи.
(34)Италия покорила Андерсена. (35)Он полюбил в ней всё: каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые мраморные фасады зданий, оборванных смуглых детей, померанцевые рощи, «отцветающий лотос» – Венецию, статуи Латерана, осенний воздух, холодноватый и пьянящий, мерцание куполов над Римом, старинные холсты, ласкающее солнце и то множество плодотворных мыслей, которые рождала Италия в его сердце.
(По К.Г. Паустовскому)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
(в тексте сочинения несколько аргументов, в экзаменационной работе необходимо привести только два аргумента)
Известный лингвист А.М. Пешковский утверждал: «У каждой части речи свои достоинства». Действительно, у каждой части речи, кроме общего грамматического значения, есть такие свойства, которые позволяют словам данному слову делать высказывание ярким, выразительным и эмоциональным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту К. Паустовского.
Так имена существительные выполняют в речи номинативную функцию. С их помощью мы можем не только описать место событий (Лондон, дом, взморье, двор, маяк, заводы – предложения 13-14), но и передать чувства, которые испытывают герои (благодарность – предложение 23, ожидание любви – предложение26). Также имена существительные, употреблённые в переносном значении, могут быть основой для тропов. Например, в предложении 4 встретилась метафора «ураган негодования», которая позволила автору более ярко передать недовольство появлением первых пароходов.
Имена прилагательные, обозначая признак предмета, помогают выделить конкретный предмет из множества одинаковых, назвать его отличительные признаки. С помощью прилагательных мы можем описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. Например, маленький дом (предложение 13), великая артистка (предложение 10), весенняя ночь (предложение 17), шутливый разговор (предложение 19). Прилагательные помогают автору текста нарисовать более яркую, зримую картину происходящего.
Наречия нужны для того, чтобы охарактеризовать более точно действия, предмет, признак, передать отношение говорящего к ним. Так в предложении 22 девушки смеялись «смущённо», а в предложении 27 каждая из девушек на просто поцеловала Андерсена на прощание, а поцеловала «горячо и нежно». Наречия не просто характеризуют действия, но и передают психологическое состояние героев, увеличивают эмоциональность повествования.
Местоимения – удобное звено в устройстве языка. Они заменяют знаменательные части речи: существительное собственное Андерсен (предложение 8) заменено личным местоимением (предложение 9). Подобные замены позволяют избежать речевых повторов.
Таким образом, каждая часть речи может делать текст более ярким, выразительным. Приведённые аргументы убеждают нас в том, что высказывание лингвиста А. М. Пешковского справедливо.