Индивидуально-личностный подход формирования у подростков ответственности за противоправные действия


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский механико-технологический техникум»
Преподаватель Борисенок Наталья Васильевна
Индивидуально-личностный подход формирования у подростков ответственности за противоправные действия
В  технологии личностной ориентации все пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;
учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
он должен открыто выражать в классе свои чувства;
должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
   Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологии личностно-ориентированного образования:
диалогичность,
деятельностно - творческий характер,
поддержка индивидуального развития ребенка,
предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе формирования у подростков ответственности за противоправные действия, в нашем техникуме нам было необходимо, выявить и проанализировать основные причины, и условия, которые способствуют антиобщественным действиям подростков, и что дает мотивацию к их поведению, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств студента, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистки настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект.
В нашем образовательном учреждении, на протяжении 3-4 лет с подростками работают специалисты, которые берут на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимают необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди студентов.
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении либо проблемы в обучении.
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими специальности.
На первом курсе перед нами стоит задача это выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Для этого со студентами проводится анкетирование, беседы психолога и социального педагога.
В дальнейшем мы реализуем программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения студентов.
Наиболее целесообразным считаем программно-целевое управление профилактической работой в техникуме с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений».
Остановимся на наиболее важных аспектах.
1. Ликвидация пробелов в знаниях студентов является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Мы ввели ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей, что позволило своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими студентами, организовать помощь со стороны педагогов-предметников и успевающими студентами.
Есть студенты, которые по каким-либо причинам не усвоили часть учебной программы, у них тогда появляется психологический дискомфорт, оттого, что они не усваивают дальнейшего материала, ощущают себя ненужными на уроке, им скучно, и они ищут понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, они могут стать добычей преступной среды.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Мы учитываем, что у студента, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках, вокзалах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого человека легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
По этой причине борьба с прогулами у нас включена в обще техникумовскую программу «Профилактики правонарушений».
Классные руководители устанавливают ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий студентом выясняют у родителей причину отсутствия и усиливают контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, подключаем работников милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимаем меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на секциях классных руководителей, цикловых комиссиях, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3. Организация досуга студентов, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга студентов, особенно из «группы риска», что помогает удовлетворить потребность в общении, организует их активность в группе, техникуме, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей студентов и их естественного природного потенциала:
потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек мы привлекаем специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов.
В пропаганде здорового образа жизни используем такие мероприятия:
беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами студенты;
беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные, при поддержке классного руководителя самими студентами;
встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
В беседах со студентами следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
милосердие, доброта и здоровье;
природа и здоровье;
любовь и здоровье;
здоровье и успешная карьера;
мода и здоровье;
фигура и здоровье;
спорт и здоровье;
компьютерные игры и здоровье;
СМИ и здоровье.
Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность студенческой активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди студентов, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
В беседе считаем целесообразно акцентировать внимание студентов не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя студента «в положение жертвы».
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Нами планируется и проводится работа по ранней профилактике наркомании и токсикомании. И проводится работа со студентами группы риска.
8. Индивидуально-личностный подход к студентам, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов среди студентов, классные руководители информируют об этом Совет профилактики техникума. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу проводим одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения.
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической студенческой деятельности является выявление, постановка на внутри техникумовский контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутри техникумовский контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговора суда, информации из ПДН и т.п.).
ВЫВОД: Таким образом можно считать, что индивидуально- личностная технология по этому направлению деятельности дает свои успехи. В студенческом коллективе меньше студентов, которые много пропускают занятия или чувствуют себя на занятиях изгоями. У многих стал проявляться интерес к жизни техникума, а свободное время больше студентов предпочитают проводить в спортивных секциях и кружках, а не на улице и у компьютера.
Каким бы не был студент, прежде всего нам нужно найти в нем лучшие качества, а не напирать на недостатки. Каждому из нас в первую очередь надо найти подход к любому студенту, не зависимо, из какой семьи он, как обучается, одевается и какое место занимает внутри студенческого коллектива. Чаще всего к преступлениям подростков приводит безысходность от непонимания его внутреннего мира, его самомнения и жизненной позиции, он начинает плохими проступками привлекать к себе внимание, а это может привести к нарушению закона. И наша задача найти подход к каждому студенту в отдельности и не допустить, чтобы он потерялся в окружающем его мире соблазнов и преступлений, а нашел себя и проявил в чем - то лучшем.