Программа самообразования по теме: Повышение качества образования через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
ПЛАХОТИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ «ГИМНАЗИЯ № 6» Г. ВОРКУТЫ

Тема самообразования:
«Повышение качества образования через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка».

Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Информатизация системы образования является одной из актуальных задач модернизации образовательной среды. Информационные и коммуникационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств. Информационно-коммуникационный ресурс включает электронные учебники, электронные энциклопедии, ресурсы Internet-сети, творческие (проектные) работы учащихся, перенесенные на электронный носитель.
Без применения информационно-коммуникационных технологий в настоящее время немыслима не только организация научных исследований, но и образовательный процесс любого учебного заведения. Каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров на своих уроках. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Для того чтобы новые средства стали доступны и востребованы, необходимо обучиться навыкам работы с этими технологиями и ресурсами и мотивировать себя на использование ИКТ в учебном процессе. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:
владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
работать с мультимедийными программами, электронными учебниками;
знать основы работы Internet, стать для учащихся проводником в освоении сети- Internet и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

Цель:
Повышение качества образования через применение новых образовательных технологий и как следствие, повышение эффективности обучения английскому языку.

Задачи:
планировать учебно-воспитательный процесс обучения английскому языку с учетом конкретных условий данного образовательного учреждения;
творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
формировать интерес учащихся к предмету;
организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами, администрацией гимназии;
учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Этапы работы:
I – 2012-2013 учебный год – ознакомительный
II –– 2013-2015 учебный год 2016-2017 учебный год – аналитический

2012-2013 учебный год – ознакомительный
2013-2015 учебный год – внедренческий
2016-2017 учебный год – аналитический

Профессиональное направление

Ознакомление с современными исследованиями ученых в области применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Знакомство с новыми примерными и авторскими программами, концепциями обучения, их оценками.
Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.
Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Применение новых УМК на уроках с использованием ИКТ.
Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.
Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме.
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом применения ИКТ.
Организация внеклассной деятельности по предмету с применением ИКТ.
Анализ применения новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.
Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Анализ участия на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме.
Посещение уроков коллег, участие в обмене опытом и анализ применения ИКТ.
Организация и анализ урочной и внеклассной деятельности с применением ИКТ. Самоанализ своей профессиональной деятельности.

Методическое направление

Знакомство с новыми педагогическими технологиями, в т.ч. ИКТ, формами, методами и приемами обучения через предметные издания.
Изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков с применением ИКТ.
Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы, использование возможностей Internet.

Продолжение изучения компьютерных программ.
Обобщение педагогического опыта по применению ИКТ на педагогических советах, конференциях, семинарах, заседаниях МО.
Разработка и внедрение разных формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых форм оценивания, например, «портфолио»
Создание пакета материалов по использованию ИКТ на уроках английского языка.
Проектирование личной методической web-страницы.
Создание пакета бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
Прохождение курсов повышения квалификации по проблеме использования ИКТ в образовании.
Анализ деятельности по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Охрана здоровья

Своевременное обновление инструкций по ТБ при работе с мультимедийной аппаратурой, во время проведения экскурсий.
Знакомство с документами СанПин в области использования компьютерной техники на уроках.
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Интересы и хобби

Заочные путешествия (использование Internet-ресурсов).
Посещение выставок, музеев, экскурсий, связанных с новыми технологиями в различных областях знаний.


Предполагаемый результат:
Повышение качества образования и преподаваемого предмета (повышение среднего балла по предмету, отсутствие неуспевающих, увеличение победителей предметных конкурсов, олимпиад, конференций).
Повышение мотивации учащихся к предмету «английский язык» (участие в олимпиадах, конкурсах, предметных чемпионатах, конференциях, исследовательской деятельности).
Создание банка данных творческих проектов учащихся с использованием ИКТ.
Разработка и проведение уроков с применением ИКТ.
Обобщение педагогического опыта (доклады, выступления по теме самообразования, участие в конкурсах).
Разработка и создание дидактических материалов, комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий, бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
Создание личной методической web-страницы.

Форма отчета по проделанной работе:
Обобщение опыта работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях методических объединений учителей иностранного языка гимназии и города.
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом гимназии.
Участие в конференциях и семинарах различного уровня.
Публикация статей по теме самообразования.


15