Конспект урока на тему: Почему исчезают животные.


Познание мира
3 класс
Урок – конкурс по страницам Красной книги.
Тема: Почему исчезают животные.
Задачи:продолжить работу по изучению Красной книги;
изучить экологические правила, которые должны выполнять все
люди на Земле;
развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
воспитывать любовь к Родине, к родной природе;
Оборудование: презентация, видеоролик.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Беседа.
1 уч. Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже миг.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно.
Красная книга – Красная!
2 уч. Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы,
Охраняются звери,
Охраняются даже цветы!
Учитель: Сегодня у нас необычный урок , а урок – конкурс. На уроке вы должны будете показать, что являетесь знатоками природы, любите её.
1 уч.
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Потемнеют страшные ожоги,
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
2 уч.
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на Земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.
С. Куняев.
- Какова главная мысль этих стихотворений?
- Что произойдет в природе, если высушат болота?
- Уничтожат волков?
Ответы учащихся ( в результате выстраивается цепочка круговорота жизни на Земле).
2.Работа по теме урока.
1. Сегодня мы узнаем как создавалась Красная книга.
- Для чего появилась Красная книга?
- Почему именно Красная?
Ответы детей.
Учитель:
- К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы все, ничего не давая взамен. И теперь, в результате безумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания.
Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно еще спасти.
Красный цвет книги – знак опасности, который приказывает нам:
«Остановись!»
2.Сообщение учащихся:
1 уч.
Красная книга – это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплета книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это, действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.
2 уч.
В 1948 году ученые мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили
списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов» - это была первая Красная книга.
3 уч.
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы – разноцветные.
4 уч. На красных листах даются сведения об исчезающих видах животных и птиц и о видах, находящихся под угрозой полного исчезновения. Этих животных осталось на Земле очень мало и их численность продолжает сокращаться.
5 уч.
На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на Земле, либо потому, что живут они на ограниченных территориях.
6 уч.
Зеленые страницы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов: лоси, бобры, соболь.
7 уч.
Но есть еще и Черная книга. В ней описаны те животные, которые навсегда исчезли с лица земли и в исчезновении большинства видов виноват человек.
Так, исчезли туры (быки), тарпаны, нет на земле сумчатого волка ( показ рисунков).Список этот можно продолжать.
8 уч.
Хранится Красная книга в швейцарском городе Морже. Мы – будущее поколение нашей планеты. От того, насколько мы будем образованными, как хорошо будем знать и любить нашу природу, зависит будущее нашей планеты. Давайте поближе познакомимся с теми животными, птицами, растениями, которые занесены в Красную книгу.
Призентация3. Конкурс.
Условный сигнал – флажки, объясняется условие игры.
Первый тур: « Разминка»( 5 сек на размышление ).
Команды отвечают на вопросы, первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднимет флажок, за правильный ответ 1 балл.
Какая птица выше всех летает? (орел)
Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
Какая птица самая большая в мире?(страус)Какая птица самая маленькая?(королек)
А знаете ли вы что, королек – одна из самых маленьких птичек. Он намного меньше воробья. За день ловит до 400 насекомых. Королек
уничтожает очень мелких насекомых, которых другие птицы не замечают.
5.Любимое лакомство аиста, цапли? (лягушка)
6.Какая птица имеет длинный хвост? (павлин, сорока)
7.Какую птицу называют лесным доктором? (дятла)
8.Кто днем спит, а ночью летает, прохожих пугает? (филин)
Жюри ведет счет баллов.
Второй тур: «Рассуждалки»
В этом туре у вас будет возможность обсудить вопрос, порассуждать,
прежде чем вы на него ответите. Каждая команда получает по три вопроса.
За подробный ответ – 2б.
За правильный ответ без пояснений – 1б.
За неверный ответ – 0б.
Вопросы записаны на карточках и предоставляется возможность самим вытянуть карточки с вопросами.
Капитаны вытягивают из 6 вопросов – карточек по три ( время 3 мин)
1 карточка
Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? ( На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли).
2 карточка
Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Потому, что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти).
3 карточка
Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам, а потомство погибнет).
4 карточка
Основная причина перелета птиц в теплые края? (Только из - за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, а сытая – никогда.)5 карточка
Почему дятла называют « помощником» других птиц? ( Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)
6 карточка
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)
Выслушиваются ответы учащихся.
Жюри ведет счет баллов.
Третий тур «Угадалки»
За правильный ответ – 1б.
1.Колосится в полерожь
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(возможные ответы на А4)
колокольчик
клевер
василек
2. Какая птица считается самой умной?
Орел
Ворон
Попугай
3. Как называется жилище бобра?
Нора
Логово
Хатка
4. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль?
травы
грибы
соль
5.Какая птица благодаря скрещенному клюву может достать семена из сосновых шишек?
ремез
клест
зяблик
6.Эта красивая грациозная кошка- одно из наиболее редких животных. Очень ценится у этого животного его пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине. Виновник резкого сокращения численности этого вида-человек.
тигр
дальневосточный леопард
снежный барс
7. Всеядный зверь, с весны до середины лета пасется на полянах, в конце лета переходит на питание созревшими ягодами малины, черники, брусники. Эти звери любят полакомиться плодами дикорастущих фруктов. Ближе к зиме рацион пополняется орехами. Накопив в организме необходимый для зимовки запас жира и белковых веществ, отправляется в спячку.
бурый медведь
белый медведь
барсук
8. Белая как снег,, и быстрая, как ветер, ее стихия- лед и снег. В самое холодное время, часто следует за белыми медведями, питаясь остатками их добычи. Гнездится на утесах и склонах северных островов.
ласточка
белая чайка
Спасибо за ответы.
Жюри следит за вашими ответами
А я попрошу подойти ко мне капитанов.
IVТур: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
На обсуждение отводится 2 минуты, время пошло.
1.Карточка
Брошенная на землю бумага разлагается 2 года. В школе вам предстоит учиться еще семь лет. Если каждый год будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обертки, пакеты, газеты). Сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложится? (9лет)
Учащиеся исполняют песню «Просьба» сл. Н. Заболоцкого, муз. А. ПахмутовойИтог.
Учитель:
- Почему животные исчезают?
- Каковы главные причины?
- К чему приводит загрязнение воздуха?
- Как сохранить воздух, воду, почву чистыми?
- Что должен знать и соблюдать человек, чтобы сохранить окружающий мир от катастрофы на Земле?
В заключении видеоролик о красной книге.