Великая отечественная война в моей семье.


\sУрок ИЗО
«Великая Отечественная Война в моей семье»
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.
 Цель урока: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи урока:
1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.  Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
4. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
                                                        
Целевая группа:
Урок адресован младшим школьникам.
Основные формы реализации:
Урок: беседа, мини-выставка, диалог, обсуждение.
Обеспечение: Материально-техническое обеспечение: слайды фотографий ВОВ, слайды картин: А.А. Дейнека «Оборона Севастополя». 1942, М.И. Самсонов «Сестрица» (фрагмент). 1954, П.А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» (фрагмент) 1951, П.А. Кривоногов «Победа» 1945-1947, музыкальный ряд- марш из фильма «Я шагаю по Москве» (муз. А. Петрова), «Священная война» (муз. А. Александрова), работы учащихся, альбом, краски, кисти, карандаш.
Учебно - методическое:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2. Побединская Л.А. Ради жизни на земле – М.: ТЦ «Сфера», 2000- 96 с.
3. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл. –М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 122с.: ил. – (Библиотека учителя начальной школой).
4. Полунина В. Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982. - 191 с., ил.

Рабочий план:
Подготовительный этап
Изучение нормативных документов Методический кабинет МОБУ СОШ № 14, педагог
Подготовка к ходу урока, педагог
3.Поиск информации на тему «Великая Отечественная Война в моей семье» учащиеся, родители учеников
Основной этап:
1. Обсуждение рассказов одноклассников
2. Обсуждение картин художников
3. Создание рисунков на тему «Великая Отечественная Война в моей семье».
4. Оформление мини-выставки работ, учащихся к празднику 9мая.
Ход занятия.
Под фонограмму марша из кинофильма «Я шагаю по Москве» (муз. А. Петрова) дети заходят в класс и занимают свои места. Звучат слова учителя:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя!
Руки матери твоей,
Шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина- это тоже Родина!
Ребята, а что для Вас значит это слово-Родина? (ответы детей)
Учитель подводит итог:
Родина – это наш дом, школа, ваши родные люди – мамы и папы, наш город, наша страна- Россия!
Вопрос: Кто знает какую великую дату мы отмечаем в этом году? (ответы детей)
Учитель: В этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. О войне мы сегодня знаем по книгам, фильмам, воспоминаниям ветеранов.
Вопрос: А как вы понимаете слово война. Что же такое война? (ответы детей)
Звучат стихи:
Война! Жёстче нет слова!
Война! Печальней нет слова!
Война! Святее нет слова!
В тоске и славе этих лет,
Земли немало кровью оросили,
И вечно будет помнить мир о том,
Как шли сыны и дочери России
Сквозь гром войны
К победе над врагом!
Учитель: Великая Отечественная война была самой тяжелой и жестокой из всех воин. Какие события произошли 22 июня 1941г? (ответы детей)
Звучит музыка А. Александрова. На экране идут слайды о ВОВ. Учитель подводит итог ответов, учащихся:
Германия нарушила мирный договор, начала войну с Советским Союзом, так раньше называлась наша родина. Люди мужественно сражались врагом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Каждая семья вложила свой вклад в великое дело Победы. Вы на прошлом уроке получили задание узнать у родителей о подвиге своих прадедов.
Вопрос: Кто расскажет нам историю своих дедов и прадедов? (ответы учащихся)
Молодцы ребята! Вы столько нового узнали о истории своей семьи, истории нашей родины.
Вопрос: А почему ваши деды и прадеды сражались на поле боя, рисковали своей жизнью? (ответы учащихся)
Рискуя жизнью наши деды защищали свою родину чтобы мы сегодня могли жить в свободной стране, ходить в школу, радоваться каждому прожитому дню.
Вопрос: А почему мы не должны забывать подвиг наших дедов? (ответ учащихся)
Память о тех событиях должна уберечь нас от новой войны. Но не только воспоминания наших дедов хранят память о тех событиях. Художники создают полотна, посвященные событиям 1941-1945г.г. Посмотрим на картины художников.
Смотрим картины, обсуждаем с учащимися.
Вопрос: Как вы думаете почему художники прошлых лет и наши современники обращаются образу войны в своих картинах? (ответы учащихся)
Вопрос: Как вы думаете почему художники в своих картинах обращаются к образу простых солдат? (ответ учащихся)
Вопрос: А что мы сегодня будим изображать в своих работах? (ответ учащихся)
Обобщение учителя: Правильно. Сегодня мы изобразим подвиг наших предков.
Посмотрим, как с этим заданием справились ваши сверстники.
Смотрим работы учащихся прошлых лет, обсуждаем.
Приступаем к работе.
Практическая работа.
По мере завершения работ оформляем мини-выставку на доске. Рассматриваем, обсуждаем лучшие работы.
Итог: Ребята хочется пожелать вам чистого неба над головой, здоровья, мирной жизни и еще раз сказать спасибо нашим ветеранам за Победу!